
Это событие произошло давно, но это вовсе не означает, что оно должно быть в забытье. В апреле месяце 1185 года начался трагический поход князя Игоря на половцев, который закончился полным уничтожением русской рати 12 мая этого же года. Сколько ни пытался найти в СМИ какое-либо упоминание об этом событии и о ратной доблести храбрых русичей, мне это сделать не удалось. Молчит пресса. Безмолвен Интернет.
Такое свойственно только манкуртам, не знающим корней, не помнящим родства. Грустно. Есть одна мудрая фраза: «Если мы забудем о войне сегодня, то она придет к нам завтра». Я не вижу разницы, какое из сражений должно попасть в забытье, важно, что это произошло. Грустно и от того, что все СМИ заполнены сообщениями, а точнее сплетнями о приматах, считающих себя «сливками общества», и это для людей, возглавляющих то или иное СМИ, оказывается важнее любой боевой доблести народа, к которому они себя относят... А может и не относят.
ПРИЧИНА ПОХОДА
Для того чтобы понять самому происходившие события в 1185 году, пришлось «перелопатить» значительное количество литературно-исторических источников, в первую очередь научные труды академика Д.С. Лихачева, посвященные этому периоду. В процессе изучения у меня лично не сложился образ князя Игоря, как защитника земли Русской. Скорее наоборот. А сам трагический поход, не был ли продиктован корыстью?
Если считать князя Игоря защитником земли Русской, участвовавшего в большинстве походов на стороне половцев, а с ханом Кончаком у него были буквально дружеские отношения, то чем не «защитник» генерал Власов, сражавшийся на стороне гитлеровцев?
Давайте подробнее разберемся, что же все-таки происходило? Еще в 1180 г. половцы энергично помогают Игорю Святославичу. Наголову разбитый Рюриком Ростиславичем Киевским у Долобска вместе со своими союзниками-половцами, Игорь едва спасся в лодке вместе со своим будущим противником, а пока что союзником, ханом Кончаком, успев уплыть от преследования киевского князя на Городец к Чернигову. Тогда и сговорились сосватать Игорева сыны Владимира и дочь Кончака. Любопытно, что поражение Игоря Святославича и всех Ольговичей киевский летописец рассматривает как поражение половцев.
Игорь дважды кается за свои княжеские преступления против Руси. На поле битвы, когда его уже пленили и связали половцы. Сколько горя он принес, проливая реки славянской крови? Вторично кается Игорь, находясь в плену у своего бывшего союзника - хана Кончака. Судите сами.
Если бы не участие князя Игоря в половецких набегах, то насколько больше поражений потерпели бы половцы и сколько жизней в русских городах и селах сохранились бы?
Кто же был во главе похода? Первый - сам Игорь. Он родился в 1151 г. и был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского и внуком знаменитого своими усобицами с Владимиром Мономахом Олега Святославича.
Ко времени похода 34-летнего Игоря в 1185 г. у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав. Летопись отмечает, что старший сын Владимир родился в 1172 г., и участвовал в походе в возрасте 13 лет (!). Если старшему сыну было 13 лет, то, младшим Олегу было 9 лет, а Святославу 7, которых князь Игорь тоже взял в поход. Скажите, зачем?
Представить себе княжича Владимира можно без особого труда. Достаточно взглянуть на пятиклассника среднего роста. Каким мечом он должен быть вооружен? А какая кольчуга на нем должна быть, если нормальная боевая кольчуга, по которой будут бить саблями со всего маху взрослые мужики, весит почти столько же, сколько и сам подросток.
…ОН ШЕЛ ИНЫМ ПУТЕМ…
Третьим основным участником похода (кроме Игоря и Владимира) был 18-летний племянник Игоря - князь Святослав Ольгович Рыльский, родившийся в 1167 году. (Представьте себе выпускника школы с повесткой военкомата). Четвертый, оставив в печали свою молодую жену красавицу Ольгу Глебовну, 25-летний курский князь Всеволод Святославич, родной брат Игоря. Молодой человек, рослый (он пешим был ростом с половца, сидящего на низкорослом степном коне), вспыльчивый, сильный, воспитанием которого с четырехлетнего возраста занимались самые опытные воины, обучая приемам боевого единоборства. Вероятно, с учетом этих качеств он получил название - Буй Тура Всеволода. Тур (зубр, бык) в Древней Руси был символом храбрости и силы, а слово «буй» означало вспыльчивость, запальчивость, смелость.
Судя по возрасту, походом руководил, образно говоря, комсомольско-молодежный коллектив. Я, например, не могу представить этих юношей в роли опытных стратегов, а вы?
Была еще одна группа участников. В летописях есть упоминание о том, что князь Игорь участвовал в походе вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем дружинами ковуев (осевших в пределах русских княжеств кочевников).
