
Тема, поднятая Алпеем, действительно интересна и немножко обидна - немцы наши самолеты сотнями сбивали, а никто их наших асов до сотни не дотянул, неужто правы злопыхатели, и войну мы выиграли исключительно "мясом", неужто действительно у нас просто оказалось больше солдат, чем у них патронов? Не уверен. Давайте немножко подумаем и порассуждаем.
Начать следует с того, что истребителям в пантеоне славы досталось незаслуженно большое место. Основные самолёты войны - штурмовики и бомбардировщики. Неужто кто-то всерьёз считает, что истребители производились для того, чтобы отчаянные парни в лихой воздушной схватке набили друг другу морды? Это дюже дорого даже для самой богатой страны. Тем более, что сбитый самолёт это необязательно погибший летчик. Покрышкина сбивали два раза. Хартмана - четыре, Баркхорна - 9 раз, Г.Берра (221 победа) - 18 раз, Рудорффера - 18 раз, Руделя - 30, Гриславски за один только день - четыре раза! Нет, основная профессия истребителя - охрана. Бомбардировщиков, штурмовиков, воздушных разведчиков, транспортников, кораблей, наземных войск, городов и так далее. Истребитель по своей сути - мордоворот-телохранитель при боссе, а боссы у истребителя - все. В конце концов, война идёт на земле, и только та земля считается захваченной, на которой закрепился пехотинец. А для пехоты вражеский истребитель вещь сравнительно безобидная, жужжит где-то вверху, ну и бог с ним. Вот когда начинается бомбёжка, или, не приведи господи, "чёрная смерть"налетает целой эскадрильей, тут дело плохо, тут молиться надо. От бомбы весом в 250-500 кг и в блиндаж не спрячешься, вскроет как консервную банку и хоронить некого будет.
Но вот мы, худо-бедно, а припомнили несколько имён наших истребителей, а кто может назвать кого-нибудь из бомбардировщиков? Разве что Гастелло, да и то, не за количество уничтоженных врагов, а за то, что направил свой самолёт в гущу вражеской техники. Немцы вот знают Руделя , который потопил линкор "Марат" и уничтожил (считается) 519 наших танков. А штурмовики? Назовите! А смертники войны, советские камикадзе, торпедоносцы? Во время Великой Отечественной войны средняя живучесть торпедоносца была 3,8 боевых вылета! Штурмовика - 11, бомбардировщика - 48 , а летчика-истребителя - 64 боевых вылета! Собственно, если подумать, то это неудивительно. Проведём аналогию с криминальными разборками - киллеры всегда стреляют в главаря, в босса, а телохранители просто иногда попадают под раздачу. Зенитчики целятся в бомбёра или штурмовика, он опасен, он - первый враг, а истребитель - ну, ежели случайно под снаряд угодит...
У Покрышкина, кстати, истребители в числе сбитых составляют меньше половины, остальные - бомбардировщики, штурмовики, транспортники, разведчики.
Отсюда, казалось бы, должно следовать то, что и у прославленных немецких асов в числе сбитых должны преобладать бомбёры и штурмовики. Ничуть не бывало! У Хартмана их практически нет! Только истребители. Дневник боевых действий эскадрильи JG-52, в которой воевал Хартман, приводит следующие данные:
В период с 15.12.43 когда Хартман "насбивал" двести одну победу, за ним записано:
Аэрокобра - 5 шт, Ла-7 - 4шт, Як-9 - 1шт, Мустанги (без указания количества ), остаётся верить, что действительно 5 шт, как и заявлено Хартманом. Ровно в десять раз меньше того, что нахвастал ас.
В сохранившейся первой летной книжке, где указано 150 побед, из бомбардировщиков указаны: Ил-2 - 5; Пе-2 - 4; А-20 "Бостон" - 1; По-2 - 2 машины.
Э, ребята, в чём дело? Что за польза наземным войскам от такого мастера воздушного боя?
Давайте нарисуем пару гипотетических ситуаций. Первая: группа наших штурмовиков в сопровождении истребителей идёт на железнодорожные станцию, где разгружается полк немецкой мотопехоты. По пути их перехватывают немецкие истребители во главе с Мюллером, Рудорффером или даже с самим Хартманом. Наши истребители вступают в бой, прикрывая штурмовиков. Но поскольку они лохи полные, а Хартман есть Хартман, то немецкие летчики сбивают всех, не потеряв ни одного своего. Слава немецким асам !
