Обратил как-то внимание на то, что о современной общеобразовательной школе написано много-много: о качестве обучения, ЕГЭ, поборах, уроках православия. Зато о дополнительном образовании ни-ни. Будто его и нет.
Может быть, кто и помянул тему парой-другой фраз, вскользь, но без подробностей и соответствующих выводов. Чтобы восполнить пробел, познакомлю читателей с мнением двух моих друзей, обучающих детей изобразительному искусству и музыке более 30 лет. Стаж солидный и потому не верить им не могу.
В далекие советские годы тем, кто учился в двух школах, можно было завидовать, с одной стороны и, сочувствовать с другой. Завидовали, считая таких детей способными в отличие от нас. Сочувствовали, считая, что они почти не видят жизни. Помню, мой одноклассник Вовка Созинов учился в «музыкалке» по классу баяна. Однажды он наотрез отказался ехать в очередной совхоз «поднимать» сельское хозяйство. Мотивация – могу повредить пальцы и как я после этого играть буду? Мы его не осуждали, считали, что парень прав. Преподаватели долго читали лекции музыканту при каждом удобном случае, но особых репрессий, к счастью, не последовало.
За обучение в таких школах родители платили 17-20 рублей, примерно десятую часть, в зависимости от зарплаты, сегодня в среднем раз в 10 больше. Разницу уловили? Ну и прекрасно! Ладно, речь пойдет не о деньгах, а о том, что сейчас представляют собой современные дети, сидящие за мольбертами или играющие на музыкальных инструментах.
Мы часто вспоминаем советскую власть, оцениваем ее с разных сторон. Считаем, что она дозированно отпускала нам образцы всемирной культуры, но, тем не менее, по-своему заботилась о культурном уровне советских людей. Сеть школ искусства, комнаты школьника, всевозможные кружки при Домах и Дворцах культуры, школьные кружки. Странно, на все находились деньги и преподаватели, никто не плакался о зарплате и родители при желании находили применение творческому потенциалу детей.
Сейчас резко изменился общий настрой, тяга к прекрасному значительно уменьшилась, упала на уровень гламурности. Высокое понятие о красоте считается отсталым, несовременным. Гламурные фифы смотрят на закат и говорят: вот это красиво. Да, красиво, но кроме закатов есть восходы и множество других картин из жизни. Ну и не надо забывать компьютеры с интернетом – заменители детских дворовых игр и всестороннего образования.
Как все решается с определением малышей на обучение? Просто! Ребенок пяти лет что-то чиркает в тетрадке, а родителям кажется, что он рисует. Со временем решают, что «талант» грешно зарывать в землю и сдают ребеночка в школу. Именно сдают, другого слова для большинства учащихся не находится. Требования отличаются от общеобразовательных школ. Если там надо молчать, то здесь царит творческая обстановка, но, к сожалению, дети не всегда правильно понимают свободу, много говорят, во что-нибудь играют. Для их же пользы, у них отбирают телефоны. Как я уже говорил, платят за обучение символические деньги, поэтому родителей устраивает положение дел. Сравните со стоимостью часа работы с репетитором – небо и земля. А здесь ребенок за смешные деньги на месяц пристроен и не болтается где попало. И что же мы видим в результате?
Нарисует дитятко на уроке что-нибудь далекое от совершенства, а сам доволен, счастлив, сияет. Есть такое понятие «джентльменский набор», что ребенок должен знать и уметь делать в определенном возрасте. Рисовать с натуры, подбирать краски, сочинять внятный рассказ в картинках. Сейчас это выглядит примитивно, два-три элемента, на большее у детей не хватает воображения. Приходится преподавателю за них сочинять, дополнять, подталкивать вперед. Более того, убеждать, что так будет лучше, а они сопротивляются, так сложнее, так труднее. А можно рисовать без людей?