…Представьте себя на месте князя Всеволода. Посмотрите на карту и решите, каким путем от Курска до Холок вы повели бы свою рать? На этом пути должно быть как можно меньше водных препятствий, ведь за вами следуют воины, одетые в кольчуги, с оружием, на крупных конях, способных нести тяжелых воинов. Не забудьте про обозы, особенно продовольственные. Кратчайший путь не подходит. Нужно переправляться через две многоводные реки: Оскол и Орлик. Орлик, помимо прочего, на большом протяжении протекает по болотистой местности, заливным лугам, где кони и повозки при переправе могли увязнуть.
Наиболее подходящий путь – обогнуть верховья рек Тим, Оскол, Осколец и Орлик в районе села Истобное, а дальше следовать по правобережью р. Орлика до известного ориентира – старинной крепости (или ее развалин). Мне не удалось найти ни у одного историка ответа на вопрос, почему же Всеволод пошел другим путем и почему он опоздал в Холки на 2 дня?
По логике, Игорь должен был, дождавшись прибытия войска ковуев, двинуться к Путивлю, оставив там свою жену Ефросинию Ярославну, далее к Рыльску, где к нему присоединился бы Святослав, а затем на Курск. Этот маршрут пролегал бы вдоль 51 параллели, но Игорь в Курск не пошел. Почему?
Да потому, что Всеволода уже не было в Курске, он его покинул гораздо раньше, чем основные силы князя Игоря могли прибыть в этот город. А где же он был, если даже опоздал в Холки на два дня? Рать собирал? Так он ранее сообщил Игорю, что куряне уже готовы к выступлению, копытами землю роют. Значит, он находился где-то между Курском и Холками. Почему Всеволод не дождался Игоря в Курске? А кто из историков задавался очень важным вопросом, что должны кушать здоровые мужики в течение очень многих дней?
Вероятнее всего, что у стен крепости, фундаменты от которой недавно обнаружили на правом берегу р. Орлик, Всеволод ожидал прибытия продовольственных обозов, которые движутся значительно медленнее конных ратников. По этой причине Всеволод опоздал в Холки. Получается, что обозы он ждал в крепости с 25 апреля до 3 мая, т.е. неделю. Продовольствия должно быть много, ведь воинов нужно кормить и не один день, а на протяжении всего похода. Скорее всего, обеспечение продовольствием не только своей рати, а всех участников похода, было поручено князю Всеволоду, ведь в степи с изобильными застольями, половцы не собирались встречать нежеланных пришельцев.
Есть еще один важный фактор, тоже обойденный вниманием историков. Неужели предполагалось кормить ратников только одной перловкой? Нужно мясо. Консервов тогда не было, рефрижераторов тоже. Значит нужно гнать стада коров и овец. Откуда? Из дальнего Чернигова или из ближнего Курска? Стадо могло за день пройти не более 30 км.
Вот и ответ на вопрос. Игорю в Курск заходить не было необходимости. Всеволода там уже не было. Он был на окраине своего княжества в районе крепости Орлик, встречая и охраняя стада и обозы. Продовольствие и стада в походе были крайне необходимы, но они же являлись и обузой, мешающей маневренности войска.
БЕССЛАВНЫЙ ПОХОД ЗА СЛАВОЮ?
Что же могло стать истинной причиной того, что друг Игорь пошел войной против друга Кончака? Добывать славу с малым количеством воинов? Наивно и глупо. Еще глупее выглядит поступок отца, взявшего в боевой поход своих малолетних детей. Вы можете представить пацанят в роли лихих рубак? Значит, возможная опасность похода расценивалась Игорем не такой уж высокой. Поскольку поход за славой, как таковой, отпадает из-за неразумности. Значит должна быть другая причина.
Скорее всего, окрыленный предшествующими победами Святослава, Игорь поставил себе безумно смелую задачу - с немногими собственными силами «поискать» старую черниговскую Тмуторокань, когда-то подвластную его деду Олегу Святославичу («Гориславичу»); он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Тогда участие в походе малолетнего сына Владимира приобретает смысл: поставить его княжить в Тмуторокани, а малого войска хватит, чтобы изгнать с княжеского престола того, кто, по мнению Игоря, незаконно его занимает.
Войны с половцами, вероятно, даже не предполагалось, ведь хан Кончак - боевой соратник и друг. Стычки с отдельными отрядами кочевников возможны, но не крупномасштабные бои. Основные силы половцев в это время начали поход на русские княжества.
НАЧАЛО ПОХОДА
Не уведомив своего феодального главу Святослава Всеволодовича, 23 апреля 1185 г., во вторник, Игорь Святославич выступил в далекий степной поход. Так сказано только в одной летописи, а Хлебниковский и Ермолаевский списки этой же летописи дают дату 13 апреля, что более вероятно. Трудно поверить, что Игорь мог проделать путь от Новгорода Северского до р. Донец длиной 680км всего за 8 дней. Для войска с обозом это очень большая скорость, но для войска без обоза – медленная. Почему? Ответ находим у историков. Они отмечают, что откормленные за зиму тучные кони шли тихо.