Но за это время "Илы" аккуратно перемешали весь немецкий полк с землёй , вагонными досками и рельсами. Передний край не получил подкрепления, сорвалось наступление или было прорвана оборона, в любом случае дело для немцев развивалось хреново.
Выполнили немецкие летчики свою задачу - прикрыть пехоту? Нет, хотя и насбивали. Выполнили наши истребители свою задачу - прикрыть штурмовики? Да, хотя и погибли. Вечная им память, а войны без потерь всё равно не бывает.
Теперь обратная ситуация - немецкие бомбёры идут бомбить нашу станцию. Их встречают истребители во главе с самим Покрышкиным. Немецкие лётчики не дураки, знают - элитную гвардейскую дивизию Покрышкина абы кого прикрывать не поставят, дело намечается серьезное, кровь с носу надо довести бомбёры до станции, дать им отработать. Но, опять же, поскольку они не дураки, то кто же станет связываться с самим Покрышкиным, даром, что он против Хартмана телок зелёный, впятеро меньше сбитых имеет? "Ахтунг, ахтунг, в воздухе Покрышкин" - и самолеты врассыпную. Вы там, на Юнкерсах, сами как-нибудь, а мы со стороны посмотрим, выберем момент, авось кого и собьём . И на оставшихся без прикрытия Юнкерсов наваливаются крутые парни Покрышкина.
Тут ещё вот какая деталь: бомбардировщик с грузом бомб штука тяжелая, неповоротливая, тянет по прямой и слава богу. А тут истребители. А жить хочется. И пилоты Юнкерсов сбрасывают смертоносный груз куда-то в болото, выстраиваются в круг и, огрызаясь пулеметными очередями, уходят за линию фронта без потерь.
Ну вот не повезло нашим ястребкам, никого не сбили. А когда возвращались, на них сзади набросились мессеры , до этого околачивавшиеся в облаках, зажгли нашего и быстро слиняли.
Вопрос: выполнили наши истребители свою задачу? Да, хотя никого не сбили, но и на наземные войска ни одна бомба не упала. А немцы? Нет, хотя и сбили нашего, но бомбёры оставили без прикрытия, не дали им возможности прицельно отбомбиться по нашим войскам. Свежая часть прибывает на передовую и даёт немцам жару.
Ещё раз: я изображал гипотетические ситуации, не ищите их в анналах истории, но суть отношения к войне с обеих сторон примерно такова.
Я именно про асов, простые летчики и у немцев честно воевали. Да и то...
"... был у немецких летчиков-истребителей один крупный недостаток. Могли немцы в бой ввязаться, когда это совсем не нужно. Например, при прикрытии своих бомбардировщиков. Мы этим всю войну пользовались: у нас одна группа в бой с истребителями прикрытия ввязывалась, на себя их отвлекала, а другая атаковала бомбардировщики. Немцы и рады - шанс сбить появился. Бомбёры им сразу побоку и плевать, что другая наша группа эти бомбардировщики бьёт, насколько сил хватает."
Н.Г.Голодников, летчик-истребитель 2 Гвардейского истребительного авиаполка Северного флота.
"У нас группе прикрытия ударных самолетов, бомбардировщиков или штурмовиков, всегда задача ставилась строго определённым образом. Мы должны были не сбивать, а отбивать. Прикрытие - основная задача. У нас правило такое было, что лучше никого не сбить и ни одного своего бомбёра не потерять, чем сбить троих и потерять один бомбардировщик." Он же.
"Прикрывает мы штурмовики. Появляются немецкие истребители, крутятся, но не атакуют, считают, что их мало. "Илы" обрабатывают передний край, и немцы не нападают, концентрируются, стягивают истребители с других участков. Отходят "Илы " от цели, вот тут и начинается атака. К этому времени немцы сконцентрировались и заимели численное превосходство в три раза. Ну, а какой в этой атаке смысл? "Илы"-то уже отработали. Только на личный счёт. И такое бывало часто." Он же.
