
Фильму "Любовь и голуби" исполнилось 30 лет
Меньшову попили крови из-за пьянок, а актеров на съемки привозили на вертолете
Фильм «Любовь и голуби» давно разобран на цитаты — он заслуженно стал классикой. Более того: это редкий случай, когда фильм по достоинству оценили не только зрители и критики, но и коллеги Владимира Меньшова по цеху. «Они подходили ко мне, — говорит режиссер, — и после третьей рюмки признавались: «Ну, такую хрень, как «Москва слезам не верит», мы бы тоже могли снять, но «Любовь...» нам не по зубам».
НЕТ ДОМА ТОГО. В основу сценария легла одноименная пьеса сценариста Владимира Гуркина. В пьесе дело происходит в сибирской деревне, но режиссер решил искать локацию для съемок поближе к цивилизации — Меньшов пришел в ужас от нищеты, которая царила в настоящих сибирских селах. Выбор пал на Медвежьегорск в Карелии. Причем снимали картину в настоящем доме, где жила семейная пара. За разрешение использовать жилплощадь хозяевам пообещали капитально отремонтировать двор и хату. Потом домик Кузякиных забросили, и он долгое время стоял без хозяев, постепенно разрушаясь. В итоге кто-то запустил на подворье «красного петуха». Зато сейчас на месте пожарища вырос новый особнячок.
Единственное здание, которое сохранилось со времен съемок, — Дом культуры, около которого проходил смотр самодеятельности (помните: «Фигура первая. Рабочая», «Фигура вторая. Печальная», «Фигура третья. Разлучная»). Он хоть и находится в плачевном состоянии, но еще стоит. Местные жители долгое время подрабатывали с его помощью — за деньги пускали в Дом культуры туристов.
РЕАЛЬНЫЕ КУЗЯКИНЫ. В основу фильма Гуркин положил реальную историю Василия и Надежды Кузякиных. которые жили в городе Черемхово Иркутской области. Гуркин писал свою пьесу, еще будучи студентом театрального. Времени катастрофически не хватало, так что он даже не успел придумать своим героям фальшивые имена — вписал настоящие. Хотел поменять позже для фильма, но тут на дыбы взвился Меньшов: «Не позволю! Имена просто шикарные. Оставить!» В 2001 году в Черемхово открыли памятник Кузякиным: брозовые Вася и Надя сидят у воды, а вокруг них вьются голуби, образовывая крыльями сердце.
ЭКСТРИМ НА ПЛОЩАДКАХ. По воспоминаниям Меньшова, съемки проходили весело, но опасно. Актеры — люди занятые, кроме кино, им еще и на театральную сцену выходить надо, так что на съемочной площадке они не живут, а приезжают сюда по мере надобности. Один актер — в кадр, второй — в Москву, на спектакль. Собрать всех исполнителей вместе было сродни чуду. Потому для съемки финальной сцены на крыше сарая, где все актеры были должны присутствовать в обязательном порядке, пришлось даже использовать вертолет! С его помощью на съемку доставили Дорошину — гримировали актрису прямо во время полета, о чем она потом не раз с удовольствием вспоминала. Приземлившись, актриса сразу вошла в кадр. А через 20 минут этой же вертушкой улетел в Москву Михайлов.
СЕКРЕТЫ ГРИМА. Чтобы Михайлов смотрелся в кадре с Дорошиной как можно органичнее, его решили состарить (Нина Михайловна была старше его на 10 лет). Сказано — сделано. Каждый день кудесники-гримеры накладывали на кожу актера искуственные морщины и подкрашивали желтой краской зубы — под табачный налет. Юрский отделался сравнительно легко — ему просто нацепили бороду и оставили в покое. А вот кому пришлось действительно нелегко, так это 39-летней бабе Шуре — Наталье Теняковой.
Издевались над ней всей съемочной группой. Для начала обрядили в чью-то старую тельняшку, под которую напихали несколько килограмм ваты и марли — фигура сразу «правильно поплыла». На шею накручивали по 2—3 платка, чтобы скрыть настоящую шею актрисы, а на лицо накладывали толстенный слой грима. За время съемок актриса успела проклясть всех и вся — натерпелась, бедная.
И даже на Меньшова бывает проруха
Почему-то бытует мнение, что раньше не только деревья были выше, но и курьезов в картинах не было. Мол, всяческие комиссии за этим строго следили и в случае чего могли дать невнимательному режиссеру по кепке. Но киноляпы были, есть и будут. Любой режиссер может что-то упустить из виду. Меньшов — не исключение.
Моя любимая ошибка — свистопляска с галстуками. Обратите внимание: на курорте Василий в тренажерном зале слушает героиню Гурченко в новом синем галстуке. А чуть позже на рынке он этот самый синий галстук только собирается приобрести. С одеждой вообще творится неразбериха. Так, когда армия справедливо разгневанных женщин организованно наступает на дядю Митю, в одном из кадров у него зеленая рубашка, а в другом — уже в клетку. Пострадала от невнимательности и Надя. Во время встречи с Василием на набережной на ней повязан платочек с разноцветными концами (слева — желтый, справа — зеленый). Но по ходу действия желтый конец чудесным образом меняется местом с зеленым.
Несуразница творится и с предметами вокруг героев: то пропадают, то появляются скамейки у калитки, а дядя Митя зачем-то дважды достает сигареты (в руках у него уже есть пачка, а он лезет в пиджак еще за другой). Еще одна нелепость: когда Надя читает письмо, то за ее спиной — окно. А в следующем кадре за спиной героини уже маячит одежный шкаф.
В общем и на таких дотошных режиссеров, как Владимир Меньшов, приходится своя доля ляпов. Но разве они портят общую картину? Да ни капельки!
PS. Перлы, улетевшие в народ
Ишь ты, орган движения они лечили, орган движения! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то!
День взятия Бастилии впустую прошел.
Умерла, говорит, дедушка, твоя бабушка.
Девушки, уймите вашу мать!
Ты идешь к этой Горгоне? — Нет, к жене.
Инфаркт микарда! Вот такой рубец!
Что характерно — любили друг друга.
Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел!
— Ах ты... Сучка ты крашена. — Ну почему же крашена? Это мой натуральный цвет!
Брак — это добровольное рабство.
Беги, дядь Мить, беги.
Людк, а, Людк! Тьфу! Деревня!
А в груди прям жгеть! Прям жгеть, как будто жар вот с печи сглотнула!
Простите, что помешал вам деньги прятать.
Может, мы тоже пойдем с тобой — состругаем снегурочку-то?
Для настроения.
Источник:
Отличный фильм на все времена.
Вчера решила его пересмотреть еще раз)))) Раньше фильмы добрее (так же как и мультики) были.
У меня два любимых: Л.и г., и Служебный роман.
А у меня еще с этим же актером "Мужики", там циганенок был который не разговаривал.
Не, печалька...
Ну начало печальное, а конец фильма все равно положительный.
Из этой "серии" мне нравится фильм "Вдовы", жаль, его не показывают по ц.к.
У нас много чего лежит на полках и покрывается пылью. Я была в восторге от экранизации "Мастер и Маргарита".
А как же
?))
Хороший фильм!