Почему в разных летописях указаны разные даты начала похода? Ошибка? Не думаю. Просто разные летописцы взяли для отсчета разные действия, связанные с началом похода. Хлебниковский и Ермолаевский списки просто внесли уточнение и указали не дату отправки основного состава, а отправку обозов, в т.ч. и с продовольствием. Тогда передвижение основных сил не будет связано с обозом. Ушедший ранее обоз, в условленных ранее местах, оставлял, своего рода, походную кухню, которая готовила пищу к приходу основных сил.
Игорь ехал, собирая свою дружину. В походе у берегов Донца 1 мая, когда день клонился к вечеру, их застигло солнечное затмение (в 16час 55 мин), считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. Он сказал боярам своим и дружине: «Тайны божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить бог, - или на добро, или на наше зло, - а то же нам видити». Сказав так, Игорь 1 мая 1185 года, в среду переправился через Донец. (В этом месте должно быть мелководье, брод, иначе Игорю нужно было везти с собой ещё и плавсредства, которых должно быть много, чтобы переправить около 4 тысяч воинов, в противном случае переправа растянулась бы на несколько дней). Кратчайший вероятный путь, обогнув верховья рек Пселец и Северский Донец, мог пролегать немного севернее нынешнего Белгорода) и двинуться к Осколу.
А вот переправлять весь обоз через полноводный и глубокий Северский Донец было бы не разумно. Большая потеря времени. Скорее всего, Игорь оставил для себя только крайне необходимое, а остальной обоз и стада отправил в то место, где Всеволод собирал основной обоз, но для этого остатку обоза Игоря нужно было уходить на Север от места переправы основных сил, обогнуть верховья Донца, а дальше следовать по пути Всеволода к известному ориентиру, которым могла служить старинная крепость (или её развалины). Вот и причина опоздания Всеволода на встречу с Игорем у крепости Холки.
У Оскола (крепость Холки) Игорь (с 3 мая) поджидал брата Всеволода. От Оскола (получается 4 мая) пошли дальше к реке Сальнице. Что это за река? Если на карте проложить кратчайший путь от Холок до Белой Калитвы, то это могла быть или р. Тихая Сосна, или Валуй.
Планы Игоря пересечь степи половецкие без крупных боевых столкновений не сбылись. Неожиданно русские сторожа, которых послали вперед ловить «языка», донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, «яко не наше есть веремя», т. е. не время для похода. Но Игорь сказал: «оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромны будеть пущеи смерти, но како ны бог дасть». Этот эпизод подтверждает, что цель Игоря была не война с половцами. Согласившись на этом, русские не стали на ночлег, а ехали всю ночь. На следующий день в обеденное время (в Древней Руси оно было ранним) русские встретили половецкие полки. Усталому русскому войску, шедшему всю ночь, предстоял первый бой.
Половцы отправили назад свои вежи (кочевые жилища на телегах), а сами, собравшись «от мала и до велика», выстроились на той же стороне реки Сюурлия. Войска Игоря построились в шесть полков. По обычаю того времени, Игорь Святославич сказал князьям краткое ободряющее слово. Посредине стал полк Игоря, по правую руку от него - Буй Тура Всеволода, по левую - полк Рыльского. Впереди стал полк сына Игоря - Владимира и полк черниговских ковуев под предводительством Ольстина Олексича. Обратите внимание, в летописи перечислены только пять полков, а в этом эпизоде - шесть. Это ошибка летописца? Если вникнуть, то никакой ошибки нет. Шестым был обоз и стада животных, которые тоже нужно было охранять и защищать.
Отборные стрелки, выведенные из всех полков, вышли на самый перед. Половцы выстроили своих стрельцов. Дав залп из луков («пустивше по стреле»), половцы бежали. Бежали и те половецкие полки, которые стояли вдалеке от реки. Почему не насторожил никого из руководителей похода этот примитивный прием заманивания неприятеля, примененный половцами?
Ещё один из известных половецких ханов Боняк, в 1097 г.,помагая Давыду Игоревичу, с 500 воинами обратил в бегство 4 тыс. венгров. Половцы тогда применили свой приём конного боя "вентерь", когда одна группа всадников заманивает врага в ловушку и конные лавы нападают на него с трёх сторон. В мгновенье ока половцы, по слову летописца " сшибли угров в мяч, как сокол сшибает галок" Иными словами, половцы ничего нового в стратегии не применили.
Далее. Передовые полки черниговских ковуев и Владимира Игоревича погнались за половцами. Это была ещё одна ошибка юных «полководцев». Если бы не погоня, то половцы поняли бы, что Игорь не собирается с ними воевать, следовательно, у него какие-то другие планы. По закону степей, в этом случае, к Игорю прибыли бы посланцы из числа старейшин, чтобы получить ответ на вопрос, что ты хочешь, Игорь, наш боевой друг и соратник?
…Игорь же и Всеволод шли медленно, сохраняя боевой порядок своих полков. А почему основная ударная сила передвигалась медленно, сохраняя боевой порядок? На это обстоятельство никто из историков не обратил внимания и напрасно. Ответ прост. Нужно было обеспечить надежную охрану продовольственных обозов и стад скота. Если бы половцы захватили обозы, то все войско Игорево погибло бы от голода. Не будут же 5 тысяч мужиков гоняться за зайченком.
