
Три богатыря. Эту картину я помню с детства потому, что на висела на стене возле моей кровати.
Успел рассмотреть ее довольно хорошо. Первые годы – впечатляла, тем более, что любил читать былины. Потом начал присматриваться к персонажам. Ну, два дядьки, конечно, впечатляли, а третий, ну никак. Что-то на богатыря не смахивал. Какой-то тщедушный, да и лошаденка у него не очень богатырская. В колхозе того села, где жил мой дедушка, все лошади были более статные, чем у этого богатыря. Вообще, загадочная личность, этот Алеша. Удивительно, как он смог попасть в компанию этих богатырей? Может в роли оруженосца?
Когда стал более взрослым, то задумался и о главном богатыре – Илье Муромце. Многое не мог понять. Мужик просидел тридцать лет и три года. Значит, он был инвалидом с детства? Раз не мог двигаться, то у него, получается, было повреждение нижних конечностей? Поврежден позвоночник? Тогда, у него и мышцы за эти годы атрофировались?
Не понятно, как он мог вот так, разом встать и превратиться в богатыря? Ему что, в те времена сделали операцию на позвоночнике? Мало вероятно. Значит, былинники где-то, чего-то прибрехнули, да, при этом, сильно. Оставался вне подозрений только один, Добрыня Никитич. Странно, среди трех, два сомнительных и только один не сомнительный. Что-то и с ним не так.
Шли годы. Много их прошло, а интерес к этим загадкам не пропадал. В конце 70-х годов, в одном из номеров журнала «Работница» была опубликована статья одного историка, который утверждал, что Алеша Попович – реально существовавшая историческая личность, как и Тугарин-змей.
В моем представлении из детства этот самый Тугарин-змей, был каким-то монстром. Огромный, как анаконда, ненасытный, но обладающий человеческой речью, которого не старались убить, а пускали за стол во время великокняжеской попойки, и не боялись, что он сожрет всех присутствующих. Вот же, змеюка!!!
После прочтения той статьи о реальности существования Алеши Поповича, я начал собирать из разных источников сведенья об этой личности. Интересная начала вырисовываться картина.
Алеша Попович — герой единственной, посвященной его личному подвигу былины «Алеша Попович и Тугарин-змей». Ему принадлежат также эпизодические роли во многих былинных сюжетах: он крестовый брат Добрыни, Ильи Муромца и Михаила Потыка, спаситель девушки от деспотизма братьев в редкой былине "Алеша Попович и сестра братьев Збродовичей (Петровичей)». Многие исследователи считают его главным героем в первоначальном архаическом изводе былины о борьбе с Идолищем, где его позднее заменил (преимущественно в северных записях) Илья Муромец.
В. Ф. Миллер, выявивший основные летописные соответствия с героями эпоса, соответствия, имеющие прямое или косвенное отношение к былинным сюжетам, считал, что оба персонажа былины «Алеша Попович и Тугарин-змей» историчны: прототип Алеши — ростовский «храбр» Александр (XIII в.), Тугарина — половецкий хан Тугоркан, выдавший дочь за Святополка Изяславича, киевского князя (XV в.).
Д. С. Лихачев также считал, что прообраз Алеши — «один из храбров Всеволода Большое Гнездо, житель Ростова, главный герой Липицкой битвы 1216 г.79 [79 Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 46].
Б. А. Рыбаков, заново проанализировавший данные летописи с XI по XIII в. и согласный с Д. С. Лихачевым, что «исторический прототип Алеши (в полной форме Александра) Поповича относится к XIII веку», установил важнейший исторический факт, что это имя «прикрыло собой еще одного богатыря», победившего в 1096 г. половецкого хана Тугоркана и в 1099 г. воевавшего с половцами и их предводителем Боняком.
Этим богатырем был Ольбег (звательная форма — Ольбеже), сын Ратибора, киевского воеводы и боярина, бывшего при Владимире Мономахе тысяцким. Он застрелил из лука половецкого посла Итларя (Итларище — Идолище). Брат Ольбега Фома Ратиборич в 1121 г. отразил нападение поляков, за что Мономах поставил его тысяцким во Владимире Волынском и послал ему гривну и золотую цепь.
