
К годовщине со дня смерти Ильи Николаевича Хегая 13 апреля 2011 года, я попросил нашего друга Lana.L. написать о художнике статью с точки зрения Системно Векторного Психоанализа (СВП). Многим читателям она покажется необычной, такого у нас еще не было. Но в том и весь интерес, увидеть позицию художника, понять мотивы творчества человеком, ни разу с ним не встречавшимся. Провести анализ на основании информации о нем, и его картинах.
Первое,что мне пришло в голову, увидев на сайте Хегая работы Ильи Николаевича пьеса «Бег» Булгакова, точнее ее поджанр, который сам автор определяет, как «Восемь снов». Не буду углубляться в психоанализ и называть все фрейдовскими именами, за меня это давным давно сделали другие, честь им и хвала, не об этом речь.
Только по Булгакову «сон» – соотношение наваждения, трансформации действительности, ирреальности отражения, что-то среднее между миражом и явью.
писатель, у которого звук «зашкаливает», примерно так, но очень поверхностно и односторонне, не углубляясь в детали можно было бы объяснить, с точки зрения учения Системно-векторной психологии, его тексты.
Разглядывая некоторые из работ Ильи Николаевича Хегая у меня возникли такие же ассоциации. Потом я поняла в чем дело.
Звук. У Хегая, среди набора его векторов присутствуют звуковой и зрительный… Илья Николаевич не может по-другому, раньше мог, или думал, что мог. Тогда так нужно было, в те времена, когда над всеми нависал молот Социалистического реализма, а художники, как литераторы писали «в стол», пряча от всех свое иное мироощущение-опасно.
Помните, как Хрущев бульдозерами по тем, кто не с нами? И что? Помогло? Еще как! Весь Запад заговорил, что в СССР есть люди с другим мышлением и вИдением.
Преисполнилось в «звуке» это новое прочувствование универсума, вылившись у Ильи Николаевича через его работы, в самостоятельный цикл, иначе и быть не могло, а потом еще вербально им подтвердилось в одном из интервью, что потребность в пище определяет голод, а потребность в реализации определяет (для него, Хегая) живопись.
через себя. Каждый из нас все выказывает через себя, то есть через наличие своих собственных векторов. Что вижу, что чувствую — то отражаю, у нас у всех «Я» во главе угла.
Илья Николаевич – через свой звуковой вектор, наличие которого у людей такого типа «гонит» их в бесконечную дорогу нематериального поиска. Потому что звуковик иначе существовать не в состоянии, он должен заполнять свои образующиеся пустОты. Кто-то, кому Природа позволила, делает это через мелодию, слыша Музыку Сфер, записывая ее забавными нотными закорючками. Кто-то уходит в поиски Бога, становясь создателями крупных (и не очень), религиозных конфессий и сект.
Дожив до 80-ти лет из которых 60, Илья Николаевич, профессионально занимался живописью он так и не понял, к какому направлению относится его творчество. Немцы глаза открыли, назвав его картины метафизическими.
Зачем? Какая разница? Важно что я воспринимаю через глаза и наполняю мой зрительский и звуковой вакуум, проигрывая цвет и тему, в каких-то моих воспоминаниях и соотношениях. Скучно, не интересно слушать профессионального галериста или искусствоведа, объясняющего все то, что без труда можно прочесть в Энциклопедии по Искусству Живописи.
Марка Шагала тоже пытались «привязать» к конкретному направлению, и многих других даже основоположниками течений назвали. А вы, господа-систематизаторы, когда-нибудь кисти в руках держали? Вы пробовали, хоть чуть-чуть, подражать Пикассо? Просто взять и написать в его кубической манере предмет на холсте? Попробуйте, только так вы поймете почему один художник работает крупными мазками, а другой – вообще обходится шпателем вместо кисти.
«наполнить» зрение свое, а заодно и тех, кто его картины созерцает, только так, на время, до следующего полотна, успокоить ноющую рану души. Хегай сказал в интервью: «Я, как фанатик, не могу не писать.» Потому что получив однажды наслаждение от содеянного, рука потом сама тянется к кисти, а кисть к мольберту, что бы снова и снова оказываться там, где стираются границы, двигаясь по пути приводящему в объятия матафизического беспредела, состоящего из намеков, символов и догадок, тончайшими ассоциативными нитями связывающими две реалии – сон и явь.
Источник: http://sam-sebe-psiholog.ru/sistemno-vektornaya-psihologiya/xegaj
P.S. Об СВП и Юрии Бурлане, читающем онлайн-лекции, можно найти информацию в интернете.
Статья, конечно, хорошая, но слишком много специфики и не каждый читатель будет искать правильное трактование, редко употребляемого в обиходе, слова. Особенно, если человек не связан с культурой, а технарь до мозга костей.
Я, например, примитив. Мне проще зайти в художественный музей, стать напротив картины, привлекшей мое внимание, и внимательно ее разглядывая, пытаться понять, для чего художник нарисовал ту или иную деталь, ведь она же не просто так нарисована. В ней заложен какой-то смысл, а я его, к сожалению, понять не могу.
Скажем так, статья готовилась для сайта Ильи Николаевича. Я тоже не все понимаю в ней, но всякое исследования творчества, личности автора, в любом случае не простое созерцание картин. У каждого, кто возьмется оценивать большого художника найдется свой, неповторимый взгляд на вещи, и слова, еще никем не сказанные.
Сижу и думаю. Интересная получается картина. Я ни бум-бум в искусстве, но с большим удовольствием пишу о Хегае. Это желание основано на бесконечном уважении к нему и остается только жалеть, что "за кадром" осталось много неизвестного мне.
Задаюсь вопросом, а где его коллеги по творческому цеху, просто люди знавшие его близко? Не знаю
Саблон, мне кажется, что каждый вспоминает по своему. Конечно, мнение специадистов не помешало бы, но только написанное нормальным, обиходным языком.
Статья по меньшей мере слабая. А если без обиняков - то шарлатанская. Меняем имя Илья Николаевич Хегай на имя абсолютно любого другого писателя, поэта, художника - получаем столь же верный портрет, написанный размытыми псевдопсихологическими терминами.
При этом же:
Фраза "у людей такого типа" отрицает уникальность, что может, и соответствует действительности, но плохо согласуется с задачей автора выделить Хегая из общего ряда творцов. Или у него (автора) не было такой задачи?
Скажу вам по секрету: это свойственно ВСЕМ. Вообще всем людям. То есть, автор продолжает опускать творца до уровня обычного человека.
Совершенно верно. Только СВП тут ни при чем. Мысль мало того, что на поверхности, так еще и разложена по полочкам в различных вариациях "Я концепции", некоторые из которых на полвека старше СВП. Ну и вообще не ясно, зачем процитирована банальщина. Она ничего не раскрывает в конкретной личности.
Первая картина ...Церковь....По- моему очень напоминает нашу Ильинскую церковь, ту что на Хмелева.....Я там венчалась, воцерквлялась моя дочь... МИЛО....
Не знала, что этого художника уже нет в мире живых... Мои соболезнования его родным и дочери Натальи...
Сегодня можете высказать ей соболезнования лично. В худмузее открывается его выставка.