Половцы пробежали через свои вежи. Русские овладели их вежами. Часть войска гналась за половцами дальше и ночью вернулась с полоном.
Скажите, зачем им нужны были в дальнейшем походе скрипучие телеги и пленные, ведь это же лишняя обуза?
Когда все собрались, Игорь стал говорить, чтобы поехать в ночь, но Святослав Рыльский сказал дядьям своим: «Далече есмь гонил по половцех, а кони мои не могут. Аже ми будеть ныне поехати, то толико ми будеть на дорозе остати». Решили ночевать на месте. Это произошло, надо полагать, в четверг 9 мая.
ПОРАЖЕНИЕ
Можно считать, что половцы оказались лучшими стратегами, чем князь Игорь. Имитируя свое поражение, половцы заманили в степные просторы русские войска, как можно дальше от источников воды, загрузили брошенными телегами со скарбом, воспринятыми Игорем в качестве боевых трофеев. Почему никто из участников похода не задумался, чем поить лошадей в степи, что будут пить воины?
На следующий же день (10 мая) после первой победы (?) над половцами, с рассветом, неожиданно половецкие полки «ак борове» (подобно лесу) стали наступать на русских. Вскоре небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя «всю половецкую землю». Русские князья не знали, кому куда выезжать: так много было врагов. Проще говоря, попали в полное окружение. Откуда же взялось так быстро и так много половцев? Это могли быть только прервавшие свой поход на Русь орды.
Игорь ободрил всех, сказав: «Се ведаюче собрахом на ся землю всю: Концака, и Козу Бурновича, и Токсобича, и Етебича, и Терьтробича». Эта фраза указывает на то, что Игорь прекрасно знал всех ханов и мог узнать их даже на расстоянии. Ещё бы, «…ребята с нашего двора..»
Князья решили драться до последнего. Чтобы пробиваться к Донцу, не опережая и не отставая друг от друга, Игорь приказал конным спешиться (в Игоревой рати были еще и пехотинцы?) и драться всем вместе. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу.
Возникает вопрос, а почему Игорь заставил всех спешиться, ведь пешая рать более уязвима, менее маневренна, чем конная? Казалось бы, приказ неразумный, если учесть, что все войско русичей было конное. Но если вспомнить про обозы, стада и, так называемые трофеи, да ещё и пленных (стариков и женщин) которые были захвачены в первом бою, то становится понятным, что эта обуза тоже охранялась, но, преимущественно, пешими воинами.
Это была роковая ошибка Игоря. Логичнее было бы бросить всё: все эти половецкие телеги и «трофеи», бросить обоз и стада, усадить пеших на коней (были, ведь, запасные кони) и боевым клином, прорвав окружение, выйти к Донцу. Глупо было надеяться на победу или, хотя бы на «ничью» в этом сражении. Что помешало принять умное решение? Мне кажется, алчность?
В бою Игорь был ранен в правую руку, и была большая печаль в полку его. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою, ведь день был солнечным и жарким. Казалось бы, почему ратники испытывали жажду, ведь двигались они по берегу вниз по течению, пусть мелководной, похожей на ручеёк речушки. Вероятно потому, что половцы сбрасывали в эту речушку убитых и раненых, и текла там не чистая вода, а кровь, разбавленная водой. Первыми изнемогли от жажды кони. Много было раненых и мертвых в русских полках.
Бились крепко до самого вечера, бились вторую ночь; на рассвете утром в воскресенье 12 мая черниговские ковуи дрогнули. Ведь именно против них был направлен наиболее сильный половецкий удар для покарания предателей, за которых никто не даст выкуп. Игорь поскакал к ковуям, чтобы остановить их. Он снял шлем, чтобы быть ими узнанным, но не мог их задержать. На обратном пути, в расстоянии полета стрелы (около 100м) от своего полка, он был пленен половцами.
Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод во главе своего войска, и просил смерти у бога, чтобы не видеть его гибели. Как говорит летописец, Игорь после рассказывал, что вспомнил он тогда грехи свои перед богом, кровопролития, сделанные им в Русской земле, когда взял приступом город Глебов, отцов, разлучаемых с детьми, братьев, дочерей, оторванных от матерей, подруг, раненых мужчин и оскверняемых женщин.
Всеволод, несмотря на мужественное сопротивление, также был взят в плен. Это произошло в воскресенье 12 мая, после полудня. Пленных князей разобрали по рукам половецкие ханы. За Игоря поручился сват его Кончак. Не погибшие на поле брани, потонули. Скорее всего, подразумевалась река Донец, к которой пробивались остатки войска и где тонули одетые в железные кольчуги ратники. Спаслись только 15 человек, а ковуев и того меньше. Обратите внимание: вся руководящая верхушка, даже тысяцкие, остались живы.
Из этого можно сделать вывод, что русские ратники дрались «до последнего», не сдаваясь в плен.
