Разрыв между умными и глупыми нарастает

добавить в избранное
Разрыв между умными и глупыми нарастает
11 декабря 2013, 07:31, burmisia



Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

 

(от себя: в тексте "много букв", но почитайте, реально интересно)

 

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.


— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

— По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР и в США и в Европе и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых, людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.


— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?

— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5-классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника и животный мир и человек и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем" Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.


— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?

— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.


— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

— Да и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.

— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми, также как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.
Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока. А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается. Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь эти занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.


— А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?

— За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц". И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.
Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.
Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики "продавили" внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-85 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.
Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что "мышка" и "мишка" начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А "зуб" и "суп" в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут "фторник", "ва кно" вместо "в окно".


— А какая под этим теоретическая подкладка?

— У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение это понимание графических символов, а озвучивание — это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.

— Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников

— У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.
Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.
Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и "другие" для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.


— Много говорят и пишут об агрессивности российской школьной среды. Вы это видите?

— Я этого не вижу. Хотя, конечно, в совсем уж неблагополучных школах я сейчас не работаю, не знаю, что там творится. И раньше мы в школах дрались и выясняли отношения, только разговоров об этом было меньше. А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы (гимназии, лицея), тем меньше кулаков, драк и ругани. В приличных школах уровень агрессии невысок, там даже и грубых слов не так много.

— Еще одна повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

— СДВГ — это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.
В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85 %% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.
У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат "Страттера" (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса "Страттеры" и у них налицо все симптомы "ломки".
Был прекрасный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман, очень много сделавший для развития детей с поражениями нервной системы. Он брал детей, которые до трех-пяти лет вообще не развивались – не только не говорили, но и не двигались (только лежали, ели и выделяли), и развивал их до уровня, позволявшего успешно окончить школы и университеты. К сожалению, год назад он умер, но работает созданный им Институт максимального развития человеческого потенциала. Так вот, Доман активно выступал против синдромального подхода в медицине и говорил, что надо искать причину нарушений, а не пытаться снизить выраженность симптомов. А у нас в подходе к СДВГ закрепился именно синдромальный подход. Дефицит внимания? А мы его компенсируем лекарством.
На основании исследований врачей-неврологов докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко делается вывод, что главная проблема так называемого СДВГ — в нарушениях позвоночника – вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.
Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.
Чтобы помочь детям с СДВГ надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок, а за это мало кто берется. Обычно неврологи этой проблемы не видят и с этим не работают, но есть врачи, и мы с ними работаем, которые умеют это делать. Причем тут важно не только выправить позвоночник, но и укрепить новое правильное положение, чтобы не произошло привычное смещение, поэтому с ребенком нужно делать упражнения три-четыре месяца. Идеально, конечно, когда ребенок эти три-четыре месяца находится на домашнем обучении и можно проконтролировать не только, что он делает упражнения, но и что он не дерется и не совершает никаких кульбитов. Но, если такой возможности нет, то мы хотя бы даем освобождение от физкультуры на эти месяцы.
После того как кровоток восстанавливается, периоды работоспособности мозга увеличиваются до 40-60-120 минут, а периоды отключения становятся секундными. Однако поведение само по себе сразу хорошим не становится, агрессивные паттерны поведения успели закрепиться, с ними надо работать, но теперь у ребенка уже есть ресурс для сознательного контроля, торможения. Он уже может с этим справиться.
Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.
С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.

 

Бурмися, скопипастил: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

Добавить комментарий
 
+1
11
-1
 
Просмотров 1843 Комментариев 72
Комментарии (72)
11 декабря 2013, 08:03 #

— По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки

Теперь вы поняли, что с Демой спорить бесполезно? =)

У него просто другая логика =)

 
+1
30
-1
 
11 декабря 2013, 08:50 #

Теперь вы поняли, что с Демой спорить бесполезно? =)

Ды ладно... В последнее время заметен очевидный прогресс.

