
Истинное счастье, когда на уроках литературы отправляешься с преподавателем в путешествие по неизведанным эпохам, странам, и тебе открываются всё новые и новые понятия.
Я заметила одну вещь: чем строже преподаватель, тем лучше запоминается тот предмет, которые он преподаёт. Всё дело в том, что неравнодушных учителей не так много. Нам в своё время повезло с учителем литературы. Мы получили в наставники такую яркую личность, что её обаяние, воспитание, любовь к своему предмету, сила, оказались рассчитаны не на два года, а на всю жизнь.
Мне нравится читать ещё с детства. Многие друзья удивлялись, почему я не бегу со всеми на речку, а читаю «Три мушкетёра» или «Аэлиту». Но с появлением на моём жизненном пути Светланы Анатольевны, представление о литературе изменилось. Наверно и она тоже почувствовала моё отношение к чтению. На тот момент (2000 год) появлялись новые ещё никому не известные писатели, которые не предусмотрены школьной программой, а преподавателю хотелось познакомить нас не только с привычными шаблонами жизни, штампами, но и с другой стороной монеты, о которой ничего не говорится в том же «Гамлете» или «Войне и Мире». В любом случае, в таких абстрактных разговорах о главных персонажах разных историй, романов накапливался наш опыт, своё собственное, пережитое представление, о необходимости отстаивать свою честь, даже если ты сирота и у тебя нет родителей.
Можно подолгу читать запоем ту или иную книгу, но не понимать сути, вот именно её нам может помочь понять преподаватель. В подростковом возрасте очень важна литература, потому что этот период самопознания, мы ищем себя на страницах той или иной книги и очень важно, на мой взгляд, читать правильную литературу. После прочтения романов преподаватель задавала нам первый один и тот же вопрос: «Кто вам ближе в романе (пьесе, рассказе…)?» Сначала мы затруднялись ответить, но потом каждый находил «себя» в том или ином герое и этот герой становился нам, по сути, приятелем, другом или подругой. Но почему какая-то Наташа Ростова нам ближе, чем соседка по парте, к примеру? А всё, потому что мы видим мир глазами этой героини. Автор очень тонко чувствует психологию человека и передаёт её нам. Мне кажется это огромная работа: передать все переживания, радость, печаль, и прочие чувства на бумаге и заставить читателя проникнуться внутренним миром человека. Подобных чувств нам не расскажет ни Машка с соседней парты, ни Коля, друг из подъезда, потому что зачастую люди скрытные и не позволят смешать себя с грязью, другой человек для нас загадка, в любимой книжке всё по-другому.
В детстве мы воспринимали мир сквозь розовые очки, были уверенны, что добро побеждает зло… Пора взрослеть и найти свои жизненные принципы и идеалы. Ни родители, ни преподаватели порой не могут дать полную информацию о том или ином чувстве. В этом нам помогает литература. Опять же повторюсь, что со страниц романов мы видим внутренний мир человека, слабости, недостатки, плохие качества, поступки, достоинства. Мы переживаем за героя, радуемся вместе с ним, сочувствуем, ненавидим, любим.
Светлана Анатольевна настоятельно рекомендовала (приказывала) нам писать сочинения только после того, как прочитаем книгу. Всё говорила о каком-то эффекте «двойного прочтения». Типа, если мы сейчас не прочитаем «Войну и Мир», к примеру, то многое упустим. Тогда мы воспринимали это с усмешкой, но читали, двойки-то не хотелось получать. Теперь я понимаю, к чему она это говорила. Например, «Мастер и Маргарита» в те незамутнённые года воспринималась мной как романтическая история влюблённой парочки. Спустя какое-то время, может года три-четыре я перечитала этот роман и «О, Боже!» для меня открылась совсем другая история. В ней появился Понтий Пилат, Воланд со своей свитой и прочие герои. Конечно самое большое, что меня поразило, это бал, в котором главной героине пришлось так страдать, и запомнилась больше всего фраза: «Каждому воздастся по своей вере». То есть в этом романе, спустя столько лет, для меня открылись новые истины.
В подростковом возрасте мы открываем для себя новый мир, приоткрываем завесу разных тайн. Девушке, юноше нужно в этом помочь. Родители это будут или преподаватели. Главное, чтобы подросток научился сопереживать, чувствовать внутренний мир собеседника и разобрался в себе, в первую очередь.
