
Реклама яркими пятнами «заляпала» улицы и стены домов. Необычно голыми сегодня выглядят черно-белые снимки городских пейзажей времен СССР. И, кажется, как будто все эти брендмауэры, перетяжки, световые короба - элементы капиталистического настоящего. Но на самом деле нынешние рекламные технологии и близко не лежали с теми, что использовались в первые годы СССР...
Современный информационный шум привел к излишней аляповатости и назойливости рекламы. Она лезет из всех щелей, стремится завладеть нашим вниманием любыми способами. Громкие звуки, яркие цвета, необычность подачи - все достижения науки, казалось бы, брошены на продвижение новых рекламных технологий. И порой жутко становится, когда ребенок, не обращавший внимания на телевизор во время просмотра громкого боевика, вдруг поворачивается и начинает молча и заворожено смотреть рекламу...
Но реклама - не изобретение нового времени. И даже ее нынешнее многообразие, в чем-то, уступает тому, что было в России лет сто назад - в годы царской власти, и главное в годы «Новой Экономической Политики», проще говоря НЭПа. Экономические послабления, дарованные на время советской властью, породили неисчислимое множество фирм и компаний. Имеющиеся рекламные ходы были исчерпаны и возникшая конкуренция способствовала быстрому развитию рекламной индустрии. Свой вклад в это внесла и общая тяга к революционным изменениям - гигантизм и новаторство, свойственные новой власти, проникли и в рекламу.
Одной из первых рекламных новинок стали киноэкраны. Появились они в Петрограде в 1922 году. Первый был установлен на крыше здания бывшей Городской думы, а потом их стали устанавливать и вдоль проспектов. Сперва в их изготовлении использовались обычные кино-технологии тех лет, но вскоре появились и «световые движущиеся плакаты, работающие по принципу мультипликатора». Чем вам не современные рекламные щиты со сменяющимся изображением? Конечно, в первую очередь в те годы они использовались для политической рекламы и пропаганды, но предоставляли их и для нужд рекламодателей.
Для рекламы же использовались и первые радиоретрансляторы и рупоры, установленные на площадях. Политинформацию разбавляли рекламные частушки и песенки.
Не забыли и о небе, которое и сегодня является порой полем для размещения рекламы. В 20-е годы в Ленинграде неоднократно использовали различные приемы для демонстрации как лозунгов революции, так и рекламы. Для этого высвечивали буквы на облаках (порой специально создаваемых с помощью химсоставов) или же делали дымовые и огненные надписи, используя аэропланы.
Световая реклама в различных видах использовалась даже после сворачивания НЭПа. Ею подсвечивали табачные киоски, а также использовали для агитации и пропаганды. В итоге, по воспоминаниям очевидцев, в ночное время весь центр города сиял разноцветными огнями витрин и плакатов.
Использовались и необычные решения. Это сегодня лазерное шоу с 3D-эффектами в столбах дыма называют новинкой. А уже в 20-е годы прошлого века игру света и проецирование лучей на здания использовали для празднований годовщин Октябрьской революции, пусть и не столь эффектно.
К сожалению, в те годы сложные конструкции устанавливали только на праздники и включали ненадолго, т. к. они были непросты в эксплуатации и часто выходили из строя. Куда надежнее было выводить световые надписи на крышах домов, что используется и по сей день. Но если сейчас мы видим там простую рекламу, то в те годы на крыше дома политкаторжан на Петроградской стороне можно было увидеть гигантский светящийся силуэт Ленина из неоновых ламп, высотою в четыре метра.
Были и оригинальные методы, сегодня редко используемые. Например, проекции света на тротуар, излучаемые с крыш домов. Хотя … цветовые «лазерные» лучи сегодня иногда используются в торговле для привлечения внимания.
В рекламных целях использовались и граффити. «Слепые» стены домов, выходящие на оживленные проспекты или скверы, покрывали живописными полотнами на социалистические темы и пропагандистскими надписями. Многое из этого сохранилось и до сих пор, правда, власти не считают такие надписи стоящими внимания и нередко уничтожают их в ходе ремонтных работ.
«Живые куклы»? Тоже не ново - «ряженые» ходили по улицам и в 20-е годы прошлого века, выкрикивая рекламные лозунги и раздавая листовки. Правда, народ тогда был слабее восприимчив - мог и кулаком «угостить» какого-нибудь гуталиново-черного «негра».
Уличные выставки и макеты, панорамы и растяжки... Все это было. Пусть и в меньшем количестве, что понятно - не было тогда такого многообразия предложений. Но, тем не менее, желание «переплюнуть» даже собственные рекорды имелось. Поэтому реклама тех лет страдала порой ненужным гигантизмом - то по размерам, то по числу элементов, то по массовости распространения, несмотря на некоторую безвкусицу и шаблонность бетонных форм. Но были и весьма оригинальные конструкции. А главное - она была более действенной. Рекламные и PR-технологии успешно поражали умы людей, внося необходимые обществу тех лет ценности и верования. Можно долго спорить почему в тех условиях некоторые приемы действовали, а сейчас нет - это не изменит фактов. Даже если на самом деле причина заключалась в монополии на информацию, строгой цензуре и контроле за подачей каждого слова и картинки. Ведь главным было то, что работающие тогда специалисты по рекламе и PR умели найти подход к людям без излишней назойливости. А вот у нынешних с этим явные проблемы...