ОТКРЫТЫЕ «ВОРОТА»
В летописи точно определены последствия поражения Игоря. Святослав «притомил поганых» в своем походе 1184г., но Игорь, «не сдержав юности», свел на нет результаты победы — «отворил ворота» половцам на Русскую землю. Это не просто образное сравнение. Игорь собрал от Чернигова до Оскола практически всех боеспособных мужчин, и все они полегли, как принято говорить, смертью храбрых в степи недалеко от нынешнего города Белая Калитва Ростовской области.
По рассказу работника историко-краеведческого музея г. Белая Калитва, неподалеку от места решающего сражения установлен огромный камень-валун, памятник с надписью, что он посвящается игоревой рати, разбитой половцами 12 мая 1185 года. От места начала сражения до берегов Донца, куда пробивались участники похода, расстояние примерно 30-50 км. Следовательно, этот путь был усеян трупами русских ратников, хотя, половецких трупов было значительно больше. Это, для тех времен, величайшая трагедия для земли русской.
«Поганые» половцы, победив Игоря с братиею, «взяша гордость велику» и собрав весь свой народ, ринулись на Русскую землю. И была между ними распря: Кончак хотел идти на Киев отомстить за Боняка и деда своего Шарукана, потерпевших там поражение в 1106 г., а Гзак предлагал пойти на Сейм, «где ся остале жены и дети: готов нам полон собран; емлем же городы без опаса». И так разделились надвое. Кончак пошел к Переяславлю Южному, осадил город и бился здесь весь день.
Услышав о приближении войска Святослава и Рюрика, половцы отступили от Переяславля и на обратном пути осадили Римов. Во время осады Римова рухнула часть стены (две городни) с людьми. Часть осажденных вышла на вылазку биться с половцами и избегла плена. Всех остальных половцы взяли в плен либо избили. Между тем хан Гзак опустошил землю вокруг Путивля, сжег много сел и острог вокруг Путивля, но самого Путивля, который был хорошо укреплен деревянными стенами на высоких земляных валах, взять не смог.
КОМФОРТНЫЙ ПЛЕН
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. У него был личный шатер. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить, куда он захочет, и слушались его, когда он куда-либо их посылал. (Это больше похоже на функции телохранителей). Игорь ездил на ястребиную охоту со своими слугами и даже вызвал к себе из Руси священника для отправления церковной службы. По вечерам, во время пиров, перед Игорем танцевали самые красивые половецкие девушки, не исключено, что с последующим «продолжением банкета»
Половец Лавр, судя по имени, крещеный, предложил Игорю бежать. Игорь отказался пойти «неславным путем», но обстоятельства, в конце концов, вынудили его к бегству: сын тысяцкого и конюший, находившиеся вместе с. Игорем в плену, сообщили ему, что возвращающиеся от Переяславля половцы намерены перебить всех русских пленных.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Время для бегства было выбрано вечернее - при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебираться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Помолясь и взяв с собой крест и икону, он перебрался через реку, сел там на коня и тайно проехал через половецкие вежи. А тайно ли, ведь он в половецких станах был своим человеком, который, вероятно, неплохо владел и языком, ведь, по отдельным данным, в нем (по женской линии), была и половецкая кровь. Кроме того, к его свободному передвижению уже привыкли в половецком стане.
Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца (древнерусский город 10-14 вв., городище на окраине Харькова), убегая от погони. Приехав в Новгород Северский (ныне небольшой районный центр в Черниговской области), Игорь вскоре пустился в объезд - в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки.
В 1187 г. вернулся из плена сын Игоря - Владимир с женой - дочерью хана Кончака и «с дитятем» и здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду. Когда вернулись из плена остальные русские князья - не ясно.
В 1196 г. (17 мая) умер брат Игоря - Всеволод Буй Тур. В летописи есть некролог, в котором восхваляли его удаль, и «мужественную доблесть».
Вскоре, в 1198 г., умер и Ярослав Всеволодович Черниговский - брат Святослава Киевского, скончавшегося за четыре года перед тем (в 1194 г.). На место Ярослава в Чернигове стал князем Игорь Святославич. Княжил недолго: через 4 года (в 1202 г.) он умер, и о его княжении ничего не известно. Серая личность.
От Игоря осталось шесть сыновей. Со смертью Романа Мстиславича старшему сыну Игоря Владимиру удается сесть с помощью местного боярства в Галиче. Своему брату Святославу он добывает Владимир Волынский, а другому брату - Роману дает Звенигород.
Игоревичам не пришлось удержать за собой Владимир Волынский - они были изгнаны оттуда Лешко польским. В Галиче Игоревичи вступают в борьбу с боярством. Боярству удалось в 1211 г. одержать верх, и трое Игоревичей были повешены, в том числе один из участников похода 1185 г. - Святослав Игоревич. Вскоре умер и старший сын Игоря - Владимир (в 1212 г.). Когда умер третий из сыновей Игоря, ходивший в поход 1185 г., - Олег, - не известно.
