
Преобразования российской школы, начавшиеся в 1860-х годах ХIХ века, имели целью приведение системы образования в соответствие с социально-экономическими потребностями страны. Итогом этого явилось создание многопрофильной школьной системы.
В Старом Осколе для более широкого привлечения девочек к наукам в 1871 году была основана женская гимназия. Первоначально это была гимназия с сокращённым (4 года) сроком обучения, то есть прогимназия. В 1881–1886 гг. в женской прогимназии обучалось 208 учащихся. Дворовых и солдатских детей было всего 20 человек, так как обучение было платным – 75 рублей в год – и учиться в прогимназии могли только дети из обеспеченных семей.
Для того, чтобы поступить туда, необходимо было выдержать экзамены по арифметике и чтению. Из класса в класс дети переходили, сдавая экзамены. В гимназии изучали закон Божий, русский и церковно-славянский языки, словесность, математику, географию, историю. Дополнительно вводилось чистописание и рукоделие. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. В 1902 году прогимназия была преобразована в женскую гимназию с 7-летним курсом обучения. С 1905–1906 гг. обучение в женской гимназии увеличилось на один год, образование стало восьмиклассным. Восьмым классом был педагогический класс, окончание которого давало звание домашней учительницы или домашней наставницы – высшее звание при отличной успеваемости. В эти годы в учебном заведении обучалось приблизительно 472 человека, учащимися были преимущественно дети крестьян и мещан. Распределялись учащиеся по месту жительства. Бессменной начальницей женской казённой гимназии, которая располагалась по улице Успенской (ныне улица Октябрьская), была Екатерина Александровна Мекленбурцева. Дисциплина в гимназии была очень строгой. Для учениц предусматривалась форма определённого образца: в 1-4-х классах – платья коричневого цвета, а с 5-го класса – серого цвета. Неизменным дополнением был строгий чёрный фартук.
Преподаватели и гимназистки женской казённой гимназии. 7 класс. 1905 г.
Гимназия была упразднена в 1918 году, а на её базе создан Старооскольский педагогический техникум.
Еще одно женское учебное заведение – частная женская гимназия – было открыто в городе в 1910 году. Открыла ее на свои собственные деньги Лидия Александровна Бирилёва. Лучшие годы своей жизни она посвятила образованию молодого поколения. Сама Бирилёва получила образование в Институте благородных девиц в Смольном. Вместе с мужем, получившим назначение в наш город, она переехала в Старый Оскол.
Л.А. Бирилёва, начальница женской частной гимназии.
Будучи высокообразованным человеком, Лидия Александровна не могла все свои знания в науках и языках (владела немецким и французским), в музыке (играла на фортепиано) отдать только своим дочерям. Поэтому она решила открыть частную гимназию. Её отец был влиятельным лицом в министерстве просвещения в тогдашней России. Лидия Александровна сразу же начала хлопотать об открытии женской гимназии в Старом Осколе и с его помощью получила разрешение. Отец её субсидировал необходимыми средствами на столь благородное дело. Получив разрешение на открытие гимназии из Белгорода, Бирилёва открыла младшие классы сначала на улице Мясницкой в доме купца Тулинова. Ныне это улица Демократическая, здание редакции «Путь Октября». Несколько позже была открыта гимназия по улице Курской (ныне улица Ленина). В частной гимназии учились дочери крестьян, купцов, зажиточных слоев населения. Плату за обучение – 40 рублей – вносили в два приёма. За обучение французскому и немецкому языкам платили дополнительно ещё 5 рублей. Ученицы жили на частных квартирах. Несмотря на то, что заведение было частным, учебный процесс был построен в строгом соответствии с требованиями к учебным заведениям подобного типа: учебный год начинался с 15 августа, занятия – с 8 часов утра, урок длился 45 минут, каникулы были под Рождество и на Пасху (по две недели), и конечно, летние. Занятия оценивались по пятибалльной системе. Первый урок начинался с чтения молитвы сидя за партой. К внешнему виду учениц и учительниц относились строго. Учительницы одевались аккуратно и просто: любимая их одежда – юбка и блузка. Волосы были гладко и со вкусом причёсаны. У учениц на протяжении всей учёбы платья были темно-синего цвета, чёрные фартуки, ленты в косах – тёмно-синие или черные. И только раз в году, в день рождения, ученицам разрешалось вплетать в косы ленты другого цвета.Учителей было немного, по существующим правилам каждый должен был вести несколько предметов. Учителя частной гимназии переходили из здания в здание на уроки. Девочки относились к ним с большим уважением, их слово было законом. Кроме учителей, в гимназиях были наставницы, которые занимались воспитанием души учениц. Они вместе с ними были на праздниках, на переменах, следили за успехами учениц, их поведением, за внешним видом, помогали в учебных делах и трудных жизненных ситуациях, посещали родителей.