Рерайт по материалам статьи Александра Игнатенко в журнале «Пресс-служба»*.
* - в своем материале автор опирался на «Вечернюю красную газету», «Красную газету», «Коммунистический труд» и «Ленинградскую Правду».
Дема, может это напрямую в рекламе не относится, но светодинамические устройства, т.е бегущие огни даже в мои далекие годы украшали кино афишу. Отдельная тема - цветомузыка (светомузыка), композитор Скрябин в 1911 году специально написал световую симфонию "Прометей" (Поэма огня) где использовались световые эффекты.
Когда несколько лет назад мне в руки попались дореволюционные газеты, а затем журналы 20-х годов, я очень был удивлен обилию рекламы в них. Выглядело это примерно так.
Количество ее было неимоверно.
Намахивали тогда не меньше.
Если судить по рекламе, может и больше
А какие дивные объявления о знакомствах были!
Выбирайте
Ну сразу ж видны основательность и серьёзные намерения, а?))))) Восхищает!
А то вот сразу все понятно, что человек хочет. Только выцепил. И ни слова про деньги, скромный.
Жаль, что не написал про жену и 2 детей))
А Вы его знаете?
Он со всей душой, а вы сразу - жена, дети.
Со всей душой нужно к детям и жене)
А тут душа не нужна, исключительно деньги.
Мельчает мужик!)))))
...стойте! ВЛАДИМИР?!
Зато конкретно, без заливаний о своих капиталах.
Зато про воспитанность и интелигентность заливает.)))
Эт не я . Я младше и похудее. ))
Как-то странно он повис на стуле, видимо, это иллюстрация его уравновешенности.
Дяда показывает всем видом, что :"Девчонки, деньги есть!")
А в анкете тока про хвантазии
Какие уж фантазии без денех)
Дык без денех тока фантазии)
В закладке "дополнительно" пишет, что денег не берет.
Зря, вон и галстучек покосился
А кто-нибудь даёт?))
Это намёк, что он гусар? Да его ни одна лошадь не выдержит!)))))
Вот и намякивает на раскрепощенность. Мож кто лошадью быть пожелает. Полет фантазии.
У мну есть и продолжение, только оно пошлое)
Леша, я всегда говорил, что с тебя будет толк - выпороли, стеснительным стал.
Когда эт меня пороли???)
Показывай, монашек вблизи нет)
Публично неприлично)
это вы?
Интересный вопрос. Имя ведь совпадает. Но вот незадача возраст подкочал. Вмоём профиле он реальный. В одной моей статье есть фото. Там мне 19. Сомневаетесь? Некоторые угадали где я.
да мне так то по сути все равно
То есть вы имеете свою страничку на сайте знакомств и осуждаете человека за то что он написал о своих реальных желаниях, чтоб нормальные добропорядочные девушки на эту анкету не западали))) А что написано в вашем профиле? Не поделитесь?
В профиле на Кави
а чего на знакомствах тогда делали???
да еще и в разделе мужчин
даже интересно стало... пошла в знакомства)))
да ты шооо... там жеш мозаика, ни разу вычислить низя хто таков
ты когда найдешь, сцыль ему скинь на енту публикацию, пущай возрадуется, пол города на него уже поглядели, с кем он хочет познакомиться и каковы условия
гыыы))) мне там не понравилось))
Вот с этого момента пожалуйста подробнее, кого я обсуждаю и за что.
ну если вы его не осуждаете, зачем тогда выставили на общий суд?
Не повезло ему. В яндексе набил "знакомства Старый Оскол", он первый и засветился. Пусть еще оценит мою мозаику на лице. А что тот, что в коменте повыше не приглянулся вам, на этого запали.
хммм... какой у вас затейливый яндекс))) на запрос о знакомствах мужика выдает, вот жеш чудо техники
Да приглянулся он вам а не мне, не понимаю только для чего вы его сюда выставили, даже с мозаикой.
Выше коменты почитайте
Главное сам деток имеет, а жена бездетной должна быть))
Дема, Вы где это берете? В поисковиках? Источник откройте - или он откроет Вас)))
Я же написал откуда взято... Ты опять не дочитал до конца???
Не дочитал, Когда свои уже "злободневные" начнешь? В тебе же Сила!, а ты перепечатываешь.
Подкалываешь? Я, кстати, отправлял "пятничное" из своего - не поставили пока. Видать на сегодня и так много, читайте пока что есть.
Это в смысле подарок для нас? Читать "пока, что есть" - не хочу! Даешь авторский текст!
Это не ко мне, это к модератору.
У меня с Ириной77 и так не простые отношения, я оказался шовинистом. У Вас надеюсь проще?
Конечно проще. Мои сообщения она просто не хочет читать. Я ж плохой и гадкий.
гыыыы)))))
боюсь, вы себе льстите))))
Кто из нас?
вы, вы. ну чтоб понятнее - ты