Как правило, родители почти не интересуются успехами будущего «мастера» кисти, или Паганини, имея слабое представление о работе преподавателей. Редко кто из них или сами дети, предупреждают, что не придут на занятия. Преподаватели стараются научить мыслить, а это очень трудно. И наступает такой момент, когда ребенок, исчерпав «творческий» резерв, дальше должен думать сам, а способностей-то и не хватает.
Мои друзья с сожалением констатируют, что уровень знаний понижается, в музыкальное училище в Губкине принимают детей, которые не учились в музыкальной школе. А помнится, такие были конкурсы! Перед экзаменами стоял сплошной шум, сейчас это редкость. Когда-то шла запись в очередь на инструменты, сейчас ее нет. Показательно! Задания, что раньше давали слабым, сейчас выполняют сильные. Понизился уровень восприятия. Сейчас каждый преподаватель хватается за любого мало-мальски соображающего ученика, вкладывает в него все силы.
Причины таких выводов нам хорошо известны. О них в Кавикоме писано-переписано и повторять не хочется. Об этом можно сказать просто. Система оболванивания подрастающего поколения работает на всех направлениях и только единицы выпадают из порочного круга современного воспитания. Такие дети занимают первые места в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях всех уровней.
Рисунок в превью Валерии Сапрыкиной
Sablon, специально для Кавикома
А рисунок хорош!
Блондинка, могу выдать все фотки с той выставки, есть замечательные. Но было это очень давно, более десятка лет назад. Ты бы еще видела девочку, чудо хороша. Исключение из того, о чем я написал.
Я сама училась в музыкальной школе и мое мнение - если ребенку интересно, конечно пусть занимается, а у нас это, как правило, происходит из-под палки, потому, что родителям так захотелось. В результате, я нещадно прогуливала занятия по музыке и, в конце-концов, все равно бросила занятия. У меня остались какие-то не очень хорошие воспоминания по этой теме - как вспомню, что после уроков мне еще приходилось тащится в муз. школу и приходила я оттуда только в 5-6 часов - да это ж с ума можно сойти. Для ребенка 6-7 лет это тяжело физически. Не знаю как другим. А сейчас еще и езда по конкурсам за свои деньги - одно разорение. Поэтому, повторюсь, елси ребенку нравится - да радио бога, елси нет, то и не стоит. Лично мне в жизни это никак не пригодилось, навыки давно потерялись и играть я сейчас умею только на нервах :)))))))))))))
Вспомнился кружок радиоэлектроники на Жукова...
Ну и чем переменный ток отличается от постоянного?
Как говорил один мой товарищ, который со мной ходил в кружок (но не в Осколе - в Осколе я в кружки не ходил): "Переменный - это который то тудыть в одну сторону, то тудыть в другую! А постоянный - это который тока в одну шарахает!"
Неправильно, постоянный бьет вседа, а переменный нет, нет да еб.......
Тоже верно)
А я училась в художке на Пролетарской - самые приятные воспоминания остались от тех времён. И преподаватели там замечательные, до сих пор ещё работают те, у которых я училась. И там очень талантливые учатся детки, я когда бываю в том райное - захожу по старой памяти полюбоваться на постоянно действующую выставку их работ и работ учителей. До сих пор помню, как-то мне попалась картина Тани Столетовой - это чудо что за художница! Вот жду, когда же она прославится.
Своих старших туда отдавала, но они долго не прозанимались - не любят рисовать...
Блэки, за чем дело стало? Кто, как не ты, может прославить эту Таню? Познакомь народ с ней в Кавикоме, а там, глядишь, поговорим с худмузеем или еще каким заведением о выставке.
Я незнакома с ней, к сожалению. И не знаю, как связаться. Она закончила школу несколько лет назад и уехала куда-то учиться. Это всё, что мне удалось выяснить.
Я понял так, что на живет в городе. Найти, я думаю, не проблема.
Мне Матяш тогда сказал, что она учиться уехала, а куда - он не знает, вроде бы в Воронеж, но это не точно. И это было уже несколько лет назад, 4 года или около того.