В 1919 году состоялся первый и единственный выпуск восьмилетней женской гимназии Л.А. Бирилёвой, после чего гимназию упразднили.
Материал из фондов музея подготовила научный сотрудник краеведческого музея Л.Н. Калабухова. Статья ранее была опубликована в газете
Эх! И почему я не жил в то время!
Вам баб не хватает?
Баб-то как раз и хватает. А я девушек хочу!
А жена в курсе?)
Ля-ля-ля... Тополя...
Бабы лучше. Они всё знают. Сами всё делают и их ничему учить не надо. ))
Только боже упаси от тех кто коня остановит и в горящую избу войдет
Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони всё скачут и скачут.
А избы горят и горят…
Наум Коржавин
Это самые стойие и горячие бабы.
Ну и что с ней делать?
Этож пид....мужчина, не?
Это не пид.., это простая баба.
А лицо мужское.
Фотошоп виноват)
Да у неё тестостерона раз в 100 больше, чем у меня!
А чего тогда она не лысая?
Нееееееееееее, ну не про такое же уродство я имел ввиду. Это вообще щарик гелием надутый, у нас в селениях еще сохранились настоящие русские бабы, которые носят это звание с высоко поднятой головой.А ни эти "какаду" разрисованные и наштукатуренные.
Дема, при всем уважении - скучно. У Вас были статьи гораздо интереснее.
Ну, насколько я правильно прочитала, это-
Простите, госпожа Л.Н.Калабухова! Тем более, что Ваша работа была опубликована. Дема - скучно это! У Вас есть более интересные работы!
А мне кажется, что и этот текст по своему интересен, поэтому я и отправил его сюда. Это история края, где мы живем. И ее надо знать. Или хотя бы иногда почитывать)
Возможно, Вы правы. Почитал, но не проникся. Так можно писать и про существующие школы. История-то продолжается?
Разные вкусы. Мне вот с детства нравились книги по истории, хотя в те годы их писали "скучнее", чем сейчас. Зато, на мой взгляд, точнее)
А мне нравился Жюль Верн, Эдгар По, Герберт Уэлсс,, Валерий Брюсов, братья Стругацкие, да много еще кто, Ефремов, например, - никто из них не писал "книг по истории" - они были этой историей!
Попробовала как-то вспомнить детство и перечитать Верна, не пошлО, очень по-детски)
А что читаете сейчас?
Сейчас? В основном КавиКом )))
А его не нужно "перечитывать" -это не Ленин - Его можно только любить - или не любить, Ну, судя по Вашему отклику, - Вы его не любите.
Не надо судить по моим откликам)) В детстве я его обожала, прочитала всё, что было в собрании сочинений. Сейчас, во взрослом состоянии, перечитала его произведение, уже совершенно другое видение. Это не означает, что я его не люблю)
Я не заставлял Вас читать что-либо. Просто хотелось настроить Вас на свою волну.
А я где-то написала и укоряла Вас в том, что вы заставляете меня читать что-либо?)))
Никак нет, моя Госпожа! (перевод с немецкого, возможно не верный!)
Фантасты пишут историю будущего. Но все великие фантасты, в той или иной степени, интересовались и прошлым. И черпали там идеи для своих произведений.
