
ТЕ, КОМУ сейчас перевалило за 70, старожилы и уроженцы земли оскольской, не только хорошо помнят, но и знают, что река Оскол с верховья до впадения в Северский Донец была насыщена плотинами с мельничными турбинами.
Река была полноводной, немало перевезла грузов туда и обратно. А сколько перемолола зерна на муку и крупу! Сколько на мельницах было рассказано помольщиками сказок, былин и всевозможных баек о встречах человека с ведьмами и чертями. Сколько на ее глади в лодочках сидело рыбаков!
Знает история, что Оскол был рубежом великого Московского княжества. Пойменные заросли создавали отличные условия водоплавающим птицам. Дважды в году в поймах косили травы на сено. Человек, начиная с племенного строя жил рекою.
Оскол вращал своими водами турбины первой в Старом Осколе гидроэлектростанции. Пусть вся ее мощность составляла 3 киловатта, но и этой энергии было достаточно для освещения Коммерческого сада. Через год, то есть в 1989 году, этой гидроэлектростанции исполняется 100 лет. Совсем недавно, в послевоенные годы, на реке были слышны лунными вечерами женский смех, звон гитар под всплески весел.
А представьте себе бывший Коммерческий сад, аллею на самой бровке обрывистого склона горы к реке, освещенную электрическими фонарями, внизу — Оскол с отражением электрического света и вереницу лодок под кронами ветел, вечерний звон колоколов Троицкого храма. Сейчас на месте Коммерческого сада следственный изолятор с гаражами. Обветшал и развалился лестничный спуск.
В петровские времена река размашисто несла к югу вешние воды с отчаянными купцами на большегрузных стругах. Каждый староосколец в довоенные годы любовался весенним половодьем. Город, ютившийся на меловых кручах, созерцаемый со всех сторон, казался полуостровом.
А вот как, по преданию, видел воронежский поэт Алексей Кольцов Приосколье в 1836 году:
На горе за рекой
Лес зеленый шумит,
Под горой над рекой
Хуторочек стоит.
Ныне, я так думаю, это село Сорокино. А вот как видел спустя 100 лет Приосколье в 1933 году писатель, оставшийся для нас неизвестным: “Люди, теснимые голодом, в конце июня — в начале июля заселили семейными куренями берега. Горели круглые сутки костры. Спасая свою жизнь от голодной смерти, люди ловили речных моллюсков, раков, рыбу и стравливали прибрежную растительность”. Такое позабыть нельзя. Река была и должна остаться кормилицей народной.
Вопросы экологии в нашей местности становятся острыми. Энергоресурсы не бесконечны. Как же наши предки использовали те же самые распашные земли, что и сейчас? Какую применяли энергию для переработки сельхозпродуктов и для облегчения труда при изготовлении строительных материалов?
Достаточно сказать, что в Старом Осколе до 1872 г. работали 32 ветряных двигателя. Одни перерабатывали зерно, другие — на кирпичных заводах месили глину для силикатного кирпича и гончарных изделий, третьи — дробили дубовую кору для кожевенного производства, четвертые — обрабатывали коноплю.
Разумеется, остались и потомки, пусть далекие, тех, кто пользовался ветряной энергией, — это Дьяковы, Поваляевы, Гусаревы, Макаровы, Будыкины, Ильниковы. У последних ветряной двигатель прекратил свое существование в начале 50-х годов уже нашего столетия. Как же забыть труд наших предков? Гласит же народная мудрость: “Славна земля трудом предков наших, но не разрушительными войнами и возней злых политиканов”.
Зори 4 октября 1994 Александр Агеев,старожил Старого Оскола.
! ! !
! ! !
Похоже, что сейчас эта фраза должна звучать так:
Интересно и много тут таких?
Мне не за 70, но плотину на Канатке и мельницу помню...:)
Даты в статье то в лес, то по дрова.
И это разместил профессиональный журналист.
Чуев, ты у нас кто? Читатель! Значит должен бы читать все с начала, где сказано, что рассказы Агеева взяты из книги и я не должен их править. Тем более, чт оуказана дата выхода в печать. Не надо косить под дурачка! Некузяво!
Саблон объясняет Деме, как из 1994 года переместиться в 1989 год
Открыток Пенского у меня хватает, они уже много раз мелькали в Кавикоме, поэтому я не стал их повторять. А по теме вполне нормально.
А открытки Ю.Г.Городецкого есть ? :)
ОСКОЛПЛАСТ, увы, с Городецким не занком и никогда с не общался. У него несколько отличающаяся от Пенского коллекция. О ней должен хорошо знать Дригайло или Евсюков.