Дополню своей статьей с сайта Клуба традиционного ушу "Серебристые облака"
Когда ребенку исполняется 4, 5, 6 лет, родители нередко задумываются в какой кружок или спортивную секцию его отдать. Хорошо если и ребенок и родители твердо ориентированы на одно спортивное или творческое направление. Если же нет, то вместо того чтобы по недельке водить ребенка то в одну, то в другую секцию (дескать пусть чадо само определиться) просто соберите больше информации о наиболее подходящих вашему ребенку занятиях и попробуйте сначала позаниматься дома. К сожалению, в России оплата труда педагогов напрямую зависит от количества занимающихся у него детей, зачастую именно по этой причине в секции и кружки набирают всех подряд. В других странах, во многие направления дополнительного образования идет строгий отбор – там ориентированы на личные результаты детей, не на массовость. Например, в Китае, чтобы попасть в школу УШУ ребенок должен уметь выполнять основные акробатические элементы, все виды шпагатов. Поэтому чтобы не бегать из секции в секцию подготовьте ребенка заранее: рисуйте с тем кто собирается в художественную школу, учите ноты с будущими музыкантами и занимайтесь общей физической подготовкой с элементами выбранного спортивного направления с будущими спортсменами. И еще, какое бы вы не выбрали дополнительное образование – удовольствие это не дешевое, наоборот, чем талантливее ребенок, тем больше расходов на краски, костюмы, ноты, соревнования и т.д.
каждый
свободный от кружков и секций день ребенок вам демонстрирует то чему он
научился, а вы попросите повторить демонстрацию несколько раз. Таким
образом ребенок лучше освоит полученные навыки, а похвала родителей
будет хорошим стимулом к дальнейшему обучению. Ведь дети с пеленок четко
улавливают – если их поступки нравятся родителям, значит они должны так
поступать, ведь это хорошо. Обращу ваше внимание на то, что благодаря
таким ежедневным демонстрациям маленьких успехов у ребенка выработается
привычка заниматься каждый день, пусть даже это пока лишь не серьезные
занятия. Так вырабатывается систематичность, которая потом пригодится в
школе – ребенку будет легче привыкнуть ежедневно выполнять домашнее
задание, а главное если дополнительное образование переходит из
категории «просто увлечение» в категорию серьезных занятий, то только
ежедневными упражнениями и тренировками можно добиться больших
результатов.
Итак, направление выбрано, ребенок подготовлен и с удовольствием вот уже несколько недель посещает секцию, а родители… родители ограничиваются только тем , что отводят малыша на занятия, забирают и решают финансовые вопросы. Ребенок получит максимальный результат от дополнительного образования только в одном случае – если с ним занимаются родители. Это не значит, что мамам и папам нужно непременно посещать каждое занятие или тренировку, или самим осваивать премудрости бисероплетения например. Начните с простого – пусть
Заниматься каждый день одним и тем же с ребенком трудно скажете вы и будете совершенно правы, ребенок может быть уставшим, не в настроении, а зачастую ему более интересны мультики или игры. Поэтому постарайтесь находить увлечение ребенка в повседневных делах, или включать его в них. Например, если ребенок занимается боевыми искусствами вместо домашней тренировки покажите ему фильм или мультфильм , где применяется его вид единоборства. Выходя на прогулку больше бегайте, прыгайте и висните на всевозможных лесенках и турниках, обращайте внимание на повадки зверей, на силу ветра «смотри ветер какой сильный сколько листьев поднял, и тебе нужно больше отжиматься, чтобы стать сильным как ветер». Из личной практики скажу, что за компьютером, например, ребенок не сидит на стуле, а отрабатывает «стойки», телевизор смотрит сидя на шпагате - такие тренировки еще и являются действенным ограничителем от телекоммуникационного влияния. Дети очень любят перевоплощаться в супергероев, купите или сделайте ребенку костюм любимого персонажа и пусть, одевая его, он демонстрирует вам все вои умения, а вы подигрывайте!