"В первую половину войны немцы очень широко применяли тактику "один-два бьют, а шестеро их прикрывают". Мы, когда поопытнее стали, с группой прикрытия уже не связывались, а сразу организовывали атаку на аса. И тут же вся группа бросает бомбардировщики и атакует нас, а нам только этого и надо. Наша-то основная задача бомбёров прикрыть, и, получается, что немцы своей тактикой сами помогают нам её выполнить. Конечно, личный счёт таким методом, с помощью команды, можно "настрелять" астрономический, но с точки зрения стратегии этот метод порочен". Он же.
Летчик-штурмовик Г.М.Рябушко, 111 боевых вылетов, лично сбил немецкий истребитель, ни разу не сел вне аэродрома, хотя три немецких летчика по результатам снимков фотопулемёта отчитались в его сбитии:
"Взаимодействие штурмовиков и истребителей у нас в полку было отработано великолепно. Когда мы подходили к цели, то уж точно знали, что наши истребители есть и над нами и вокруг нас. В основном так бывало, что мы только по радио слышали, что идёт воздушный бой, а немцев даже и не видели."
Знаменитые немецкие асы сплошь и рядом боевых заданий не получали, летали на свободную охоту: заберется повыше и высматривает одиночные самолеты. Приметил, зашел сзади или от солнца, набрал скорость в пикировании, ударил и удрал. Конечно, таким образом немало насбивать можно, вот только другим войскам от этого какой прок?
Да и сам - какой ты, к чёрту, боец, ты шакал!
Все знают Федора Емельяненко, да? Сколько он первоклассных мастеров боя в нокаут отправил! А вот теперь представьте, что является гопник и заявляет, что он куда круче Фёдора, ибо умелым ударом по затылку в темной подворотне столько лохов вырубил, что Фёдору и не снилось! Вы с ним согласитесь?
Вот представьте: вы босс, вы наняли крутых телохранителей, а потом, когда вам встречается группа гопников, ваши телохранители куда-то исчезают. Избитый, с выбитыми зубами и переломаными ребрами вы лежите на земле, и тут ваши парни возвращаются и хвастаются: - Шеф, мы их догнали и троим так напинали, что они живы не будут!
Вам такая охрана нужна?
Вот эпизод из дневника немецкого летчика-истребителя Кноке:
"3 марта 1944 года.
Американцы бомбят Гамбург. Шпехт не может лететь, и на меня временно возложено командование эскадрильей. У нас было 40 самолетов, а осталось 18. Их я и поднял в воздух.
Над Гамбургом я наметил цель - небольшую группу "Боингов ". Мои самолеты на 1500 метров выше их. Я приготовился было пикировать, но заметил, приблизительно на 1000 метров ниже слева, группу из 60 "мустангов". Они не могут видеть нас, поскольку мы находимся между ними и слепящий солнцем.
Это настоящая удача!
Я сбросил скорость, чтобы дать янки немного продвинуться вперёд. Веннекерс идёт рядом, размахивая руками и показывая большой палец...
В практически отвесном пике мы врезались в самую середину янки и почти одновременно открыли огонь. Мы застали их врасплох...
Вечером я получил сообщение из штаба дивизии, что обломки не менее 12 "мустангов" найдены в секторе Цезарь-Антон-четыре и Цезарь-Антон-семь."
А "Боинги"? А "Боинги" спокойно отбомбились по цели. И плевать нашему асу, что погибли десятки, а то и сотни его соотечественников, разрушены дома, уничтожена техника, зато он личный счёт увеличил!
А ведь если б ты, сука, никого не сбил, а просто внёс панику в ряды бомбёров, заставил их сбросить бомбы впустую и вернуться на базу несолоно хлебавши, тогда бы ты был настоящим защитником.
Сбивать надо, конечно, кто ж спорит, хороший самолёт - сбитый самолёт, уж он гарантированно безопасен, но и просто отогнать врага от своих - полезнейшее дело, прямая обязанность истребителя. Пусть их летают, бензин жгут, моторесурс расходуют, бомбы впустую тратят - свои войска целей будут.