 
+1
1
-1
 
11 декабря 2013, 14:56 #

логика не может быть такой или другой, простой или сложной, хорошой или плохой, женской или мужской. Она либо есть либо её нет

 
+1
20
-1
 
11 декабря 2013, 15:42 #

Если позанудствовать, то понятие "логично" или "не логично" зависит от образа мыслей человека, который проводит данное суждение.


Для одного -- это будет логично. Для другого -- нет.



 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 15:59 #

понятие "логично" или "не логично" зависит от образа мыслей человека, который проводит данное суждение


Люди, которые хотя бы относительно помнят уроки математики, с тобой вряд ли согласятся) Логика - это понятие четкое и конкретное. Это цепочка взаимосвязанных рассуждений, строго структурированная связка фактов. Не зря логические функции и уравнения (моя любимая тема была, кстати) лежат в основе не только математических вычислений и уроков информатики, но и информационных процессов в целом. Даже понятие ИИ строится на том, что ты, "согласно своему типу мышления" поставил в зависимость от образа мыслей какого-то там человека, субъекта)))


Нетушки.

Ты просто путаешь ФАКТ с его ТОЛКОВАНИЕМ, ОБРАЗ с его ВОСПРИЯТИЕМ. Ты пытаешься использовать понятия, смысла которых не понимаешь))


Так что Камикото тут полностью прав.

Другое дело, что на Кавикоме логика не в чести. И споры тут строятся зачастую не на ней, а на травле и демагогии - твоему любимому занятию. Уверен, что и спор в этой ветке ты будешь строить именно на этом)))))

 
+1
-4
-1
 
11 декабря 2013, 21:47 #

Ты вообще читаешь или просто комментируешь?


Для одного -- это будет логично. Для другого -- нет.

Я про психологию, ты мне рассказываешь про математику.


Я именно об этом и говорил в первом своем комментарии.

 
+1
-3
-1
 
12 декабря 2013, 07:21 #

Я про психологию, ты мне рассказываешь про математику.

 

Нееет. Это ТЕБЕ говорят про логику, а ты изображаешь из себя псевдопсихолуха.

 

Я именно об этом и говорил в первом своем комментарии.

 

В первом своем комменте ты как раз занимался своим любимым занятием.

 
+1
-1
-1
 
12 декабря 2013, 09:12 #

Ты всерьез считаешь, что лучше меня самого знаешь, чем я занимаюсь и про что говорю? =)

 
+1
2
-1
 
12 декабря 2013, 09:13 #

Я не претендую на твою психолохию. Всего лишь анализирую то, что ты пишешь.

 
+1
-1
-1
 
12 декабря 2013, 09:23 #

Вот уж воистину, каков анализатор, таков и анализ....

 
+1
5
-1
 
12 декабря 2013, 09:27 #

Уж извини - твои анализы ничем уже не сделать хуже того, чем они есть)))))

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 09:31 #

КАзалось бы, Да?

Но тебе и это удалось! =)

 
+1
2
-1
 
11 декабря 2013, 08:07 #

Случайно подслушанный разговор в автобусе. Едут два 20-летних лба.

"-Может на высшее образование пойти, тогда на ОЭМК возьмут сталеваром, буду 50 тыс. получать.

- Не, там жарко, за такие условия мало денег. Сейчас деньги из воздуха можно делать. Взять лям кредита и дело замутить.

-На инструктаже спросили -что такое давление, один чувак сказал - усилие на квадратный метр или сантиметр, я б в жизни не догадался."

Ну и еще много разного. Смешно, но тошно.

 
+1
6
-1
 
11 декабря 2013, 08:30 #

Каждый день такое от соискателей слышала.


- А почему поступили именно на этот факультет?

- Вы знаете, какой это вуз? Это престижный вуз - куда взяли, туда и поступил. Сейчас вот на второе поступил.

- А зачем? Как планируете использовать полученные знания?

- Ну пока не знаю, но второе высшее лишним же не бывает.


И речь не об МГУ ))


А уж про коллег вообще молчу. То "Я проведу вам краткий ракурс", то "Зарплата состоит у нас из двух коэффициентов. Первый коэффициент - это оклад", то "Офис нерентабелен" (непрезентабелен), то "А сколько дней было в ноябре 2012-го?" (столько же, сколько и в ноябре 2013-го) и так далее.

