День подводника капитан в запасе Владимир Куриленко отмечает обязательно. Тридцать лет от отслужил на подлодках. А это все равно, что прожить целую жизнь на суше.
Закончив минно-торпедный факультет военного училища Владимир лейтенантом ступил на палубу первого, еще надводного, корабля «Иван Кучеренко» - плавучей базы обеспечения подводных лодок. Прослужив полтора года на этом корабле Владимир Куриленко перешел на подводную лодку.
Повезло Владимиру с первым командиром – Алексеем Белоусовым. Именно он впервые показал молодому лейтенанту всю силу и мощь подлодки, дал почувствовать, как послушна она опытному и уверенному командиру. Прикипел Владимир Куриленко душой к подлодкам. А когда есть желание – появятся и умения. Вот и стал Владимир в 25 лет помощником командира ракетного подводного крейсера.
Трудное это дело – служить на подводной лодке. Такое не каждому по плечу. И немаловажным в этом деле является полная секретность.
-Бывало так, что даже экипаж не знал, куда и зачем уходит подлодка. Командир получает задание, штурман по карте прокладывает курс, а матросы и мичманы весь рейс работают, не зная где в данный момент находится их корабль. Для соблюдения секретности подводные лодки никогда во время рейса (а он может длиться и пару месяцев) не заходят в порт, да и не всплывают обычно, – вспоминает Владимир Куриленко.
Это сейчас в сети Интернет можно найти фотографии и характеристики практически любых, даже самых современных подлодок. На больших парадах гигантские стальные туши «морских королев» гордо рассекают водные просторы под «взглядами» телекамер и фотоаппаратов.
А раньше... «Шумовой паспорт» подлодки, ее профиль, фотографии – дорого заплатили бы американцы и японцы за эти данные. Ведь если иметь у себя «шумовой паспорт» подлодки и ее схему, то можно легко отследить многие ее рейсы и найти ее слабые места. А если лодку отследили – это уже провал задания. «Засветившись» подлодка вынуждена уходить в свой порт, не выполнив задачу. В некоторых случаях, обнаружение подлодки может грозить и гибелью экипажа – если, например, лодка находится на чужой территории или обнаружена врагом во время войны.
В военно-морском флоте были, конечно, подлодки, которых и радары не брали и акустики не слышали. Например, подлодка «Варшава», которую американцы назвали «Черная дыра» за ее способность неслышно и незаметно «подкрадываться» к кораблям противника. Впрочем, «спрятать» подлодку сложно. Боевая субмарина проекта 667 БДР, на которой служил Владимир Куриленко была высотой с девятиэтажный дом (с поднятыми перископами). Водоизмещение ее - 15 тысяч тонн. Как такую махину спрячешь? Но все равно ухитрялись подводники незамеченными пересекать Тихий океан из конца в конец. Однако благодаря тому, что последние поколения подлодок могли запускать ракеты на другую сторону земного шара надобность в нарушении чужих территориальных вод отпала.
- Дедовщина на подлодке невозможна в принципе. Весь экипаж должен работать как один механизм, без ссор и драк. Каждое утро на подводной лодке для матроса, офицера или мичмана начинается одинаково – с чистки и уборки своего судна. Двенадцать метров в диаметре и 160 метров в длину. Если ежедневно не очищать подлодку изнутри и снаружи, то она быстро зарастет грязью. В экипаже субмарины было 44 офицера, около 50 мичманов и примерно 50 матросов. Весь экипаж разделен был на три боевые смены. Рабочий день делился на три вахты по четыре часа. Четыре часа сна, четыре часа ходовой вахты, четыре часа занятий и работ и все заново. К тому же как минимум раз-два за ночь всех обязательно поднимут по учебной или боевой тревоге. В итоге уже через пару дней начинаешь теряться – на часах два пятнадцать, а понять день сейчас или ночь невозможно – рассказывает Куриленко.
Получали подводники по тем временам, в отличие от сегодняшних, приличную зарплату. Если у инженера в месяц выходило около 110 рублей, а у шахтера – 300, то командир субмарины получал 660. Уже в 27 лет Владимир Куриленко мог приобрести в Военторге (через это ведомство велось спецобслуживание подводников) легковую автомашину. А в те времена это считалось невиданным шиком. Правда, платили за дело.