Дык ни кто и не возражает) Вопрос только один - откуда черпают свои идеи историки?
От археологов)
Да уж, Вы не занимались археологией, случаем?
В частном порядке)))
...и от свидетелей тех далеких событий...
Как история Родного города может быть скучной? Это же описаны не свадьбы и празднества, а то чем жил город на протяжении 20 лет нового столетия. Каждый прочитавший данну статью, должен наоборот вспомнить свои школьные годы, какие требования предъявлялись к нему, вспомнить хорошии моменты школьного периода. Для кого-то может быть и грустные периоды.
Это в наше время, сейчас, развелось столько уч.заведений, что глаза разбегаются, и форма у учащихся пестрая, словно окраска попугая. А в те далекие годы, все было строго и никто не выделялся на общем фоне - будь ты сыном зажиточного купца или дочь крестьянина.
и спасибо Деме, за такую статью, которая внесла разнообразие в этот набор иной раз пустых статьей. дема, размещай по-больше таких статей, не только собственноручного писания, но и из архива СКМ.
Думаете рванет? Вряд ли!
А зря вы так дкмаете....
Может я неправильно понял ABRIKOSS, то что он имел ввиду под выражением "мина замедленного действия", но к истории города это моё "рванет" отношения не имеет.
Так надо тогда в другой ветке писать.а то вводите в заблуждение...
А вдруг? Приходилось мины времен войны в руках держать. Протухшая железяка, но хрен знает что с ней может произойти.
Мина сама по себе безопасна, но вот если в ней имеется взрыватель.... А если взрыватель пролежал много времени в неблагоприятной среде...
Вот еще ссылки с Кави по теме:
- История развития народного образования в Старом Осколе
- Экскурсия по историческим местам
- История оскольских святынь
- Выдержки из книги Н. Белых - Раз, два, три.
А мне понравилось фото госпожи Бирилёвой. Симпатичная.
Интересно бы было узнать как сложилась судьба ее и ее семьи после революции? Как новая власть отнеслась к создательнице гимназии?
Почему-то кажется, что её судьба трагична.
Ничего трагичного здесь нет, просто семья имигрировала во Францию.
Я не читала про её дальнейшую судьбу)
Знаешь больше? Напиши)
Тебе должно быть известно, что при смене полит власти в те далекие годы, многие как Дома Романова, так и зажиточные куццы Российской Империи, а так же государственные чины были вынуждены иммигрировать во Францию.
Ещё в Китай)
Харбин?
Да.
Буэнос-Айрес - тоже русский /почти/ город в Аргентине. Туда тоже подданые из Российской Имеприи уплыли. Хотя стоит с одной стороны сказать "Спасибо", за то что они основали за 1000-и км Центр русского языка.
Ты думаешь там сладко пришлось, Горожанин. А само то что любил Россию и пришлось из-под ножа убегать и потом грустить по Родине не трагедия?
Вот прочитал твой коммент и всплакнул о суровой судьбинушке русской эмиграции.... myschckin, а кто виноват в том что им ж...пу голытьба надрала и они в итоге за кордоном оказались... Хватит причитать по этим людям, они сами выбрали то что выбрали..
За что ж ей надрала ж...пу голытьба? Можно поточнее быть? Сейчас бичам дай волю и наганы они тоже надерут.
Прикольно, Вы статью про нее написали и Вы же такие вопросы задаете)
Не я написал.
С Вами сходство есть? Без обид, должен же быть какой-то стимул?
Стимул к чему?
Дема написал статью, потом спрашивает про судьбу своей героини "Интересно бы было узнать как сложилась судьба ее и ее семьи после революции? Как новая власть отнеслась к создательнице гимназии?" , потом говорит, что писал не он "Дема
сегодня в 22:31 #Не я написал.", теперь Ваш вопрос: "Стимул к чему?"
Не я писал эту статью, повторяю еще раз. Там есть подпись.
Простите. И еще раз простите. За не внимательность.
Вы такооой вежливый))))
Пральна. Видать знает)