 
+1
2
-1
 
11 декабря 2013, 10:52 #

"Офис нерентабелен"

Тут то все работники и побледнели =))


Но чувачок такой: "Не, не, в смысле "непрезентабелен". Откачайте бухгалтера" =)

 
+1
10
-1
 
11 декабря 2013, 11:17 #

Чувачок, увы и ах, начал дальше жечь про ракурс и коэффициенты ))

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 11:35 #

Не удивлюсь, если больше тебя, умной, зарабатывает)

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 11:36 #

На тот момент больше зарабатывал, да. Пока его не поперли )

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 11:38 #

Уверена: он хорошо устроился)

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 11:40 #

Ну я же писала про него - чудовищно везучий товарищ, умеющий пустить пыль в глаза.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 12:05 #

как говорится " хороший понт дороже денег"))

 
+1
4
-1
 
11 декабря 2013, 14:54 #

"А сколько дней было в ноябре 2012-го?" (столько же, сколько и в ноябре 2013-го)


речь о рабочих днях, неужели непонятно)))

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 15:03 #

Да-да.

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 23:17 #

P=\\\\frac{dF_n}{dS}.

Прости госпаде, давление это сила прилагаемая к единице площади, т.е. усилие на квадратный метр, по простому, для "инструкторов"

 

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 08:07 #

Конечно, система образования в последние гооды переживает не лучшие времена, но мне кажется, что на протяжении всей истории человечества количество людей с понятийным мышлением не превышало 20% )

 
+1
10
-1
 
11 декабря 2013, 08:13 #

Учитывая, что условие входа в "клуб" достаточно жесткие:

 

Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей.

 

То может быть и того меньше. 

 

Как я понял, основная печаль, которой предается автор -- загубленная советская методика преподавания, которая позволяла (по своей сути) увеличить радикально данный процент

 
+1
3
-1
 
11 декабря 2013, 08:26 #

Нельзя систему образования рассматривать абстрагирванно. Методика преподавания во многом определялась потребностью государства в тех или иных специальностях. Рабоиче профессии романтизировались, стройки века собирали молодежь со всего союза и т.д. Сегодня у нас острый дефицит рабочих специальностей, но при этом полное презрение к ним со стороны молодежи. Необходимость высшего образования в нашей стране сильно завышена, а вот практические технические навыки сильно дискриминированы. Так что я бы не валил все только на образование. Будет адекватный спрос на слесарей, инженеров  и т.д. с вменяемой зарплатой - потянется народ в ПТУ и прочие техникумы. если конечно к тому времени будет кому там преподавать )

 
+1
16
-1
 
11 декабря 2013, 09:49 #

Но от этого мышление логическим-то всё равно не станет - если этому не учить...

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 09:56 #

Разумеется, я только говорю о связке спрос со стороны государства-система подготовки специалистов.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 10:58 #

Все смешалось: кони, люди =)


Рабочим, науки особо не нужны (знаю, работал =). Инженерам -- да (тоже работал), но это не рабочие.


Более того, мне всегда казалось (тут у меня нет достоверных данных), что педалирование наук в СССР было для того, чтобы больше людей пошло в различные ВУЗЫ, а не для тех, кто идет в техникумы и уж тем более в ПТУ

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 23:36 #

Инженерам -- да (тоже работал), но это не рабочие.

Ха-ха-ха. У меня сейчас должность старшего инженера, научные методы применять не получается, ввиду объективно изложенного в статье.

Но это совесем не значит, что нормальный инженер не может решить ряд дифуров и, например, грамотно запараметрировать какой-нибудь регулятор.

Во многих случаях должность инженера не соответствует возлагаемым на рабочего обязанностям.

 
+1
0
-1
 
13 декабря 2013, 07:30 #

Во многих случаях должность ... не соответствует возлагаемым на рабочего обязанностям.

Есть такой вид мотивации -- красивая запись в трудовой книжке.

Я в одной конторе был техническим директором, а по сути - простой инженер с соответствующей зп =).