Теперь о словах ..., что-де один "Спитфайр" был опаснее двадцати русских истребителей. Да, "Спитфайр" был очень серьезным истребителем, одним из лучших, и английские летчики тоже были мастерами своего дела, но вот второй ас фашистской Германии Герхард Баркхорн этого, видимо не знал, ибо писал: "Я сражался против всех типов советских самолётов, в том числе полученных русскими по ленд-лизу. Лучшим истребителем считаю Як-9... В начале войны русские были неосмотрительными в воздухе, действовали скованно, и я легко сбивал их неожиданными атаками, но всё же вынужден признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские пилоты становились всё более умелыми воздушными бойцами."
Для многих и многих немецких летчиков война была разновидностью спорта, развлечением для настоящих мужчин, их интересовал личный результат. Но война всё-таки не спорт, тут личные заслуги не столь важны, тут необходима командная, всенародное победа. Пришёл май сорок пятого, и подняли лапки кверху и Хартман, и Баркхорн, и Рудорффер. Не в последнюю очередь ещё и потому, что не желали выполнять свою прямую обязанность - хранить!
Хранить - это дело почётное тоже,
удачу нести на крыле
таким, как при жизни мы были с Серёжей,
И В ВОЗДУХЕ, И НА ЗЕМЛЕ!
(Выделено мной, А.Т.)
Ахан Тигирей, специально для Кавиком
Браво! Прекрасный анализ и детальный разбор тактики. Заношу в избранное.
В годы Великой Отечественной войны 2271 авиатору было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. При этом, больше всего Героев дали стране представители штурмовой авиации - 860, затем шли истребители - 836, бомбардировщики - 203, разведчики - 86, пилоты транспортной авиации - 23, воздушные стрелки - 18, военные комиссары и политработники - 16 человек.
Из 65 советских авиаторов награждённых двумя медалями "Золотая Звезда", лётчики - штурмовики также занимают ведущее место - 27 человек, затем идут истребители - 26 и бомбардировщики - 10 человек.
Верно, и это доказательство того, что командование и правмтельство понимали, кто в воздухе главный. Но ещё раз: кого вы можете назвать из штурмовиков? Из бомбардировщиков?
Слава их как-то обошла.
За остальных говорить не берусь, скажу за себя.
Никого.
Как то особо их не выделяли.
Публичная слава, безусловно их обошла, а что вы хотите соколы то были сталинские.
Ахан, может это не скромно с моей стороны, но об авиации и летчиках периода ВОВ, я зная очень много, как-то так получилось, что с этой темой я иду по жизни с детства. Более того, городок где я провел детство, дал стране 2-х дважды Героев СССР, Павлов И.Ф. – летчик-истребитель и Беда Л.И. – летчик-штурмовик, что касается бомбардировочной авиации, а конкретно АДД, мемуаров не густо, Голованов, Молодчий, Богомолов, Решетников и пожалуй все.
Ещё Тихомиров "На крыльях АДД".
страна помнит своих героев
4 июня 1965 г военный летчик Валентин Привалов на этом самолете совершил пролет под центральным пролетом моста через реку Обь. День был жарким солнечным, на мостулюди, пляж на берегу заполнен отдыхающими, среди которых были и офицеры штаба округа, и вдруг рев самолета и серебристая стрела устремляется у всех на глазах под мост, затем резко взмыв вверх, подняв огромную волну уходит в небо. Расстояние между опорами моста 120 м, высота пролета 30 м. Самолет заходил в это “окно” на скорости 700 км/ч. При такой скорости даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту самолета на метры. Самолет пролетел всего в метре над поверхностью воды. Обстоятельства усложнялись еще тем, что всего на расстоянии 950 м от Коммунального моста ниже по течению реки находится железнодорожный мост важнейшей магистрали ЗапСиб и по нему проходил состав. У летчика было всего 5 секунд, чтобы успеть взмыть вверх не задев этого моста. Привалову грозил трибунал, но тогдашний министр обороны маршал Р.Я.Малиновский решил оставить летчика в строю. Привалов затем служил в Кубинке.
Фото явный фейк, но событие имело место.
Не далее как вчера, на сон грядущий, я перечитывал именно его. Кстати, вы обратили внимание как Сафонов раздавал сбитые самолеты летчикам участвующие с ним в бою.
Если кого-то еще интересует тема ВОВ советую почитать книги Драбкина А.В. В отличии от мемуаров, он сумел собрать воспоминания рядовых воинов, т.е рабочих лошадок войны, которые, по большому счету, ее и выиграли.
