
Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.
Первый раз я взял в руки фотоаппарат, когда мне было лет десять. В смысле, взял, это начал пытаться фотографировать самостоятельно. Тогда это несколько отличалось от того, как это делается сейчас.
Первые снимки я делал как бы потихоньку. Брал отцовский фотоаппарат и делал 3-4 снимка. Это естественно выяснялось, после того как отец проявлял пленку. Мои кадры заметно отличались, потому, что я знал, как перемотать пленку на следующий кадр, как навести резкость и естественно нажать на кнопку спуск. Для чего были остальные «крутилки», как говорится, понятия не имел, зато в деле печати фотографий, у меня был уже «солидный» опыт. Лет с шести, я во время этого процесса, всегда был рядом с отцом, а в десять уже принимал непосредственное участие. В мои обязанности входило быстро промыть снимок после проявки, опустить его в фиксаж, выдержать там 15 минут и затем переложить в чистую воду, где он и будет ждать процедуры глянцевания.
Это были 60-е годы, деревня. Что в ту пору снимал деревенский фотограф. Естественно, что свадьбы, маленьких детей и еще похороны. Однажды я выставлял здесь фото с деревенской свадьбы 60-х годов.
Свою первую свадебную фотосессию, запомнил навсегда. Это была свадьба моей двоюродной тетки, двоюродной сестры отца. К этому времени я уже немного освоил азы. Знал, для чего предназначена выдержка и диафрагма, ну и примерно как совмещать эти две величины. Фотоаппарат мой назывался «ФЭД-2», вот он на фото.
Кстати он до сих пор в исправном состоянии, если в него вставить пленку, то его вполне можно поставить в строй, но как вспомнишь, уж очень муторное это дело по сегодняшним временам, по сравнению с цифровиком так каторгой выглядит. А тогда самым трудным для меня занятием было зарядить пленку в проявочный бачок. Кто не знает, вот фото для наглядности.
Мой процесс зарядки выглядел так. Я шел в темную комнату, прихватив с собой все атрибуты: пленку в кассете, фотобачок и отцовский пиджак. Руки просовывались в рукава пиджака, но с обратной стороны, а сам пиджак с подвернутыми краями накрывал разложенные на диване кассету с пленкой и разобранный бачок. Далее для меня наступал кошмар. Требовалось уложить пленку в пазы катушки. Это потом, после многократных тренировок все это выполнялось на автомате, а пока был кошмар.
Отсняв на свадьбе всю пленку, а это, жутко подумать, 36 кадров, мне уж очень хотелось побыстрее увидеть то, что получилось. Это сейчас нажал на кнопку "спуск" на 3 секунды и вот эти 36 кадров, посмотрел – не понравилось, нажал на другую и нет их. Тогда между «нажал» и «посмотрел» проходило много времени, особенно если на одном мероприятии снималось всего несколько кадров, а мероприятий набиралось много, время могло растянуться на пару месяцев. Не выгодно проявлять пленку из-за нескольких кадров. Да и кроме уже упомянутых фотоаппарата и проявочного бачка был необходим еще один агрегат фотоувеличитель.
Примерно таким я пользовался. А вместо кадрирующей рамки, которая отсутствовала на его столе, использовалось прижимное стекло.
Но вернемся к моей свадьбе. Пленка была перемотана в кассету и извлечена из фотоаппарата, свежеприготовленные растворы ждали своей минуты в темном шкафу, оставалось заправить бачок. После многократных попыток пленка никак не хотела укладываться в пазы, я обратно смотал ее в кассету и отложил процедуру до вечера. Придет с работы отец, поможет. Наступил вечер, отец задерживался на работе, а мне уж очень хотелось увидеть плоды своего труда, поэтому была предпринята следующая попытка. Но все повторилось снова, то есть не получилось.
Немного подумав, я вспомнил еще об одном атрибуте фотографа – фонаре с красным стеклом.
Вот он родимый. Фотобумага то при красном свете не засвечивается, значит и с пленкой ничего не случится, подумал я, и быстро воплотил свою идею. Красота, никаких мучений, минута делов и пленка в бачке. Забулькал проявитель, исчезая в воронке, пальцы обхватили шкив и в течении 8 минут плавно крутили этот шкив против часовой стрелки. Минутная промывка и еще 15 минут ожидания, пока фиксаж закрепит проявившееся негативы. Эти 15 минут кажутся вечностью, но и они прошли. Фиксаж слит, можно открывать крышку и просмотрев несколько последних кадров, приступать к окончательной промывке.
