
Не стало Александра Петровича Рядинского.
Прожита большая жизнь – 84 года, но для нас, знавших и любивших его, смерть стала неожиданностью. Потому что Александр Петрович был на заводе всегда. На заводе цементном. Он строил его, приехал в чисто-поле и оставил его нам.
Последний раз я слышала его голос 8 Марта. И вот страшный звонок – умер Рядинский.
Он из тех мальчишек, кому по малолетству не пришлось воевать. Война досталась им голодом, холодом, тяжелым недетским трудом, горечью безотцовства. Родом Александр Петрович из наших мест, из-под Корочи. Учился в Харькове, работал в рязанских краях на цементном заводе. Поменяли с Валентиной Афанасьевной и ребятишками устроенную жизнь на многотрудное дело – строительство цементного завода в Старом Осколе. И если бы только стройка! Завод строился и давал продукцию – цемент, одновременно.
Создать завод, это триединая задача – проектирование, строительство и эксплуатация технологического оборудования. Мечта и тяжелая работа.
Александр Петрович сделал эту работу. Несколько месяцев назад умерла его жена – Валентина Афанасьевна. Они не мыслились друг без друга. В этом году было бы 60-летие их общей жизни. Честная, бескорыстная жизнь. Никогда, ничего сомнительного «не прилипло» к этой фамилии. Александр Петрович жил заводом, было время – дневал и ночевал. Много лет работал главным инженером, потом снова вернулся в капитальное строительство.
Мне всегда представлялся бессмысленным вопрос, что важнее, семья или работа. Думаю, это равноважно в своей цельности. В семье Валентины Афанасьевны и Александра Петровича выросли прекрасные дети. И в их детстве был завод. Так была устроена эта семья.
Мы собрались, помянули дорогого человека – Александра Петровича Рядинского. Собрались на заводе. Говорили о прошлом, о памяти. Надеемся и верим в вечную память, молимся о небесной памяти для близких и дорогих людей.
Но есть и земная память, она дана нам пока мы живы. И горький вопрос, как ее хранить. Как вера – место небесной памяти, как земная память хранится в семье и музеях.
Было время, когда на цементном заводе с любовью и бережно собирали музей. И вот в нынешние времена музей порушили. Сегодняшние хозяева жизни – «Иваны не помнящие родства». Их жизнь течет вне их работников, чтоб не сказать «рабов».
И нет земной памяти, нет места, где выражается гордость и благодарность прошлым поколениям, тем, кто строил и работал на заводе.
«Звенят» только речи на юбилеях.
Такие грустные мысли особенно одолевают, когда прощаемся с любимыми людьми.
У Александра Петровича было то, что отличает большого человека. Он ровно и с неизменной добротой относился к каждому человеку. Для него не существовало деления на людей по рангам и положению. Это редкое свойство!
Его отличал юмор. Сколько вспомнилось – шутки, объяснения, рассказы Александра Петровича.
Так уж устроена жизнь, что все легче собраться вместе, когда теряем близких.
С Александром Петровичем связано много наших семейных воспоминаний. Мы попали «под крыло» этого поколения и у нас росли крылья, хотелось работать, многому научиться.
Наша благодарность и вечная память Вам, уважаемый Александр Петрович.
Автор Т. Г. Брыжик.
P.S. В Кавикоме давно существует рубрика "Старооскольцы", но пишут в нее очень редко. Статья Татьяны Григорьевны о человеке, земляке, отдавшем себя производству, хороший пример ее пополнения.
Хорошо бы объединить рубрики СТАРООСКОЛЬЦЫ и ИСТОРИЯ НАШЕГО ГОРОДА в одну рубрику. Именно и старооскольцы являются частью истории города и разрывать их не хотелось бы...
Евгений Николаевич, так это понятно и так. По большому счету, все мы, пишущие, ежедневно делаем историю.
! ! ! СВЕТ ПАМЯТИ ВЗЫВАЕТ К СОВЕСТИ И РАЗУМУ КАЖДОГО ! ! !