Необычное имя — Ольбежа — забылось и заменилось Алешей, объединившим в своем эпическом и летописном образе подвиги обоих братьев: и борьбу с Итларищем и Боняком, и награждение золотой гривной, о котором упоминает летопись (Рыб. Др. Русь. С. 110-111).
Цикл былин по своему происхождению не киевский, а переяславский, так как ставшие его основой события происходили в Переяславле русском, где два десятка лет провел Владимир Мономах. Переяславль в эти годы был форпостом Киевской Руси и всегда первым принимал на себя удары половцев. «Возможно, что началом переяславского цикла был занесенный в летопись известный рассказ о юноше кожемяке, победившем печенежина... Имя Владимира II, ставшего под конец жизни князем киевским, слилось с именем Владимира, его прадеда, а Переяславль заменился Киевом» (Рыб. Др. Русь. С. 111).
Имя Александра Поповича, упомянутое в летописи в связи с гибелью богатырей в 1224 г. на Калке в числе семидесяти и в летописной повести о службе его у ростовского князя Константина и отъезде его в Киев к князю Мстиславу Романовичу Храброму, постепенно обрастало сказаниями, перерабатывавшимися в эпический цикл об Алеше Поповиче. «Киевизация былин, вероятно, и начиналась таким образом, с прямой оппозиции местных героев удельным князьям и постепенно переходила к формам эпической идеализации Киева», — полагает Ю. И. Смирнов (ЛП. С. 342).
Древнейшее ядро цикла представлено архаичным сюжетом о борьбе героя с чудовищем. Тугарин олицетворяет врага и насильника. Его выезд на Русь сопровождают два волка и два ворона, символизирующие враждебные намерения (Григ. III. № 30).
Гиперболизация образа Тугарина (рост три сажени, ширина в два обхвата, «промеж плеч косая сажень, промеж глаз калена стрела») и его коня («Конь под ним — как лютой зверь:/ Из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом»
В процессе дальнейшей эволюции былины появляется новое изображение Тугарина, ассоциирующегося с татаро-монголами. Былинники начинают описывать Тугарина, как непомерного обжору:
Принесли на стол лебедь белую —
Вынимал собака булатный нож,
Поддел со блюда белу лебедь,
Кинул собака себе в гортань.
Со щеки на щеку перемётыват,
Лебяжье костьё вон выплевыват.
Его голова — как пивной котел, очи — как пивные чаши, уши — как большие блюда.
Хотел понять, почему Тугарина описывают именно таким? Единственная мысль, которая пришла ко мне в голову такая: представители монголоидной расы преимущественно широкоскулые, что не характерно для славянских народов. Теперь о прожорливости. Мне кажется, что и тут есть разгадка. Славяне изначально – земледельцы. Основной продукт их производства – зерно. Об этом много сказано в книге «Предистория Руси». Там говорится, что славяне были основными поставщиками зерновых еще со времен персидских походов организованных Дарием.
Естественно, что у славян преобладала пища из зерновых, и мясо было в качестве добавки, в отличие от кочевников. У них мясо было, практически, основным продуктом. Скорее всего из-за большого мясопотребления и сложился образ ненасытного Тугарина-змея.
Я не историк, поэтому не берусь это утверждать. Я просто высказал свое предположение. На сколько оно может совпадать с вашим, судить вам.
Вот такие мои находки, касающиеся Алеши Поповича. Прояснилось превращение обычного воина в былинного богатыря. Возник вопрос, а что писали летописи, подтверждая существование Алеши Поповича?
Никоновская летопись под заголовком "Богатыри" за 1001 год свидетельствует следующее:
"Александр Попович и Ян Усмошвец, убивиши печенежского богатыря, избили множество печенегов и князя их Родмана с тремя сыновьями его в Киев к Владимиру привезли".
Но это далеко не все подвиги, совершенные ближним дружинником — воеводой Поповичем князя Владимира. За 1004 год Никоновская летопись сообщает о новом нападении кочевников-печенегов на русские пределы:
"Пришли печенеги на Белгород. Владимир же послал против них Александра Поповича и Яна Усмошвеца со многими силами. Печенеги же, услышав, бежали в Поле".