Алисааа, специально для кавиком.ру
Чтение книг самое любимое мое занятие с тех пор, как научился складывать из букв слова. Не знаю, существует ли еще та библиотека в 32-м доме на Горняке, где я брал первые книжки, которые порою прочитывал не доходя до дома)
А вот от школьных уроков литературы почему-то не осталось никаких положительных воспоминаний.
"Образы" Печориных, Чацких и прочих Родионов Раскольниковых способны напрочь отбить желание читать не только книги, но даже и заголовки газет.
Насчет Раскольникова согласен, а Чацкий в эпоху книжного дифицита шел вполне приемлемо. Вряд ли дело в этом.
а еще и "помощь" прекрасных учителей
А подростковый возраст имеется ввиду школьный?
Как-то давно в гости приехала младшая двоюродная сестра из Москвы, будучи школьницей она не отрывалась от какой-то книги,как потом выяснилось это было произведение Харуки Мураками.
Начала читать я, и поняла с первых страниц,что книга о сексуальных извращенцах.На вопрос-Как ты это читаешь,я получила очень твердый ответ-Ты что!!!!Это же так интересно,вся Москва читает!
Акромя "Метра" Глуховского не читал ничего из распиаренного. Не то чтобы из каких-то там принципов, просто аллергия на внушения: "Это круто".
Я читал много из него. Надоело, мрачно там все, бросил.
Из Глуховского? Читал только метро, но согласен - мрачно и нудновато. Прочел книгу до конца, но следующие читать не испытываю желания.
Там их много. Первую тоже прочитал до конца. На третьей надоело...
"Метро" - мрачно? А вы его "Сумерки" почитайте!
У меня была по литературе учительница Рина Натановна, век не забуду. Колоритная женщина. Все боялись, попробуй не выучи урок. Некоторые боялись и не учили, смелые ребята надо сказать...
Сильно избивала?)))
Один взгляд чего стоил, хуже палки...
, лучше бы избивала...
Вот и я вспомнила школьные годы.....Мне тоже повезло с учителем литературы....В те далекие не спокойные 90-е годы она старалась донести до нас Истину жизни...правильно расставлять приоритеты, отстаивать свою,пускай порой не правильную...но всё же Свою точку зрения....мы не следовали чётко школьной программе...она открывала нам новых современных писателей...произведения которых затрагивали острые нравственные проблемы современности....Особенно запомнился роман ПЛАХА...Чингиза Айтматова....Автор излагает события романа алигориями.....Скрытый подтекст данного произведения на примере семейной пары волчицы Акбары и волка Ташчайнара, заставляет задуматься о совести, душе,сострадании......Всем рекомендую прочитать....Подобная литература помогает в жизни...это как добрый совет любящей мамы.....Спасибо моей школьной учительнице Ларисе Сергеевне....
Она и у меня преподавала русский язык и литературу. Глядя на неё, я пошла учиться на филфак. И не пожалела ни капельки.
надеюсь, Лариса Сергеевна ещё жива, а то я что-то давно её не видела...
Рядом с Плахой, я мало что из прочитанного ставил рядом
ПЛАХАя книга.
????????? Это говорит не только о низком уровне Вашего,с позволения сказать,интеллекта.....но и о том ,что Вы черствый ,бессердечный и равнодушный к чужому горю человек.....или не человек???
каламбур
Какие-то сопли старшеклассников... :(((((
Превосходная статья!
Превосходная статья!
литература должна быть разная, а на вопросы должен ответить преподаватель. Мне не нравилась в школе литература и история. Почему? Потому что по лит-ре нас заставляли "правильно" думать. мой собственный взгляд, который я однажды высказала в сочинении классе так в 10, оценился заниженно. поняв чего от меня требуют, я просто читала в учебнике критику или чего там еще надо было, обрабатывала и получала отличные оценки. фигня. я против нашей литературы. и честно, не понимаю как можно прочесть Войну и мир.
А я за "Войну и мир" получал плохие оценки именно потому, что читал с удовольствием и не хотел перескакивать через том, чтобы идти в ногу с прграммой. Купить такие книги в то время можно было только по блату. А просто взять почитать во время прохождения ее в школе, тоже проблема. Вот и дорвался только когда в школе прошли уже половину.
Не совсем верно выразилась. Я против наших уроков литературы, на которых навязывается "правильная" точка зрения.
О Войне и мир. да и еще и наполовину на французском. Вы как читали - на русском или на французском?
На русском, и не "наполовину" зачем уж так утрировать
а французскую часть пропустили. Что это за чтение