Такова была судьба участников похода Игоря Святославича. Так описано в летописях. Но затем включились в дело писатели исторических романов. Конечно, каждый автор имеет право на вымысел, но не на искажение исторических фактов. Так в одном из романов описывается последнее сражение, как кратковременный эпизод, длившийся около 2,5 часов, после чего 5000 русских ратников сдались в плен. В другом романе описывается подробно и красочно эпизод, как Черниговские ковуи во главе со своим воеводой стали на путь предательства и вместе с половцами напали на полк Всеволода. Для чего такое унижение? Можно ли назвать предательством то, что от 1000 человек в живых осталось менее десятка ковуев? Могли ли пойти на предательство те, чьи семьи остались ждать их возвращения под Черниговом? Зачем же так извращать историю?
КТО ТЫ, КНЯЗЬ ИГОРЬ?
Даже с большой натяжкой у меня не складывается образ положительного героя, скорее наоборот. Это человек, чьи руки обагрены реками пролитой крови своих собратьев-славян, Это человек, позволивший обесчестить сотни славянских женщин. Это человек, который опаснее легендарного царя Ирода, ведь на его глазах истреблялись славянские дети в захваченных городах. Это провокатор, затеявший плохо подготовленный военный поход, в котором погибли самые сильные славянские мужики, практически на всей территории расселения Северских славян. Пять тысяч, это много или мало, судите сами, если численность населения стольного града Киева была около 50 тысяч человек (по нынешним временам, это маленький провинциальный городишко)
Как видно из описания похода, князь Игорь был никудышним стратегом, что, в первую очередь, и явилось причиной огромной трагедии. Как боец, он себя тоже никак не проявил, потому, что в самом начале сражения он был ранен в руку, следовательно, он мог только руководить боем. Теперь о моральных качествах этого человека. Раскаяние о своих прошлых преступлениях против собратьев-славян, наступает у него только тогда, когда фортуна отвернулась от него. В народе о таких говорят :"Жидкий на расправу".
Нигде не прозвучало его раскаяние по поводу гибели русского войска по его вине.
Теперь по поводу его побега. Это доблесть или низость? На побег он решился тогда, когда узнал, что возвращаются разъяренные половцы и собираются расправиться над пленниками. Он бежит. А в плену, между тем, остаются его родной брат, племянник и трое малолетних детей. Мог он предположить, что его побег может усугубить судьбу его близких родственников? Нет, он спасал свою шкуру.
Это настолько цинично и подло, что труднообъяснимо. Можно ли представить, что современный мужик бросит в опасности своих детей и сбежит? Я высказал своё личное мнение об этом человеке, возможно, у других может быть иным..
Из всего "Слова о полку Игореве" бесспорным, вызывающим восхищения является ратная доблесть простого русского мужика, одетого в кольчугу, костьми легшего на поле боя из-за авантюры своего князя.
ALPEEVKA1, Специально для кавекома
Уморилась читать, сейчас отдохну и снова продолжу.
Печаль, хоть бы на две части разбил что ли....
Как здорово что есть люди которых интересует история Руси. И как обидно что многих кавикомовцев она не интересует.
А что это дает? "Удобства"?
А что это дает?
У них оперативки в голове с гулькин клюй! И "процессор" перегревается.
Это же новое поколение твиттеров выросшее из тамагочей.
Ну я так понимаю это не научный труд и способ подачи информации тоже должен быть соответствующий.
Наворочено от души! Наверно историкам это будет очень интересно.
Приношу извинения за опечатку в слове Кавиком. Хочется надеяться, что из-за этого к высшей мере не приговорят. Неужели Алиса кроме опечатки больше ничего не прочла?
С большим удовольствием прочитала.
Спасибо Вам за эту статью.
Ничего не понимаю в мужской логике. Переться за тыщу верст во имя каких-то завоеваний, когда земли вокруг - немеряно, сей, паши, овец выращивай... Даже в той же Японии до сих пор всем места хватает (что удивительно) и на парки, и на заповедники. Что ж вас так корёжит, мальчики? Слава Богу, прошли те времена, когда в каждом городе ходили биться "раён на раён". Может, все-таки умнеем?..
Сланцы и кальсоны в которые насрали. Но это нашим городским барышням нравится, однако
Дело не в мужской логике, а потенции рода, племени, племенных объединений и государства.
"раён на раён" - это всего лишь тренировочные сборы.
Если не Переться за тыщу верст, то припрутся к тебе и очень даже скоро.
Армия должна воевать, как ни странно это для вас звучит, и воевать постоянно.
Умный правитель и полководец свою армию тренирует в небольших конфликтах с соседями (создавая их преднамеренно). Дурак, попав под чужое влияние, может её загубить в одной битве.
А тут два братана, которые годом раньше не участвовали в успешном набеге других княжеских родов на степняков и вернувшихся с богатой добычей, решили сами малость грабануть. Ну и поплатились.
Братаны-то живы остались, а вот мужиков всех положили.
Всяко быват. Не надо плеваться все равно. Плевок в прошлое грозит выстрелами в будущем.