Тогда вообще вся контора состояла из 3 человек и все они были записаны директорами.

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2013, 09:42 #

не проще ли купить айфон?

 
+1
0
-1
 
14 декабря 2013, 10:54 #

С чего бы покупка айфона стала проще короткой записи в трудовой книжке?

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 08:30 #

Хватит умничать тута, чичас придет Миша и объяснит что в реале все зашибись - дети умнеют день ото дня благодаря именно нынешней системе образования, молодежь стремится к богачеству разному всякому, а для этого учится и самореализовывается в полном объеме и как результат люди богатеют и радоваются жизни сытой и безбедной - то есть все чего не было при сов. системе образования и всяких коммунистических ценностях. А то развели унылую демагогию, понимашь....

 
+1
17
-1
 
11 декабря 2013, 22:10 #

terminahter 
сегодня в 09:07 #

Конечно, система образования в последние гооды переживает не лучшие времена, но мне кажется, что на протяжении всей истории человечества количество людей с понятийным мышлением не превышало 20% )

Я тебя наверное огорчу, но в этом вопросе я согласен с высказыванием  киномана... Ну и, соответственно,  книжки надо читать.

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 07:26 #

"Ну и, соответственно, книжки надо читать." - Хм....

"- Да, че за нах*й!? Причем тут книги!? Это че, я приду на какую-то хорошую работу и скажу: «Я з**бись как дох*я много книг прочитал, возьмите меня на работу?» Так что ли?!" )))

 
+1
3
-1
 
12 декабря 2013, 07:43 #

И таки да... Мишань а как ты считаешь, это тоже отчасти было бы правильно и ты с этим бы согласился?

"Конечно, система ЗДРАВООХРАНЕНИЯ в последние гооды переживает не лучшие времена..."
"Конечно, АРМИЯ в последние гооды переживает не лучшие времена...."
"Конечно, ЭКОНОМИКА в последние гооды переживает не лучшие времена....."
"Конечно, КУЛЬТУРА в последние гооды переживает не лучшие времена....."
"Конечно, ПОЛИЦИЯ в последние гооды переживает не лучшие времена...."
"Конечно, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ в последние гооды переживает не лучшие времена..."
"Конечно, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО в последние гооды переживает не лучшие времена....."

Огорчай меня Миша, огорчай еще)))

 
+1
2
-1
 
12 декабря 2013, 09:04 #

Конечно, с возрастом уже и стоит не так и палок кидается гораздо меньше.... Но ведь согласись, зато как лежит!

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 09:57 #

Вижу знаеш о чём говориш:-D

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 23:23 #

условие входа в "клуб" достаточно жесткие


Скорее про тех, кто хорошо учился в школе. Соглашусь, жесткие, даже может и жестокие.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 08:40 #

По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением

Я всегда знал, что все идиоты! 

 

Кстати, если это она на фотке, то её искренне жалко.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 09:44 #

Я всегда знал, что все идиоты! 

Конечно Чуев, абсолютно все Чуев, в особенности те, кто это знают Чуев;-(

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 08:49 #

Самый лучший букварь это букварь образца 1979г. Всё последующие уже не то.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 21:03 #

Самый лучший букварь, по моему мнению - это букварь для вспомогательной школы Самсоновой. Все мои друзья именно по нему научили своих детей читать, и именно у тех, кто учился по этому букварю не только беглое чтение, но и осмысленное. 


 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 09:02 #

А я дочку учил по-старому...:-[

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 09:16 #

Зачем далеко ходить за примерами. Вот типичный образец современного мышления.

Взято из сегодняшних комментов на Кавикоме

Не пытайся думать за других и решать как они бы рассуждали, ок?

 
+1
22
-1
 
11 декабря 2013, 09:46 #

Хорошая статья. Только... Вот кому оно надо, скажет среднестатистический россиянин, и будет прав. Без понятийного мышления люди неплохо устраивают свою жизнь, делают карьеру, обеспечивают детей и внуков. А если нет никакой разницы - зачем платить больше?) От ума только горе, говорят.

