
У меня уже цикл наметился "по следам ваших выступлений". Кто-то в комментах к статье Горожанина о городских скульптурах упомянул девушку с веслом, как символ абсолютного совка. Понятно, чел блаароден насквозь, образован по уши, за компом сидит, весь мир на мониторе видит, чё бы тут губу не оттопырить - совок, мол, гипса деревенская, кич, наследие проклятого тоталитаризма...
Встретился мне в нете хороший ответ. Предлагаю.
Цитата - uldemir1:
“Классические и беспримесные образцы того самого социалистического реализма” - это глиняный пионер с барабаном да баба с веслом. И клюква от Александрова и Пырьева. Фильмы вида “эх, хорошо в стране советской жить” и “любовь тракториста”. А эти два фильма (“Премия” и “Мы, нижеподписавшиеся” – Л.В.) снимали уже в период острого кризиса советской системы и идеологии. В особенности “Мы, нижеподписавшиеся”. Это никакой не соцреализм. Ни по эстетике, ни по внутренней драматургии. Очень его люблю, кстати. Не знаю, уже сколько раз смотрел.
Очень хороший комментарий.
Наконец-то можно расставить над “ё” самые последние точки...
“Пионер с барабаном”, говорит уважаемый uldemir1. “Баба с веслом”, говорит.
Ну да, всё верно: с барабаном и с веслом.
И оба глиняные.
Хе-хе два раза, ага.
Вот только ситуацию надо понимать.
Была взбаламученная страна, были сотни тысяч молодых парней и девчат, хлынувших в города, и всех их надо было приспособить к учению, к труду, сломав привычные, въевшиеся стереотипы. Они не догоняли изысков. Им надо было, чтобы всё весомо, грубо, зримо. Чтобы если уж девка, то всем девкам девка - сисястая, бедрастая, скуластая, короче, такая же, как любая из них, но! - не в трех платках и двух кацавейках, а в купальнике, красивая, нос пистолетом, и с вот таким веслом. Чтобы каждой Дуне, каждой Мане, каждой Сулико и каждой Гюльчатай тоже захотелось.
Такими уж были тогда Дуни и Мани. Не говоря уж о Сулико, а тем паче Гюльчатай. Они понимали только так, и никак иначе, а чтобы научились понимать иначе, нужно было сперва заставить размотать платки и, не боясь позора, натянуть купальники. Точь в точь, как Суворов вязал к левой ноге новобранцев солому, а к правой сено, чтобы деревенским бычкам было понятно. А потом бычки вырастали в чудо-богатырей. И с пионерами то же. И статуй этих, бездарных, но наглядных, нужно было много, в каждый райцентр, в каждую деревню. Тут, сами понимаете, никакой бронзы и никакого мрамора не напасёшься, и потому - глина.
“Клюква от Александрова”, говорит уважаемый uldemir1. “Клюква от Пырьева”, говорит.
И зря, между прочим, говорит.
Музыкальная комедия (и даже не очень комедия) - это такой жанр особый. Типа помянутой бабы с веслом и пионера с барабаном. Всё намерено ярко, выпукло, радостно. Не совсем, как в жизни. Чтобы тоску не нагоняло, а наоборот. Искать что в александровских “Весёлых ребятах”, “Цирке” и “Светлом пути”, что в пырьевских “Трактористах”, “Свинарке и пастухе” и “В 6 часов вечера после войны” рельные картинки советской жизни 30-40-х годов глупо. Так же глупо, как изучать детали борьбы с мафией по фильму “В джазе только девушки” или нюансы гибели рейха по “Девушке моей мечты”.
Вот только у м-ра Уайлдера и херра Якоби чисто смех ради смеха - уколоться и забыться - и всё.
А вот у Григория Васильевича с Иваном Алексеевичем - нет. Они снимали свои фильмы не про свинарок, пастухов и трактористов, а для них, по заветам дедушки Дурова, учившего: “Забавляя, поучай”.
И им верили.
Потому что, сколько ни квакай, но:
“Весёлые ребята” сообщали зрителю: хмурые годы прошли, джаз уже можно, и ты, простой пастушок, если имеешь слух и бросишь бухать, можешь стать крутым джазменом.
И ведь становились!
И “Цирк”, при всех своих “ля-ля, фа-фа”, вталдычивал: нет разницы, кто чёрный, а кто белый, у нас все равны, а у них там негров линчуют.
И ведь линчевали!
И “Светлый путь” растолковывал: не дрейфь, подруга, выползай из норы, иди работать, учись, и, глядишь, из замарашки вырастешь, из пешек в королевы.
И ведь вырастали!
И “Трактористы” на пальцах раскладывали: не боись, паря, армии, отслужишь, навостришься танк водить, а трактор танка проще, а тракторист завсегда первый парень на селе, и все девки будут твои.
И ведь были!
И “Свинарка и пастух” вбивали в мозги: не ломайся, добивайся своего, и заметят, и вызовут в Москву, и там, в Москве, ты встретишь самую-самую девушку, с которой никогда бы не встретился, если бы сломался.
И ведь встречали!
А уж “В 6 часов вечера после войны”, снятый, напомню, задолго до Победы, ещё в 1944-м, - вообще криком кричали: Победа неизбежна, солдат!.. и если тебя ждут, то обязательно дождутся, всем смертям назло!
Короче говоря, да простит меня уважаемый uldemir1, но пролетает он со своей “клюквой”.
Высоко пролетает и круто..
Ведь сами видите, дорогие френды и не френды: не так уж, если разобраться, они просты, эти глиняные пионеры с барабанами, девушки с веслом и прочие родимые пятна социалистического реализма...
http://putnik1.livejournal. копипаст
Ну это было тогда.... А сейчас суровая реальность капитализма.
Ты же сам тут рассказывал, как один простой парень, шофер грузовика пытался с твоей дочкой познакомиться. Бедняга даже готов был свой грузовик угробить, чтобы дивчину рассмотреть....
А что же та дивчина с папашкой?... Наверное решили, что не достоин. Ведь если она на Камри рассекают, то он должен быть как минимум на Крузаке быть..
А что тут странного?
Каждый хочет для своего ребенка только самого лучшего.
А что такое самое лучшее?
Оно у каждого свое
Пионеры с горном и девушки с веслом - это прекрасно! Пропагандируют тягу к искусству и здоровый образ жизни. Все лучше, чем крашеные автомобильные покрышки во дворах.
искать в лит.творчестве Солженицына основы для его критики как документалиста))