-В подлодке есть чего бояться. Представьте: идете вы по узкому и низкому коридорчику, а над вашей головой многотонные механизмы щелкают, сами собой переключаются какие-то вентили, а вокруг ни одного человека. За бортом шум воды, огромным давлением стены сдавливает внутрь. И знаешь: над лодкой сейчас несколько сотен метров воды и если что-то случится – сам с такой глубины не всплывешь… - описывает подводник.
Есть у подводников в уставе очень четкое и жесткое правило – никто не имеет права покинуть аварийный отсек. Если в отсеке пожар, пробоина – все, кто оказался в этот момент в отсеке должны или справится с проблемой или погибнуть. Даже если ты просто проходил мимо. При первых звуках аварийной тревоги все отсеки мгновенно задраиваются. Герой ВОВ Магомет Гаджиев не зря сказал в свое время «Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все побеждают, либо все погибают».
- Нет ничего страшнее пожара в подводной лодке, а самый страшный – когда горят банки регенерации воздуха. Один раз и у нас на корабле возникла такая угроза – огонь мог дойти до этих банок.…И вот только тут можно понять то, как близки друг к другу все, кто служит на подлодке. Весь экипаж работал как единый механизм, без команд и приказов, понимая друг друга с полуслова. Жили одним дыханием, одними мыслями. В такой момент у подводников нет страха. Годами вырабатывается умение без страха переходить в «автоматический режим», действовать в опасной ситуации мгновенно и строго по инструкции. Один гайки крутит, второй крышки скидывает, третий резиновое покрытие разматывает, четвертый готовит средства тушения пожара…Буквально за пару минут все потушили. И только после пришло осознание того, что могло бы случиться.
Ученые, исследующие космос, всегда интересовались условиями службы на субмаринах, ведь между космонавтами и подводниками много общего. Единый коллектив, работающий в замкнутом пространстве, с экстремальными нагрузками. Именно на примере подводников разрабатывались принципы жизни на космическом спутнике.
Жены подводников тоже герои. Их мужья уходят в плавание на долгих два месяца, оставляя жен на берегу, в закрытых военных городках, больше похожих на деревни. Отремонтировать розетку, прибить ковер к стене, вырастить и воспитать детей – все это остается на женах. Самое трудное для жены - ждать, приятное – дождаться.
Сегодня Владимир Куриленко как и раньше он держит руку на кнопках управления, управляет большим и сложным механизмом. Жену и сына он видит теперь каждый вечер, да и его рабочий кабинет не похож на рубку подлодки. Только вот вспоминает он порой кнопку на пульте, управляющую шестнадцатью баллистическими ракетами, «убийцами городов». Нажав на нее можно уничтожить едва ли не половину Америки. Он был готов нажать эту кнопку точно в тот срок, когда придет команда. Нажать не задумываясь, автоматически, мгновенно ответив ударом на удар. Но, к счастью, закончился напряженный период «холодной войны», да и ушел уже Владимир Куриленко с флота. Всплыл, открыл люк и вышел, как из подводной лодки после долгого похода.
- Не передать словами те ощущения, когда выходишь на палубу из подлодки. Внутри всегда свои специфические запахи – горелое масло, краска. А когда выходишь на палубу и всей грудью вдыхаешь морской воздух.…За 20 миль можно почуять запах свежескошенного сена, весенних трав и почувствовать всем лицом теплые солнечные лучи. Это и есть второе рождение.
Автор текста -
Текст ранее был опубликован в печатном издании
>- Дедовщина на подлодке невозможна в принципе. Весь экипаж должен работать как один механизм, без ссор и драк.
Эх, если бы везде так..
upkv, это только там, где действия одного, могут стать причиной смерти всех. С БОЛЬШОЙ вероятностью.
Хорошая история. Нам в школе когда-то один подводник рассказывал свою биографию. Рассказывал также, как посвещают в моряки новобранцев. Очень интерессно послушать их рассказы)))
Интересно и хорошо написано. Я так понял-каперанг Куриленко-староосколец? Может, и мне про свои походы рассказать? Дубровин про Египет писал, Сова про Казантип, а я ведь тоже в Старом Осколе живу!
kuzema5 Я, канешна, не администрация етого сайта, но с уверенностью могу сказать, что здесь будет опубликовано ВСЁ, что бы ты, kuzema5, ни написал! Пиши однозначно!
LORD, поделишься? kuzema5, возьмешь пример с Дубровина?)
любишь Жуля Верна? или просто название понравилось?:)
Bartezz, и то, и то)