Перед началом концерта группы «Мумий Тролль» в Старом Осколе Илья Лагутенко дал пресс-конференцию для старооскольских журналистов, где рассказал о новом альбоме, недавней поездке на Северный Кавказ, своём участии в защите уссурийских тигров и многом другом.

– Нет, впереди у нас Дальний Восток, Сибирь и очень Дальний Восток. Тур планируем закончить в феврале 2011 года в Магадане и Петропавловске-Камчатском.
– 2010 год объявлен в Финляндии Годом муми-троллей по случаю 65-летия выхода в свет первой книги писательницы Туве Янссон «Маленькие тролли и большое наводнение». Вы не собираетесь по этому поводу заглянуть туда?
– О да, муми-тролли у них – культовые персонажи! Когда встречаемся с промоутерами из Финляндии, они очень живо реагируют на название группы. Но поехать мы туда сможем не раньше следующего года, когда будет другой тур.

– Название тура связано с нашей свежей пластинкой, а репертуар, наверное, со всеми песнями, которые, по нашему мнению, хотели бы услышать поклонники «Мумий Тролля». У нас уже довольно богатая дискография, поэтому мы решили в этот раз избежать недовольства публики на тему того, что песен с какого-то из альбомов не прозвучало. У нас в туре такая политика: мы играем с каждого альбома по одной-две песни. И альбомов так много, что пока сыграем по паре – приходит пора заканчивать концерт. Причём играем мы в основном не те песни, которые стали «лицом» альбома, а те, которые, по нашему мнению, люди ассоциируют с этапами большого пути группы «Мумий Тролль». Подбор сделан не наугад, а на основании общения с нашими слушателями. Это лет десять назад можно было пообщаться только вот на таких пресс-конференциях, а сейчас всё это проходит в спокойном режиме онлайн на форумах и в нашей социальной сети Икра.тв. Мы создали её с помощью поклонников группы, но не для популяризации нашего творчества, а для их объединения. Там они могут делиться мнениями, искать себе музыку других исполнителей.

– Я с детства интересующийся меломан. Все мы начинали не с «Битлз» и «Роллинг Стоунз», а с журнала «Кругозор» с гибкими пластинками, с дискоспектакля «Алиса в Стране чудес» с песнями Владимира Высоцкого, с «Бременских музыкантов» – вот они, наши «битлы». И меня интересует вся новая музыка – как российская, так и зарубежная. Назвать какие-то конкретные стили или направления не могу – я выбираю конкретные песни, а их очень много. Ведь получить доступ к новому сейчас можно всего одним нажатием кнопки на компьютере. Но заметьте: на дискотеках и радио мало что изменилось за последние 10–20 лет. А это значит, что слушатель сам отвергает эту свободу выбора.

– И закончили его. Теперь думаем, как его представить. Одно дело – выложить в сеть, но это всё-таки не для взрослых делается. И мы хотим, чтобы там была не только музыка. Думаем, разговариваем с издательствами, ищем, в каком виде всё это подать. А на детях уже опробовали – им понравилось.
– Слушатели везде разные или всюду одинаковые? Если, например, сравнивать с Дальним Востоком?
– Страна общая, язык один, а люди всё-таки чуть-чуть другие. Суровые края, огромная территория – четыре часа лёту между крупными городами. Но все земляки думают и мыслят одинаково и по-своему. И мне очень часто приходится слышать, что люди с юга России не могут понять людей с Дальнего Востока.

– Очень тепло, хотя осталось всё-таки двоякое впечатление. Ведь есть очень много стереотипов о том, что там происходит, а ты как музыкант получаешь совершенно иные впечатления. И связать все нестыковки в своей голове бывает непросто. Особенно, когда приходят люди и говорят, что вся их жизнь связана с альбомами «Мумий Тролля», потому что они пересекаются с их постоянными войнами. Когда приходит девушка и рассказывает, как с началом бомбежки отец гонит её в бомбоубежище, а она говорит: «Пока есть свет – я буду сидеть и слушать музыку». Потому что уверена, что прослушивание наших песен её каким-то образом защитит от невзгод. И это только один из примеров. А ведь есть и обратные. Так что не всё однозначно, тут всегда остаётся очень много вопросов без ответов.

– Конечно. Не могу сказать, что я всех их помню, но иногда, некоторых особенно запомнившихся персонажей, мы с группой даже обсуждаем после выступления.

– На эту тему надо не со мной разговаривать. Впрочем, я вам могу ответить – нет. У меня просто нет времени для того, чтобы этим заниматься, а дело это не такое простое, как кажется на первый взгляд. И жена моя, по-моему, уже сдалась. Потому что кто-то уже сказал, что нам не полагается.

– Нет, футбол не люблю. В моём детстве во Владивостоке была команда «Луч», которая играла на чистом энтузиазме и всё время занимала самые нижние строчки самых последних лиг. Я какое-то время ходил на матчи, а потом надоело всё время разочаровываться. Сейчас команда называется, по-моему, «Луч-Энергия» и играет на какие-то «энергетические» деньги, даже удачно, но у меня уже весь интерес к футболу отбило. Люблю смотреть спидвей и парусный спорт.

– Ну, не совсем забыл, скажем так. Я же изучал его ещё и в институте, получив специальность «Востоковедение и африканистика». Являюсь профессиональным переводчиком с английского и китайского языков. У меня в семье многие знают больше чем один язык, младшая сестрёнка вообще их знает такое множество, что поражает воображение.

– Да, уже лет восемь-десять я являюсь попечителем фонда «Амур». Он занимается мероприятиями по сохранению популяции уссурийского тигра и дальневосточных леопардов. А ведь мой родной город Владивосток находится как раз в тех краях, где обитает уссурийский тигр. Долгое время энтузиасты-экологи не могли достучаться до местных властей с этой проблемой и обратились ко мне за помощью. Я включился в это дело и неожиданно для себя втянулся в него. Ездил на семинары, встречи, даже представлял нашу страну на встрече Всемирного банка и участников «Глобальной тигриной инициативы» в Вашингтоне. Сейчас по восточному календарю идёт как раз Год Тигра, а для людей с Востока это много значит. И вот на следующей неделе в Санкт-Петербурге пройдёт Тигриный саммит, в котором должны принять участие главы правительств стран «тигриного ареала». Кроме России в него входит ещё 13 стран – Китай, Индонезия, Малайзия, Лаос, Бангладеш и так далее. Собравшиеся будут обсуждать комплекс мер по защите тигров от вымирания. Ведь этот вид находится на вершине целой экологической пирамиды. Это проблема лесов, борьба с браконьерами, социальные проблемы местного населения, политическое взаимодействие государств и многое другое. Я даже обратился к администрации Приморья с инициативой организовать музыкальный фестиваль и собрать на одной сцене артистов из всех 13 стран, объединить культуры. Надеюсь, получится.
Автор - Алексей Дёменко
Текст интервью взят с
круто