Плюсую. Хотя несколько однобоко и притянуто за уши. Например:
А уничтожение вражеских бомбардировщиков?
Или:
Знаменитые советские асы Кожедуб и Покрышкин тоже не чурались свободной охоты.
"11.03.45 г. 4 экипажа, ведущий майор Кожедуб, вылетев на свободную охоту северо - восточнее Грайфенхаген вели воздушный бой с группой ФВ-190 и 18 Ме-109." (Из наградного листа Кожедуба).
9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, командиром которой с 1944 г. был Покрышкин практически этим и занимались, а по большому счету переняли тактику немцев 1-й половины войны.
Голодников говорит и о свободной охоте. Да, ею можно заниматься, когда у тебя численное преимущество. Наши лётчики и занялись ею с 44-го года.
Кстати от себя добавлю про истребителей. Помимо самолетов сбитых лично отдельно еще велась статистика сбитых в группе, когда непонятно кто сбил. И такой счет у многих летчиков превосходил количество сбитых лично самолетов
А еще, у фашистов количество лично сбитых самолетов ведется еще с войны в испании (эскадрилья "КОНДОР") ну и соответственно с сентября 1939 года. Т.е. к началу войны с нами у многих асов уже было сбитых лично больше 100 самолетов, ну и уже во время ВОВ фашисты засчитывали в зачет, советские самолеты, уничтоженные на аэродромах.
КСТАТИ, с Советскими танками, история не лучше. Их тоже в зачет ставили по странному, отсюда и Витман и ему подобные.
тут более развернуто и интересней, хотя "многабукаф"
Ахан, спасибо, что вы продолжили эту тему.Она куда важнее борщей и сисек. Борши через неделю забыываются, а здесь, судя по комментариям, вспоминаются люди и их дела, совершенные 70 лет тому назад. Пусть по ссылкам, но вспоминаются, а могли бы остаться не упомянутыми.
Оно-то так, но вот заметьте, существа, которые "не глупее мужчин" (женщины) на мою публикацию никак не отреагировали, даже оценивать не стали, разве что Низа плюсик кинула, даже самая мудрая из баб - Еврохвостица, мужественно отмолчалась, хотя могла бы поднять руку и заявить, что-де женщины тоже воевали , могла бы вспомнить хоть Раскову и Гризодубову. А то ведь криков и битья посуды - мы умные, умные, умные!!!, - навалом, а как потребовалось слово сказать, так тут же вспомнили, что борщ варить нужно.
О, обидки полезли!
Помилуйте, какие обидки? За что? Вы мне слова не сказали, на что обижаться?
Говоришь - плохо, молчишь - еще хуже. Ну вы там с мальчиками общайтесь, общайтесь...
Вот, мальчики, это пример женской логики. Нам не понять.
Вижу, что все же тема женской глупости вам ближе темы войны)
Ахан. Ахан, что же вы сразу на таран пошли, забыли с кем имеете дело, в войну их называли ночные ведьмы, в хвост надо попытаться зайти.
Вам важно моё мнение в той теме, в которой я не разбираюсь?))) Поди ж ты...
Если б я всерьёз интересовалась военной авиацией времён второй Мировой - я б могла выдвинуть какие-то свои предположения и аргументы. Но я не интересовалась, не разбираюсь - и потому молчу.
Вы вот предпочитаете говорить, если хочется сказать - и не утруждаете себя желанием предварительно разобраться в теме - что ж, Ваше право, я не против... но зачем же удивляться, что я не следую вашему примеру?)))
Можно всерьез про военную медицину временн второй Мировой, али военную журналистику)))
Можно? Нужно!
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.©
Про журналистику самой было бы интересно покопаться в архивах и написать - жаль, времени на это нужно много, а у меня сейчас нет его. Мой первый дед как раз был кем-то вроде военного корреспондента. Но мне не удалось выяснить толком про него ничего.
Лучше поздно, чем никогда. А вот про военврачей - реальный треш )) хоть наш Абельдяев, глыба же.
Низя. Вот что осталось от дома на Пролетарской, где, как я слышал, жил Абельдяев. Дом БЫЛ старинной постройки времен купеческой застройки. Посмотрите на остатки фундамента.