 
+1
10
-1
 
12 декабря 2013, 23:49 #

Вот то-то и оно. На что я туповат, а иной раз хочеться взять и отбросить от себя Богом данную лобную долю.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 09:50 #

По ходу, рожать детей лучше не в России... По крайней мере, пока.

 
+1
1
-1
 
11 декабря 2013, 09:57 #

Не согласен. Детей лучше рожать именно в России. Здесь всегда интересно и можно многому научиться.

 
+1
2
-1
 
11 декабря 2013, 12:07 #

ага, особенно выживанию)

 
+1
6
-1
 
11 декабря 2013, 12:21 #

Очень даже ценное умение.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 16:19 #

Да уж. Все последние законы и законопроекты просто в голос об этом кричат.)))

Но лучше бы мои дети сюда на экскурсии приезжали. Из интереса и для обучения.

А жить лучше где-то в более цивилизованном месте.

 
+1
10
-1
 
11 декабря 2013, 19:59 #

В пиндосии например, там сегодня директор одной школы выдал очередной перл)))

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 09:41 #

Если посчитать, сколько перлов выдают наши преподаватели... да и не только они...

 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 09:53 #

То до пиндосов им, как до Китя раком...

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 10:03 #

Всё проще, мы уверенно идём к западной системе образования-народ должен работать, а не думать, так им проще управлять. Кто то боролся за дерьмократию? Поздравляю, получите, распишитесь.

 
+1
3
-1
 
11 декабря 2013, 11:02 #

Будем честны, но именно в этой ситуации у желающих выбраться наверх (стать кем-то, прокачивая себя в науках) гораздо больше шансов. Тк конкуренция сильно ниже.

 
+1
2
-1
 
11 декабря 2013, 10:02 #

Сегодня из ленты в тему:

К общецеховому ниагарскому грохоту прибавилась еще какая-то адская дрель и наш молчаливый звукорежиссер показал руками окончательный крест.
В съемке возникла непредвиденная пауза, пока не стихнет грохот.
Делать нечего и мы забрели в самый дальний и настолько тихий уголок цеха, что в нем можно было даже разговаривать, почти не переходя на крик.
Оператор Дима присел на сварочный аппарат, положил голову на камеру и задремал, я хотел последовать его примеру, но со мной завел разговор молодой рабочий Вова:
- Так-то клево тебе, ты режиссер, в Москве живешь, а мы тут в Тагиле за копейки корячимся на своем заводе, так и подохнем. Обидно даже.
- А, что мешает? Стань и ты режиссером. Я между прочим тоже не режиссером родился, я, например, родился всего лишь четырехкилограммовым бутузом - слесарем сборщиком второго разряда и тоже работал на заводе, но почти вовремя взялся за ум и в конце-концов стал режиссером.
- Так ведь ты в институте учился.
- Ну, а как же, с третьего раза поступил и учился.
- Так еб тыть, откуда у меня бабки на институт? Тут хоть бы на жизнь хватило.
- Нет денег, займись самообразованием – это практически бесплатно, зато здорово мозги в порядок приводит.
- А че это за херня? Где им заниматься?
- Читай книжки. Книги развивают подвижность ума и многократно увеличивают словарный запас. Хотя бы начни и почувствуй от этого кайф. Обещаю – очень скоро ты втянешься и станешь совсем другим, человеком.
- С хера ли другим? От книжек?
- От них, мой друг, именно от них. Читать нужно каждый день, чтобы узнавать что-нибудь новое, о чем еще вчера и не подозревал. Я, например, когда-то изучил кое-какую музыкальную литературу, потом за пару лет изрядно замучил рояль и поди ж ты – выучился таки играть на фоно. Теперь, если пригодится (и, кстати, пригождалось не раз), могу на съемочной площадке показать, не очень расторопному пианисту, как играть тот или иной музон.
Или, например, я любому актеру сумею объяснить - как держать локти, как доворачивать кулачки, и куда должны смотреть носки его ног, чтобы зритель не заметил, что этот актер впервые в жизни надел боксерские перчатки, а действительно поверил, в то, что он серьезный боец.
И при этом я не заканчивал ни музыкальную школу и не состоял в школе олимпийского резерва и даже на режиссерском факультете меня ничему такому не учили, просто все время читал, тренировался и всегда приставал к умным людям с глупыми вопросами - это и есть самообразование.
Сейчас вот, перед сном читаю книгу о немецком пулемете MG-38, даже не знаю – зачем это мне, но чертовски занимательное чтиво, к тому же, я более чем уверен, что рано или поздно - это наверняка где-нибудь мне в жизни пригодится, бесполезных знаний не бывает, а если даже и не пригодится, то все равно я стану умнее на целый пулемет MG-38, тоже ведь не плохо, как думаешь?
- Какой, нахер пулемет!? Я же о жизни говорю! Если сидишь в жопе, как я, то никакие бл*дь книжки тебе не помогут!
- Почему не помогут? Ты ведь даже не пробовал. Вот ты, Вова, наверняка давно заслужил черный пояс и достиг предела совершенства в бухании пива в подъезде с друзьями и плевании на дальность, ну, так заканчивай это дело и уйди из большого спорта не побежденным, открой книгу и начни изучать что-нибудь еще, смотришь и жизнь твоя в корне изменится, расширятся горизонты и ты вдруг найдешь себе новую интересную работу.
- Да, че за нах*й!? Причем тут книги!? Это че, я приду на какую-то хорошую работу и скажу: «Я з**бись как дох*я много книг прочитал, возьмите меня на работу?» Так что ли?!