Вот и все, что я хотел рассказать
Алпей
Специально для Кавиком
На аватарке, зо Дема?
Тебе мой ник покою не дает, скапыжник?
Вот интересно. Никого не заинтересовал былинный герой. Опять ошибся с выбором темы.
Меня заинтересовал. Я знал до этого, что Алёша Попович звался Александром и погиб в битве при Калке, но многое другое для меня внове. Правда, сейчас я слегка злоупотребивши и всего прочитанного осознать не могу, но назавтра перечитаю по-новой.
Правильный выбор, но к сожалению когда сиськами трясут об истории не вспоминают.
Интересно, спасибо за тему, есть над чем подумать.
Только сейчас поняла 10 век, средневековье, время рыцарства, Артур львиное сердце, круглый стол, первые крестовые походы, как много есть хороших книг (романов) и художественных фильмов на эту тему, а у нас как-то тишина, наши герои не воспеты, хорошо хоть мультики появились, мне они не нравятся, но хоть что-то.
Рио. А вы заметили, что фильмы, выпускаемые сейчас в России или высмеивают нашу историю, сказания, былини или демонизируют правителей. Вспомните фильм "Царь" , где показывают Ивана Грозного неким придурком, сдвинутым кровожадным уродом. Я не собираюсь утверждать, что во время его правления не было людских жертв (сравните нынешнее десятилетие), но нельзя же отрицать очевидное. Посмотрите, насколько увеличилась территория Московского княжества и всея Руси.
Да, вы правы. Есть однобокость в сторону негативных моментов, и эта закономерность наводит на неприятные выводы.
Народ который не знает своего прошлого не имеет будущего (c)
Рио, а вы знаете, что Илья Муромец тоже реальная историческая личность, как и Добрыня, только они слишком обросли мифами?
Нет не знала, если подготовите материл будет интересно прочитать
читаем здесьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Илия_Печерский
В википедии описывается биография Ильи Муромца, а я собирал, где попадались, исследования историками былин об Илье Муромце. Это совершенно разное. Сейчас, любопытства ради, делаю то же самое в отношение Добрыни.
Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин, Владимир Путин...)))
Дема, а это к чему?
Об одностороннем восприятии личности в истории)))))
Ты считаешь, что изображение в фильме "Царь" Ивана Грозного в виде помеси юродивого, полуумного и блаженствующего при виде крови есть истинный облик? Я знаю одного человека, который написал отличный киносценарий об одном из наших царей, показав его с положительной стороны и перечислив его заслуги. Сценарий получил отличную оценку от историков, занимающихся изучением именно той эпохи. А толку? Когда он принес этот сценарий в одну из компаний, где его бегло просмотрели, потом отказались брать этот сценарий в работу. Причина? Если автор переделает образ этого царя в полудурка (привели пример фильм "Царь"), то они берут его в работу. Автор отказался искажать историю, изложенную в его сценарии на основе многих архивных материалах. Вот так сейчас делается история в фильмах. Этот сценарий есть у меня в электронном виде. Автор прислал его мне и хотел знать мое мнение. Я его просмотрел, но чтобы дать оценку этому сценарию, нужно знать больше, чем узнал автор. Мое личное мнение, что сценарий правдоподобен, тем более, что там множество эризодов взято из архивных данных.
У тебя очень странные выводы.
Случай случаю рознь. Сейчас, на волне моды на монархизм, часто можно встретить и обратные примеры.
Еще кстати, ваша статья натолкнула на мысль купить книгу с былинами для сына. Подозреваю что будут сложности с поиском
Рио, будут сложности с содержанием. Если, чтобы сын знакомился с былинами без искажения, то лучше запишитесь в библиотеку и берите амые затрепанные книги
У родителей мужа оказывается есть в библиотере.
Значит, вам повезло. Не советую читать издаваемые СЕЙЧАС сказания, былины и т.к. Во многих из них внесены "корректировки"
А Илья Муромец ваще православный святой.
Его память празднуют 1 января.