
История освоения отечества от Оскола и до места, откуда начинается день на земле нашей
О истории с однодворцами села Архангельского (Горнее) по освоению Сибири и, что из этого вышло.
Как и обещал Саблону, благодаря Elcher и Шаля, хочу поделиться историей о том, как однодворцы села Архангельского (Горнее) пытались освоить Сибирь и, что из этого вышло.
В августе 1822 году в ходе административной реформы М. М. Сперанского была образована Омская область. Для освоения новых земель требовалось свободное население. Таким населением могли стать и стали однодворцы. На Черноземье, обустроенным черкасами и служивыми людьми (казаками, стрельцами и боярскими детьми – в последующем однодворцами) уже не хватало земли, полученные земли, в вотчину, в ходе 18 века для разросшихся семей были малы. До реформы графа Киселева П.Д. еще оставалось более 20 лет, а до реформы 1861 и того более. В Нижнедевицком уезде в середине XIX века, по статистике, составленной офицерами генерального штаба, мужское население превышало женское (Материалы для географии и статистики России, составленные офицерами генерального штаба. Воронежская губерния. Михалевичь. 1862 г., том 4), что также способствовало переселению на новые земли – далекую, загадочную и богатую Сибирь.
В основном наделы однодворцев не превышали 8 десятин на душу, в то время как на новых землях можно было получить надел в 15 десятин, а то и более, при этом с опорой на помощь и поддержку, оказываемую государством при переселении, однако, правительство в одних случаях шло на это, в других запрещало переселение.
Переселение происходило по определенному сценарию, от охочих людей наряжался разведчик, снабжался провиантом и средствами и направлялся на поиск свободных земель за Урал-камнем в Сибири, найдя пристанище договаривался с представителями местной власти о размещении поселян, пославших его, подписывалось соглашение, и через прошение Царю-батюшке, через Государственный Совет и комитетом Министров, с величайшего дозволения и по благословлению селились на новых землях. На новом месте давалась отсрочка от призыва на рекрутскую службу и выплату налогов, и как повелось в старые времена на Руси жили общиной.
Вот так и в 1826 году Староскольцы (Закотельного стана, с 1779 Нижнедевицкой округи Воронежского наместничества) из села Архангельского (Горнее тож) собрались на переселение.
Доверенный Топоров Василий Яковлевич от однодворцев разных селений Нижнедевицкого и от войсковых жителей Землянского уезда Воронежской губернии подал Покорнейшее прошение Министру Финансов Воронежской губернии по ходатайству о переселении их в Омскую Область (РГИА фонд 379 опись 1 дело 733) 14 июня 1826 года:
«По утеснению в жительствах наших для производства хлебопашества земель, сенных покосов и прочих крестьянских угодий, доверители мои в числе 949 душ, уполномочили меня в 1824 году для приискания под поселение в Сибирских губерниях пустопорожних мест. По поводу чего по прибытии моем в Омскую область, дозволено было мне в числе прочих осмотреть места в Петропавловском округе вверх по реке Ишиму лежащие. И избрал я под поселение 949 душ места при устье речек Бурлуки и Багиник, впадающих в реку Ишим и при озере Теренкуль от редута Новоникольского в ста верстах лежащие и от озера Теренкуль в 50 верстах и по обе стороны речки Бурлука вверх по оной. Окончив сие дело я в начале 1825 года, с данным мне от Петропавловского окружного управления свидетельством отправился в свое местожительство, где многие изъявившие желание о переселении продали домы свои, а я вернулся в Петропавловск, где был извещен, что в Киргизские степи к отводу мест не разрешены.
Оставшись в таковой нерешительности с доверителями моими, которые, распродав дома, скитаются по подворьям и семейства их в нужде страдают, не видя конца настоящего водворения, а потому прошу принять на благорассмотрение сие мое прошение и не оставить рассмотрением.
К сему прошению вместо однодворца Василия Топорова по неимению его грамоте отставной унтер-офицер Иван Пятов руку приложил. 30 апреля 1826 года»
Переписка велась с Омской Казенной экспедицией, Минфином и Департаментом Государственных имуществ, Министерством внутренних дел.
По сообщению Министру Финансов (в Департамент имущественных отношений) Воронежской Казенной Палаты от 20 апреля 1827 года:
«… По сообщению доверенного однодворцев Воронежской губернии Нижнедевицкого и Землянского уездов разных селений Василия Топорова, избрал он для водворения верителей в количестве 949 душ место в Петропавловском округе, однако водворение в Киргизской степени разрешено не было и предписано Омскому начальнику избрать другое место для водворения, а Воронежской палате немедленно донести каких именно селений переселенцы и нет ли за ними недоимок.