Извинте, что встреваю. Кто такой Городецкий Ю.Г. ?
Я вот тут только что нашел у себя на полке книжицу со старыми фотографиями Оскола. Написано, что это из частной коллекции данного товарища. Тут порядка 40-а фотографий и присутствуют те, что у Никто nobody. Только, видать фотошопом, все надписи на карточках подчищены. Не совсем пожалуй это порядочно сделано, но?
А Пенского как по имени -отчеству величать?
Пенской Иван Тихонович. http://www.kavicom.ru/pages-view-1591.html
Понял, спасибо!
Сына его Олегом прозывают? Бывший комсомольский работник?
Да, Олегом. Он- мой одноклассник. Где-то он работал инструктором:или в комсомоле, или в КПСС.Точно не помню.
Да, это уже и не существенно ныне.
После того, как... Он стал производственником и обретается в бывшем Саблоновском цехе - металлизации. Мир тесен, однако.
А как по Городецкому? Что известно?
Ничего не могу сказать. Знаю, что у него есть интересная коллекция. У меня есть некоторый интерес к этому... :)
Парторгом в ЭСПЦ (с цехом не уверен) на ОЭМК в начале 90-х. Как-то в турпоездке вместе были.
Все знаешь, а спрашивавешь. Я работал с ним на ОЭМК и хорошо знаком.
Саблон тоже бывший комсомольский инструктор или Пенской слесарь КИПа?
Зри в корень Если ты знаешь меня, то к чему вопрос?
Человек красуется умением добывать информацию из открытых источников.
НЕ перевариварию бахвалов, однако.
Как наши предки использовали те же распашные земли что и сейчас? По другому. Пахали на лошадях. Зерновые выращивали длинностебельные, в созревшей ржи-пшенице человек с головой скрывался. Солома шла на корм скоту, а это скот - это навоз, или назём, как тогда говорили. Но урожаи, между прочим, были мизерные, сам-три, в лучшем случае, сам-четыре.
Вот фото плотины на р. Осколец со стороны Стрелецкой, 1938 год. Копия фото взята из архива И.Н. Сабынина.
АФИЛ, отличное фото, думаю многим будет интересно.
Вот еще одно фото р. Осколец со стороны гуменской горы. Сейчас здесь сооружен путепровод с микро на ул.Ленина.
На месте дороги вдоль реки, сегодня проходят ж/д пути. Вдали видна ямская церковь.
Фото старое и с множеством дефектов. Пришлось изрядно поработать над реставрацией, чтобы оно как-то смотрелось.
Есть в городе спецы, делающие из таких фото конфетки.
Эт Вы про кого ?
Своих друзей.
sablon
«Есть в городе спецы, делающие из таких фото конфетки».
Фото обрабатывал в стандартной программе Paint. Сканирование на стареньком сканере с разрешением 1200. Изначально некоторые фото весили до 400мгб. При большом увеличении разница видна. При обычном рассмотрении глазом не заметно, и достаточное разрешение 150 – 300 пкс., т.е вес фото 1 – 4 мгб. Представляемые здесь фото обычно весят 20 – 100 кб.
В фотошопе и др. программах, чтобы исправить такие дефекты все равно нужно карпеть над каждым элементом дефекта в отдельности. Приемы типа «лассо», «размытие» «латка» и пр. решают общие задачи и при большом увеличении видны. Что касается подбора контрастности, насыщенности, уровней и пр. есть более совершенные программы, но их не использую. Достаточны типа ACDSee 7.0 или ACDSee Pro3.
Где-то так.
Для примера привожу фото 1938 года в начальном виде.
АФИЛ, я бы не знал и, конечно, не говорил бы на эту тему ничего, но... Однажды моой друг, работавший в музее, принес интересную фотографию жуткого вида. Наклеена на картон, изломана и вытерта. На фоне Кампанской мельницы на реке в лодке плывут два человека. Один из них приказчик, другой - директор или что-то в этом духе той самой мельницы.
Другой мой мой друг - художник, преподаватель, большой любитель и знаток фотошопа, взялся за восстановление фотографии. Размер ее был нестандартным, больше формата А4 и пришлосьь сканировать ее по половинкам, и потом сводить в целое. Ушло на реставрацию ровно пять часов. Но получилось настоящее произведение искусства. У меня к великому сожалению остался только исходный продукт, а исправленный образец куда-то задевался. Известно, что фото находилось в частной коллекции.
Спустя много лет я напомнил другу-художнику об этой работе. Он сказал так: Сегодня я ее сделал бы в два раза быстрее. Фотошопы стали круче.