Мишкин, это не плевок. Это установленные историками эпизоды. Вы считаете, что лучше жить в окружении сладких мифов о происходившем и происходяшем, а не в мир правдивости, пусть и суровой? Я с этим не согласен. Мы сейчас живем в этом мире и надеемся, что все так, как нам преподносят верха. Верим, что наша армия по прежнему несокрушимая и легендарная. Какое нынешнее реальное состояние остатков несокрушимой, можно подробнее узнать у офицеров-отставников. А последний парад Победы с показом техники 1992 года, у меня лично, не вызвал состояния безмятежного спокойствия, хотя бы потому, что из сообщений СМИ становится ясно что для этих устаревших систем, давно уже на Западе найдены способы их нейтрализации (за исключением нескольких образцов). Я уже не говорю об отсутствии оборонзаказов на этот год. Мало того, что не заказана новая техника, но и не заказаны боеприпасы, хотя склады с имеющимися боеприпасами уничтожаюся, якобы, от брошенного окурка. Для того, чтобы восполнить запас боеприпасов на уничтоженном уральском складе, нужен ж/д состав длиной более 600км. Состав-то найти можно, да что в него грузить?
Сам люблю поиск правды. До жути. Но смысл не в этом, а в том что не торопись делать оценки. Если как сам утверждаешь что это вопрос в истории. И не много ли у тебя тогда смелости так вот разобраться лихо. Или ты себя круче всех историков считаешь, что ты ответы историческому вопросу даешь на всю вселенную. А если это вопрос неразрешенный тогда ..... чтож ты не согласен. Вообще с критикой поосторожней надо, особенно в таких масштабах. Не ужели не прав? Так уж самолюбие задел?
А о нынешней ситуации..... что уж думаешь совсе без глаз такие как мышкин. Ты вот сделай статью да напечатай, чтоб людей просветить. Мне вон даже безплатно не удается.
Извини, если где обидел. С надеждой на понимание. МышкинЪ Л.Н.
Мышкин, я нисколько не обиделся потому, что я не амбициозный человек и критику я воспринимаю не как оскорбление, а как подсказку. Мнение о князе Игоре у меня установилось не из того, что нам говорили в школе, подменив стратегическую бездарность князя боевой доблесть простых ратников. Именно эта доблесть у меня и вызывает восхищение. На мое мнение повлияли УСТАНОВЛЕННЫЕ ИСТОРИКАМИ факты. Если ты заметил, в моей статье нет ни одного абзаца, очерняющего доблесть простых русских мужиков, которые облачились в кольчуги. Осуждаются только поступки князя, возглаившего поход, коорый повлек множество бед. Может мне нужно было тоже им восхищаться, хотя бы за то, что он бросил своих пацанят на расправу и сбежал? Лично ты, поступил бы так?
Моно и не восхищаться и не осуждать. Христос тоже не к фарисеям продвинутым в дома пришел, а к блудницам и мытарям. Разбойник тоже первый в Раю оказался. Не нам судить людей.
Шишкин-пышкин. Мне понятна ваша позиция. Басаева или Радуева тоже не нужно было осуждать, а возлюбить, как самого себя и отпустить с миром, ведь сказано, что если тебя ударили по одной щеке, то подставь другую.
Не не угадал. То свои, а то враги, чужие. Брата не осуждай
Мишкин, убедил. Больше я не буду осуждать тех офицеров и генералов, которые подставляли наших пацанов в Чечне и, сомневаюсь, что делали они это бескорыстно. Не буду осуждать и тех генералов, по чьему указанию в Чечне были оставлены сотни тонн боеприпасов и десятки тысяч стволов. Не буду восхищаться Дейнекой, который вопреки всему, приказал своим летчикам уничтожить все летательные аппараты, находящиеся на аэродромах в Чечне, лишив возможности чеченских боевиков бомбануть какой-либо город.
Ну, то предатели Отечества. Это славная советская армия
А ты в курсе, что чечены себя потомками армии хазар считают. И флаг их с волком хазарский. Вообще Хазария загадочная страна. Почитайкниги Т. Грачевой про Хазарию
Извини, как правильно, Мышкин или Мишкин?
Не думаю, что Дейнека был предателем. В отношение Хазарии я тоже изучал несколько источников. Обобщенное представление есть, но не одинаковые ракурсы. Для того, чтобы понять, почему это так, обратил внимание на авторов и нашел для себя ответ.
Да все равно как. У меня две фамилии и обе на -ов оканчиваются. Мишкин даже более точнее.
Ты почитай, брат, мою ссылочку - хороший материал
Я с большим удовольствием читал о скифах. Правдоподобно. До Хазарии ещё не дошел, но прочту обязательно. Я не просто читаю о скифах, я ещё и сопоставляю с другими источниками. Многое совпадает.
Давай, давай правду надо искать. И не останавливаться. Наука это вечно беременная женщина. Как-то так говорят.
Савельев это глыба на сегодняшний день. Никто так фундаментально не изследовал. Историки часто страдают авторитаризмом и несколько тщеславием. А как следствие и инертностью. А советска власть в этой отрасли такой урон нанесла, что восполнять нужно.
Кто больше, кто меньше не имеет значения. Правды они не любят. Посмотри как за правду приходится бороться на форуме "За правду", поймешь.
А правды они боятся по причине быть по уши в дерьме.