Но что это, конец пленки был абсолютно черный. Еще несколько сантиметров, и там чернота. Вот уже вся пленка рассматривается на свет. Нет на ней обычных кадров, нет светлых промежутков между ними, предо мной просто мокрая черная лента с дырочками перфорации по краям. Надеясь на чудо, я вновь ее наматываю на катушку и промываю, промываю, поминутно разглядывая ее на свет. Чуда не случилось. Тогда мне еще было неизвестно, что светочувствительность пленки в сотни раз больше чувствительности бумаги. Отец эту мою ошибку записал на свой счет, ведь кроме него мне об этом сообщить было некому. Но зато, благодаря этой ошибке, у меня вскоре появилась такая книга.
Вот благодаря этой книге и всем тем инструментам, фото которых вы видели выше, с шестого по восьмой класс у меня не было проблем с просьбой денег у родителей на расходные материалы для фотографии, кроме этого еще и на другое хобби, радиолюбительство, немного оставалось. Свадьбы и похороны в деревне были не редки. Для справки - фото самого ходового размера 9х12 стоило 25 копеек, а вот 12х18 уже 50. Как помниться покупать бумагу большего размера было выгоднее, получалось дешевле, а порезать большого труда не составляло. После восьмого класса я надолго забросил фотографию. Ненадолго возобновил лишь с рождением детей. Тогда к уже упомянутому добавились вспышка, экспонометр, кадрирующая рамка, глянцеватель, струбцина и тросик, но это уже было только для себя. Да вот еще в последние три года, благодаря Кавикому, вновь чуток пристрастился к этому делу, но это только для собственного удовольствия. Тем более, что достаточно "цифровой мыльницы", компьютера, ну и штатив иногда.
Странник, специально для Кавиком.
Много лет назад решил попробовать самостоятельно пофотографировать. Взял у знакомого фотоаппарат, зарядил пленку, выставил средние значения выдержки и диафрагмы (по подсказке друга). За пару дней использовал все кадры, перемотал, вынул кассету и отнес в фотоателье. Попросил проявить и распечатать качественные кадры. К моему удивлению испорченными были всего 2-3 кадра. Заплатил я за несколько десятков фото буквально копейки. Потом регулярно делал такие фотосессии.
В 60-е - 70-е в Осколе тоже были такие услуги в фотоателье, но я то жил в деревне и поездки в город были не часто. Вся суть тогда была в процессе. Когда в 80-х попробовал делать слайды, на оброщаемой пленке, это вобще "адское занятие" не помню сколько точно, но 5-7 реактивов использовалось для проявления, плюс у них должна быть температура с точностью до градуса.
Эт точно.
А я свою фотолабораторию только в этом году в деревню отвез) Помню, за цветофильтрами аж в Киев ездил. Потом подгонял их стеклорезом под свой фотоувеличитель. Последний раз сам печатал фото в 94м. М-да, прогресс отнимает простые человеческие радости не только у детей, но и у взрослых)
Хорошая статья, спасибо. Похожий фонарь стоит в гараже, увеличитель благополучно скончался, но есть фотоаппарат "Зенит" лежит как памятник фотографии.
Молодежи это не понять.
Раньше это было искусство. А сейчас только успевай на кнопку нажимать.
Каждый выходной обещаю себе разгрести терабайты фоток и видео и каждый раз откладываю.
А я все собираюсь с винта перенести архив на диски, а то вдруг чего, но тоже руки не доходят.
Когда винт рухнет, то потом могу посоветовать мастера который или сам с него что можно будет достанет или же подскажет к кому обратиться в Воронеже. Ну а если там не помогут (как у меня уже один раз было) - забудьте)))
Дорогое это дело, извлечение инфы с рухнувшего винта, но информация порой дороже. Придется взвешивать все за и против.
Да есть и копии... Одна на DVD-дисках, одна на blu ray дисках и еще копии на двух винтах.
Но это же писец какой, это всё перебирать.... Думаю, что может дочке всё оставить? Пусть сама выберет, что ей на память надо будет?!
Я уже помещал это фото в коментах но повторюсь
С месяц назад, ещё один винт крякнул, но там диск крутился а считывающая головка не двигалась...
Работал на цемзаводе у нас электронщик говорил: Хочешь еба...ся днём купи себе "Москвич", хочешь и днём и ночью, купи фотоаппарат.
Чуев, я давно ничего не обещаю себе разгрести, в смысле фото. Если их за один выезд собирается около двух тысяч успеваешь только сгруппировать по теме для статей.
Тоже палец к кнопке прилип?
Но ведь так хочется порядка!!!!