Во исполнение такового предписания, Палата земским судам предписала, от поверенного села Архангельского Горные тож однодворца Василия Топорова либо от однодворцев того ж села Архангельского, Хорошилова и Мелового дознать, согласны ли они на переселение и составить реестр.
Между тем Омский начальник известил о согласии принять переселенцев.
Сверх означенных однодворцев вошли в Палату с просьбами Воронежского уезда села Верхней Хавы и Большой Приваловки однодворцы же Парфен Гринцев и Борис Динарев о дозволении им в количестве 71 души переселиться вместе с поверенным Топоровым Омской области в Петропавловский уезд.
На переселение обратились из сел всего душ:
Хорошилова – 66; Архангельского – 29; Дмитриевского – 15; Нового Мелового – 11; Солдатского, что на Котле – 6; Городища – 63; Першина – 1; Пригородных слобод г. Нижнедевицка – 76; Везноватого – 85; Новой Ольшанки – 69; Турова – 43; Мокреца – 13; Высших Борок – 16; Востренькой – 18; Старого Рогового – 38; Синих Липягов – 70; Истобного – 24; Березова – 10; Старого Мелового – 27; Воронежского уезда: Верхней Хавы – 49; Большой Приваловки – 15; деревни Перовки – 14.
Итого 758 душ, которым Палата предписала переход дозволить наступающей весной, снабдить их письменными видами для свободного проезда, выдать им магазинный хлеб в пособие,
а однодворцам Нижнедевицкого уезда, изъявившим желание переселиться в тот же Петропавловский уезд, а именно: села Хорошилова: Емельяну Шахову, Василию Седельникову, Свириду Гончарову; Архангельского: Ефиму Гончарову; Дмитриевского: Максиму Малахову; Нового Мелового: Василию Самотину (Силютину?), Петру Шепилову; деревни Терновой: Антону Батыщеву, Семену Данилову, Тимофею Шопину; села Солдатского: Ефиму Красноухову, Василию Сосину; Пригородних города Нижнедевицка слобод: Герасиму Кузнецову, Сергею Карташову, Андрею Карташову, Науму Глебову, Патапу Крюкову; Вязноватого: Сергею Пенкову, Стефану Никулину, Гуру Бухтоярову; Новой Ольшанки: Никите Баркалову, Луке Стародубцову, Кириле, Илье и Кириле Елфимовым, Дементию Батыщеву, Исаю Звереву, Даниле Стародубцову, Якову Стоякину; Турова: Ефиму Шматову, Павлу Казлову; деревни Макреца: Дмитрию Воротинцову; Старого Роговатого Прогорела тож: Семену Юдину, Матвею Халееву; Синих Липягов: Афанасию Шетилову, Алексею шебанову, Василию Плешкову; села Истобного: Ивану Шепилову и Старого Мелового: Семену Ковалеву, которым объявит, что так как они переход объявили с раздроблением семейств, такового переселения разрешить не может.
Вице-губернатор, статский советник Рубашевский И.И.
Продолжение следует.
1908Orenbor
Надеюсь земляки найдут много интересного в истории села, и прочитают свои фамилии.
Прочел с удовольствием. Не равнодушен к данной теме. Жду продолжение.
А будут фамилии переселенцев? - Вы перечислили фамилии, которым было отказано. Это очень интересно - я родом из этих мест.
Будут, только тех кто был прописан в реестрах при прошениях.
Что дадут фамилии, хотя и интересно. Вот по фамилиям отказников можно хорошо проследить, к примеру Гончаровы это типичная фамилия селе Архангельское и Хорошилово, Юдины и Халеевы распространенная фамилия в с. Роговатое. За остальные села не скажу, поскольку не знаю.
Мы были в Хорошилово в 2000 году. Там такая интересная церковь - ужасная снаружи, прекрасная внутри. Интересно, ее отремонтировали?
Да еще в 2005 году с помощью Клюки. ФИ. Церковь выжила только благодаря одному священнику, который окормлял ее всю жизнь до самого конца 1990х годов, и несколько раз избегал закрытия церкви.
Это хорошо, что церковь отремонтиравали.
Самыми умными оказались роговатовские, однако. )))
Они никуда не поехали, а скупили все хаты уехавших...
Инересно, а этот "сусанин", что восемь лет водил своих земляков по киргизким степям, живой остался ? ))
Прикинь, там даже помещиков никогда не было. С покон веков это вольное поселение. "Столица" второго стана Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии.
В окрУге немало сёл, где жили т. н. "государственные крестьяне", как говорится, без барина.
А в некоторых было наоборот, помещиков, как сейчас чиновников.))))
Захребетников всегда хватало.