Так что больше именно тогда получается, потому, что Иловайского в школе преподавали при царе, а это самое главное.
А что при большевиках "История СССР с древнейших времен и по наши дни" (?) родилась - это да. Там и нормандское и советсткое искажение. Приходи нафорум там таких много отбеливателей. Только их от правды коробит сильно, так что вырезают и банят напропалую.
Плаваете в кефире... Если нет своего ясного мировоззрения, то нельзя дать ясной и четкого описания исторического события. Прёт отовсюду желание оценить и пояснить.Лучше себя отолмачьте и когда станете, светлый и ясный, тогда и разъясняйте.
Дорогой Пепс. Никто никогда ничего в РПЦ не замалчивает. Более того есть публичное осуждение всего неправильного. Есть целая система разбора неправильного для выводов и для работы над ошибками. (могу развернуто если надо).
Не дуркуй. Если не знаешь.
А вот у коммунистов наоборот - только все плохое надо скрыть по страхом смерти. И ни как иначе.
Коммунисты есть и очень много. Охоты нет. Есть борьба за правду. Люди должны знать правду, чтобы не повторить ошибок. Вот и все. Так же делают когда случается авария с самолетом, например.
Не смеши... Любая власть поступает именно так
скрывает.
Мышкин, я не скрываю - не люблю религию, в частности христианство. И мне фиолетово - католики, протестанты, православные все имеют жутчайшие преступления против человечества как такового, дык, чтож - мне также заниматься обличением этого зла? И поверь две тысячи лет куда как больше пресловутых семидесяти. И пытки коим подвергались люди, проводимыми над ними во имя Христа, ничуть не слабее тех что проводились в СССР, в 20-30 года. Но я этого не делаю, зная, что все это в прошлом, а у тебя видимо в "пятой точке" свербит... Повторюсь, хватит "охоту на ведьм" вести, это вызывает не интерес а скорее раздражение
Ты заметил разницу РПЦ все признает все ошибки и кается. А коммунисты наоборот ни за счто не извинились. А каться есть в чем. Разве не так?
Повторяю нет никакой охоты есть только открытие белых пятен истории. И это очень важно.
От того, что ты повторяешь одни и те же фразы вместо того, чтобы признать очевидное, ты только похож на зомби. А последствия мы расхлебываем и сегодня - это и загнивающие водохранилища с селитерной рыбой по всей территории СССР и центральное отопление которое вылезло в первую и похоже единственную проблему ЖКХ
Ты примеры приведи чтоб не трындеть. По честному. Из того что ты читаешь. А я приведу тебе как на весь свет каятся и признают ошибки. Ты разве, что читаешь об этом. Ты только слово Бог увидишь тебя сразу трясет.
Зачем кривить душой. Это самое последнее дело домыслы приводить
Ты уверен что молчат? У кого спрашивал? Или где читал официальные документы по преодолению раскола?
Ты факты приводи. почитаем
Сделай как ссылку. неоткрыватцца
Не понял, а куда мой пост подевался? Опппа-па?
А тебя старый обряд нравится? Или ты так просто потрындеть?
А язычники друг дружку не убивали со зверствами?
Вот блин! Я те в стопицотый раз говорю - мне не нравится религия и все что с ней связано. И не важно старый обряд или новый. Я как и ты
разоблачаю... ты коммунистов, я церковников 
Алпей смотри как вотбывает иногда, когда делают поспешные выводы
Мишкин, посмотрел, почитал. даже скопировал, как вариант. Спасибо. Теперь у меня вопрос. Почему я должен верить мнению атамана и не верить мнениям ученых? А они установили такие факты:
Когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых
В1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года , и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных[20] .
Да это твое дело кому верить. Ты хочешь чтоб и тебе верили. Только есть еще здравый смысл и логика. А самое главное свидетельство о святости князя.
В ВОВ знаешь сколько было специально ряженых карателей и липовых казаков?
Ты в курсе, что историки почти все и почти до сих пор относились к св. блг. кн. Александру Невскому как к предателю?
Мишкин, вот ещё относительно князя Олега:
По сообщениюМосковского летописного свода конца XV века , Мамай шел
съ всѣми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою иПоловецкою . Еще же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены , Фрязы и Черкасы и Буртасы , с нимъ же вкупѣ въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою , с ними же въ единачествѣ и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи .
—ПСРЛ, т. 25 , М. -Л, 1949, с. 201
Это что прекрывает как-то выводы статьи? Ни как. Или то что он святой?
А как Невский окупантам пособствовал... знаешь? Аж своих рубал и не раз.
Убеждать тебя не собираюсь. Че пристал-то.
Ты вот над Игорем подумай. Может все очень просто, добить кочевников хотели, да и дружина думаешь чем кормиться будет? Выжимать из землероба все соки. Кстати во времена Суворова тоже города на три дня воинам отдавали. И князей тоже в то время турнуть народ мог за ворота, как того же Александра Невского. Так что твои выводы на счет бедняг русских мужиков и жадных князей - дюжа слабоваты.
Читай "матчасть" и учись думать