Потому нынче и ценится не искусство фотографии, а умение работы в фотошопе. По крайней мере, такой вывод можно сделать из комментов фотокритиков в фоторазделе)
Мне отец, видя мой интерес к фотографии, подарил "Смену", вот это был праздник! Пошла купила пленку и, считая, что я уже всё умею заочно, стала заряжать ее в фотоаппарат, это была мука, ничего ж не умела! в итоге первую пленку все же засветила...
У меня целый ящик всяких фотоаппаратов ибо мне их дарили на дни рождения
Давай у тебя музей организуем. Будем на экскурсии ходить. )))
А я только первый "ФЭД" оставил, все остальное ушло с "Молотка"
Да легко! Где ящик - там и два)))
Моя "Смена" до сих пор в рабочем состоянии. Зенитом я пользовался только на трезвую голову. А на выезды на всякие шашлыки-машлыки брал смену, ибо не требует четкой наводки резкости. )
Тоже первый "Смена" был.
В мои руки первым попал ФЭД. Лет в шесть разобрал его на запчасти)
Рано он вам попал))). ФЭД отличный дальномерный аппапрат был. У меня после "Смены" был "Зенит"-ТТЛ. Собственно с ним и жил до цифровой эры, ну перерыв был конечно. "Зенит" был основным, а рядом ещё были "Любитель"-166 (пробовал средний формат), "Киев"-4а: шикарный дальномер с прекрасным объективом, старший брат ФЭДа. Использовал для ответственных съёмок с отдельным экспонометром "Свердловск"-4, что давало отличное результаты, но по оперативности был ближе "Зенит", с которым я мог обращаться с закрытыми глазами.
Зенит купил году в 87-88м. Ни разу не менял в нем батарейки. Недавно нажал на кнопку - светодиоды в окошке исправно мигают!) И кто-то еще будет говорить, что в Союзе ничего не умели делать) Единственный на мой взгляд недостаток Зенита - маленький захват объектива на небольших растояниях. Может, с каким другим объективом и по другому, но Гелиос, например в комнате, захватывает меньше пространства, чем самая дешевая кенэновская мыльница.
Мне "Зенит" подарили родители в 1979 году. После "Смены"- буря эмоций). А "маленький захват"- это фокусное объектива. Поставите другой- будет или шире или уже, в зависимости от этого ФР. Это не недостаток самой камеры. А каждое фокусное для своих целей. А вообще техническое качество снимка складывается из двух составляющих: это объектив и качество плёнки (матрицы). Всё! Все приблуды на тушке для удобства.
Я-то любитель. Потому кроме гелиоса никаких других объективов к Зениту не знал. Сомниваюсь, что они были в Осколе в продаже. Мне даже за цветофильтрами для фотоувеличителя пришлось ехать в Киев. А цветные реактивы покупал в Харькове.
Я-то тоже любитель. На "Зенит" у меня было два сменных объектива: Индустар-50 (7 руб) использовался для пересъёмок книг и т.п. из-за высокого контраста и "Юпитер-21М"(покупал в Курске во время учёбы), это уже довльно дорогое стекло, но использовалось мало. А в основном "Гелиосом" обходился и как-то хватало), хотя всегда хотелось широкоугольный для пейзажей.
А в цветной фотографии я только слайды успешно делал на немецкой или чешской плёнке. Наша была никакая(. Цветную негативную проявлял- отсылал на печать по почте, но качество плохое было. А сам не печатал, хотя и фильтры, и бумагу, и реактивы прикупил. Сложно было в домашних условиях цветную печать делать, и ванночки с терморегулятором нужны были. Мало того, что стоят не мало, так и найти ещё надо, впрочем как и всё в то время.
Про ванночки с терморегуляторами я и не знал. Качество вполне устраивало. А вообще меня интересовал сам процесс. Времени естественно занимало гораздо больше, чем ч\б. При подборе цветофильтров на одну фотографию уходило около часа. Для этого приобрел пробную рамку с шестью открывающимися окошками, чтобы на одной фотке испытать сразу шесть вариантов. Интересно было. :)
Рамочка у меня тоже была, но так и не применил в цветной. Я её порой в ч/б использовал для подбора выдержки при печати. А фильтры были для аддитивной печати (синий, зелёный, красный). Даже два набора разного размера. Для них ещё фотоувеличитель со специальным лотком нужен был.
Я цветофильтры подрезал стеклорезом. :)
У нас в классе только я и мой одноклассник занимались фотографией. Поэтому , все школьные фото - только наши. Была "Смена", в институте -"Зоркий", после -"Зенит", "Москва". Сейчас - " CANON", все-таки наши партнеры..:) Пытался еще заниматься киносъемкой, была кинокамера "ЛОМО", но слишком много проблем было с проявлением пленки, не пошло...
У товариша был "шпиЁнский" фотик, кажись Киев. Размер точно не помню, но примерно как разрезать вдоль сигаретную пачку. Для него еще специальная узкая пленка продавалась.
Видел я такие, но качество- полный хлам.
У меня была мечта в школьные годы - купить фотоаппарат ЧАЙКА . Там пленки на 72 кадра хватало...:) У моего дяди такой был. Фотки вполне нормальные были. Другой дядя был редактором старооскольской газеты "Путь Октября", часто делал фото для газеты : пейзажи, посевные-уборочные, детишек и т.п. В принципе, от них тяга к фотографии появилась. Ну, и в пионерских лагерях всегда были кружки фотографии. Можно было чему-то научиться...
Именно там я впервые увидел, как на погруженной в раствор фотографии появляется изображение. К этому действу как нельзя более подходит определение "таинство". :)
Помню такой, взвод затвора и перевод пленки, прям как в шпиёнских фильмах.
Киев-вега
"Зоркий" тоже достойный аппарат был в соё время. А киносъёмка меня почему-то никогда не привлекала, хотя на "память" порой стоит снять. У друга была тоже "ЛОМО" (выбор был ведь не велик), снял он мою дочь (первые шаги) и плёнка до сих пор валяется где-то- смотреть не на чем было. Не покупать же проектор, "Русь" кажется были, из-за одной плёнки.
Как то в 80-е свояк добыл где-то большой рулон кинопленки. Он ее резал и заправлял в обычные фотокассеты. Зерно практически отсутствовало, даже при большом увеличении.
У меня был рулон фотобумаги. Уже и не помню, где вял. А еще были две коробки фотостекол. Реактивы для них использовались те же, что и для бумаги.
Дома у родителей под фотодело была выделена целая кладовка, но из всех в семействе фотографированием занимались только папа и я. Благодаря фотоаппарату ФЭД осталось очень много фотографий со школы и института. А потом я все забросила и только в критический момент своей жизни начала опять фотографировать, очень помогло мне это тогда.
Все написанное я тоже проходил. Но в Осколе несколько изменил химический процесс. Мне подарили лабораторные весы, и я стал самостоятельно готовить проявитель. Сразу увидел разницу.
Я тоже перешёл на самостоятельное изготовление растворов. Реактивы из Харькова привозил, здесь не найти было.
Это уже "высший пилотаж"!
До сих пор храню. Отличная книга.
Ещё помню как не получалось первый раз плёнку намотать на спираль бачка. Хорошо фотограф в ателье подсказал, что её надо немного под углом держать. А вот под фонарём плёнку не засвечивал.
Читал внимательно.
У меня где-то должна быть книга(надеюсь) по фотографии еще про пластинчатые фотики на ножках, из которыз птичка вылетала) Еще мать в молодости приобретала)
Точно, под углом... Но и в этом случае нужна была определенная сноровка. Меня здорово выручала лента-коррекс с такими пупырышками по обоим краям...
Про ленту я знаю, но у меня её не было, и если не ошибаюсь она использовалась с другими бачками. В этом случае она наматывалась вместе с плёнкой одновременно, а пупырышки препятствывали слипанию слоёв плёнки. Ширина плёнки с лентой соответсвовало ширине бачка, и не было Уже как в нашем примере, указанном выше.
Ленты были разными: для узких пленок и для среднеформатных (если не ошибаюсь так назывались пленки пошире...). Хотя коррекс-пленку нужно было еще поискать по магазинам - редко она попадалась...
Широкая или узкая-это детали. Главное принцип: в этих бачках не было спирали.
Слышал тогда о такой, но не разу не видел.
Были бачки с двойной спиралью, говорят в них заправлять было проще, но не знаю, не было такого и никогда не пробовал.
У меня тоже не было.
К теме свадебных фото, в инете попалось такое:
Зато можно поручиться, что они кредит на свое торжество не брали... :))
Так чи в то время и не давали))
Да здравствует совок!
1) Не покупать западные товары, только Б/У или с рук.
2) Не ездить за границу (только в дружественные страны, которых уже нет).
3) Мыться только отечественными средствами и стирать..."кристалом", от которого белье через пару стирок станет серым.
4) Всюду и везде ругаться и орать...
5) Есть только "советскую еду", желательно в столовых и других "тошниловках".
6) Забыть, что такое "требовать", не качать права, перед чиновниками и ментами стоять по стойке смирно.
7) Лечиться только отечественными лекарствами.
8) Требовать убрать с фабрик и заводов очистительные системы для воздуха и воды.
9) Сдавать бутылки и банки после использования.
10) И....САМОЕ ВАЖНОЕ....ходить в БИБЛИОТЕКИ! Брать там книгу и не сдавать ее...