Тут оператор Дима, не отрывая головы от камеры, неожиданно ответил:
- Нет, Вова, не так, если бы ты действительно прочитал много книг, то никак не смог бы такого сказать.
- С х*я бы не смог?


…Адская дрель неожиданно заглохла и можно было идти снимать дальше…

Рекомендую

 
+1
24
-1
 
11 декабря 2013, 10:23 #

Я бы тебя за такие вещи даже расцеловать готов!:-[

P.S. Если бы ты был женскаго пола... 

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 10:29 #

Грубас классный, да.

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 10:39 #

Очень странно, зачем ему читать про дорогой и капризный MG-38? MG-42 гораздо дешевле и практичнее был :-).

 
+1
3
-1
 
11 декабря 2013, 11:25 #

даже не знаю – зачем это мне, но чертовски занимательное чтиво, к тому же, я более чем уверен, что рано или поздно - это наверняка где-нибудь мне в жизни пригодится, бесполезных знаний не бывает

Вот это да =)

Прямо один в один =)

 
+1
0
-1
 
11 декабря 2013, 10:54 #

Мда, вот поэтому, из существующих сейчас систем обучения для начальной школы (Занков, школа 21 века и т.д), я для своей будущей первоклассницы выбрала "Школу России" - обновленную версию советской программы. Но, все равно готовлюсь к трудностям, сейчас только ленивый не пожаловался, как снизился уровень образования в школах ((

 
+1
4
-1
 
11 декабря 2013, 11:20 #

Понятийное мышление?

Да я по нему живу ;))

image

 
+1
34
-1
 
11 декабря 2013, 11:39 #

Тоже по теме мышления

image

 
+1
6
-1
 
11 декабря 2013, 18:31 #

   - .у.ня. -

  Подставьте недостающие буквы.

 
+1
5
-1
 
11 декабря 2013, 18:46 #

Это из вчерашней темы про столовую

КуХня 

 
+1
7
-1
 
14 декабря 2013, 23:16 #

Если все точки - пропущенные буквы, т.е. *у*ня*, то получается только дубняк и сушняк. )

А ежели последняя точка - очепятка, т.е. *у*ня, то, кроме "кухня" подходит ещё "ругня" и "кузня". Ну и пара географических названий. 


 
+1
0
-1
 
12 декабря 2013, 23:57 #

Поезд.

 
+1
1
-1
 
11 декабря 2013, 12:12 #

Система образования и правда в глубокой Ж. Аж обидно. Как поговоришь с более молодым поколением, то волосы дыбом от того, что они элементарных вещей не знают.

Не покидает ощущение, что мы (получившие образование в совке) вымирающая часть общества, как динозавры.

 
+1
5
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии