Александр Иванович Агеев ушел от нас в 2003 году. Но с ним не ушли его воспоминания, на долгие годы осталась память о его рассказах, рассыпанных по многим городским газетам прошлых лет. Нет-нет да и всплывет за чьей-нибудь подписью история города и слышится его голос, его обороты, речь. Многие горожане знали его как неугомонного, напористого и боевого старожила. О нем можно писать много и долго, все будет интересно, но лучше его друзей, вряд ли кто уже скажет.
Я ничего не менял в наших характеристиках Александра Ивановича. Оставил то время, в которое он жил. Будь моя воля, ни секунды не сомневаясь, я поднял бы обе руки за то, чтобы переименовать улицу Революционную, на которой он жил, присвоить ему звание "Почетного гражданина" и даже поставить памятник, как самому главному певцу старины Старого Оскола. Других не будет - время не то, да и что могут вспомнить непотомки старооскольских купцов.
Написанное ниже, имеет общее название «Старооскольский Андронников» и является вступлением к книге Агеева, изданной нами в 1998 году крохотным тиражом для внутреннего пользования. В нее вошли все или почти все рассказы Александра Ивановича, которые издатель Александр Дригайло смог найти.
ЗАЧАРОВАННЫЙ ОСКОЛЯНИН
Александр Иванович Агеев — коренной оскольчанин, ветеран войны, инвалид 1-й группы, основатель и первый директор Старооскольского Учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых.
Я горжусь знакомством с этим удивительным человеком. Он наделён уникальным талантом рассказчика, его язык богат редкими, сочными словами, пословицами. Хотите услышать как говаривали сто с лишним лет назад — пообщайтесь с Александром Ивановичем. Кому повезёт, тот сразу же попадёт в мир его колоритных, увлекательных преданий, насыщенных детальным описанием старинного быта оскольского народа и давно утерянных ремёсел, очаруется и уже начнёт понимать — вот истинный русский человек, с любовью к простоте, к людям, к работе, ко всяким радостям житейским! Его речь завораживает, слушатель почти реально видит и осязает талантливо нарисованные картины. Как будто открылась перед ним дверь и зашагал он по прошлым векам, где всё ему стало ясно, понятно и красиво.
Я часто задумывался над тем, откуда столько информации в его мудрой седой голове, как может он всё это помнить?
Первое — это умение простую ситуацию так ёмко подметить и обыграть, что становится сверхправдоподобно — талант истинного писателя, способного создать красочные образы людей и природы, войти в ситуацию и настроение персонажей своих рассказов. Представьте себе, а если б Александр Иванович развил в себе этот дар профессионально, если бы не насущная забота о семье, не физический недостаток — слепота, как бы отточил он своё мастерство? Но даже так, с помощью близких и друзей он дарит нам увлекательные, живописные, заставляющие задуматься события прошлого, направляет наше внимание под иным, историческим углом зрения. Этот человек влюблён в историю, живет историей и сам он живая история.
Второй дар Александра Ивановича — умение общаться с людьми по-дружески, тепло, с задором, независимо от возраста. Характер у него вечно молодой, бойцовский, ему претит одиночество, постоянно в голове рождаются интересные мысли, он в курсе всех событий окружающей жизни, из которой легко умеет черпать темы своих произведений. Услышав в обычной беседе любопытный случай, Агеев цепко хватается за него, затем развивает идею, легко выстраивает сюжетную линию, наращивает её художественными деталями и преподносит нам чудесный рассказ.
Третье дарование Агеева — это гены и влияние предков, — крепкая почва, на которой возрос его удивительный дар. Предки Агеева заселили оскольскую землю с петровских времен. Прапрадед Евлампий Платонович — командир горной артиллерии мортир — вместе с Суворовым переходил Альпы. Прадед Александра Ивановича, Меркул Евлампиевич, торговал скотом, мясом, был богатейшим человеком в Старом Осколе. Дед Константин Меркулович — архитектор (Агеевы получали образование соответственно своему положению в лучших учебных заведениях России) — учился и дружил в Петербурге с сыном знаменитого художника Ивана Николаевича Крамского — Николаем Крамским. Здесь истоки его рассказов о героине портрета «Неизвестная» — Надежде Владимировне Воейковой. Брат деда, Сергей Меркулович — священник (кстати, Александр Иванович как рассказчик — в него), много лет был настоятелем Покровского храма, одного из древнейших храмов города, к сожалению, снесённого в 30-е годы прошлого века. Отсюда идут нити к многочисленным рассказам о монастырях, церквах.
Другой дядя, Илья Константинович — художник, создавал полотна, к большому сожалению, не сохранившиеся до настоящего времени, о которых до сих пор с трепетом вспоминает Александр Иванович. По семейному преданию, Агеевы роднились по женской линии со знаменитым архитектором Баженовым и на этой почве родились рассказы о зодчих: о самом Баженове, Воронихине и Макаре Евсюкове. Отец Агеева — Иван Константинович — учитель истории, был интереснейшим человеком, как и его друг, Сергей Николаевич Мешков — первый директор Старооскольского музея.
А как подробно Александр Иванович рассказывает о купцах, ведь постоялый двор Агеевых, на котором он вырос (ныне, недалеко от этого места расположен клуб мехзавода), был каждодневно заполнен приезжими торговцами. Сколько занимательных историй рассказано там, каких только людей не встречалось. Рассказы о поэте Кольцове, о музыканте Эрденко и много другого почерпнуто с этого постоялого двора.
Предания и рассказы деда, дядек, отца — людей образованных, пытливых, лишившихся в большевистское лихолетье богатого наследства, атмосфера жизни на постоялом дворе, собственный природный дар, всё это вместе и послужило основой увлекательных, талантливых очерков Александра Ивановича Агеева.
Главный литературный труд Агеева — роман «Сильнее ситуации и во власти её» о Надежде Владимировне Воейковой, о «Неизвестной» не был напечатан и, к сожалению, потерян. Из-за слепоты и большого объёма материала, сам автор не в состоянии был довести начатое дело до конца. В начале 80-х годов мне посчастливилось в течение нескольких дней знакомиться с этим романом и даже начать переписывать первые главы. Затем, по воле автора, рукопись пришлось передать одной шумно известной в городе «литературной» семье — Агеев сильно понадеялся на их профессионализм и талант. Но, продержав труд у себя с год, они так и не приступили к правке.
С большим сожалением я забрал роман у «литераторов» и вернул Александру Ивановичу. А он, потеряв надежду, передал его в середине 80-х годов в Старооскольский краеведческий музей. Сейчас, когда появилась возможность роман издать, его в музее не оказалось. Он бесследно исчез. Я сохранил лишь те начальные главы, которые смог переписать за несколько дней нахождения рукописи в моих руках. Это такая же потеря для города, как и Дом Кобзева. Но, может, кто-то знает местонахождение романа, возможно, проснётся совесть у того человека и он вернёт рукопись.
Александр Иванович в силу своего открытого характера общается со многими людьми, не держит все знания в себе. И многие пользуются щедростью рассказчика. Порядочные люди признаются в источнике получения информации, упоминают имя Агеева. Но есть «краеведы», которые правдами и неправдами выуживают интересные факты и под своим именем выдают читателю. Мало того, когда появляются некоторые накладки, расхождения в датах, фамилиях, они бессовестно, за глаза охаивают его, плюют в колодец, из которого частенько пьют.
Я беру на себя смелость утверждать, что кроме Александра Ивановича Агеева (за исключением профессиональных историков), нет в настоящее время в городе старожила, который мог бы с таким увлечением и кругозором поднимать исторические темы прошлого. И всё, что в последние годы напечатано в местной прессе, — так или иначе связано с Агеевым. Поэтому, собиратели краеведческих статей местных авторов, не спешите приписывать их «авторство» тем, чьи подписи стоят под ними. Внимательно просмотрите их, и вы увидите во многих материалах знакомый стиль, сюжетные линии, язык Александра Ивановича. После таких статей у меня возникло желание собрать «полного» Агеева, но нужно уяснить, что Александр Иванович сам это не вычитал, а услышал от других, что интересные, красивые предания имеют право на существование. Город без преданий скучен и неинтересен — это дерево с обрубленными корнями. Даже город, имеющий многовековую историю. Часто слышим и читаем, как в разных уголках мира жители городов дерутся за предания, ставят памятники, доказывая, что тот или иной случай, связанный с выдающимися личностями, происходил только у них.
Анатолий Павлович Никулов — наш местный краевед, написавший солидный труд по истории Старого Оскола, не раз говорил, что беседы с Александром Ивановичем наводят его на неожиданные находки в архивах, до которых бы он сам не докопался, и которые совпадают с тем, о чём поведал ему Агеев.
Каждый помнит советское время, когда всё делалось по принципу «держать и не пущать», любая статья просматривалась, редактировалась. Из-за такой сверхбоязни мы не имели иной истории кроме партийной. Скучно и горько было читать краеведческие материалы: о выполнении соцобязательств в годы первых пятилеток, о руководителях города — коммунистах — огнём и мечом устанавливающих «новую жизнь» на Оскольской земле. Агееву со своими взглядами было почти невозможно пробиться к читателю. Кроме всего прочего, он потомок богатого рода, что также было небезопасно в те времена. Полунамёками, под псевдонимами удавалось опубликовывать сильно урезанные статьи. Эта книга не вместила всего того, что написано Александром Ивановичем.
На мой взгляд, одна тема до настоящего времени не поднята Агеевым — это тема истории состоятельных старооскольцев: дворян, купцов, их потомков, таких, как его родственники и он сам. Попав под молот истории, эти люди вынуждены были погибать на войне или в лагерях, отрекаться от близких. Они уезжали на чужбину, скрывались под другими именами, или проживали не в центре города, а на окраинах слобод, в окрестных селах. Удивительные судьбы! От них остались дети, внуки, некоторые возможно живут среди нас, а мы и не догадываемся, что довелось пережить им. Тема эта — белое пятно в истории города. Но не всё потеряно, некоторые родственные линии можно восстановить. Александр Иванович ещё о многих может рассказать.
Александр Дригайло
«Я ПОТОМСТВЕННЫЙ СТАРОЖИЛ»
Историей никогда специально не занимался, хотя всегда считал ее матерью всех наук. Без истории человек мертв, он не способен анализировать самого себя, смотреть со стороны и учиться на чужих ошибках. Материалы на эти темы — не дань моде или юбилеям. Сама жизнь заставила писать о городе, и я рад, что подружился на этой почве с Александром Ивановичем Агеевым. С ним знакомы многие горожане по различным выступлениям в газетах.
Он, слепой, водил меня по улицам города настолько безошибочно, что ему можно было только позавидовать. Около года длились наши беседы и свелись к тому, что я должен поменять темы газетных публикаций. Все разговоры с Александром Ивановичем были записаны и ждали своего часа. Страшно и неловко было браться за новую тему — сколько уже напечатано!, но слишком ценный материал оставался невостребованным — и я решился. Его рассказы легли в основу половины моих исторических публикаций. Не скрою, найдутся в них спорные места, может, где-то не совпадут даты. Но ведь потому интересна история нам, что видим мы ее разными глазами, проводим через разные сердца и умы.
Есть еще одно обстоятельство, возбуждающее интерес к его воспоминаниям. 40 лет не видит он света и причиной тому — война! Мозг, обязанный природой работать больше на зрительную информацию, постоянно прокручивает виденные картины и оттачивает их до совершенства. Именно виденные картины! И они остаются ясными и чистыми на всю жизнь. Что касается слышанного, то и здесь все в порядке. Прекрасная память, жизненный опыт, интеллект, умение логически мыслить, сочетаются с любовью к отечественным памятникам — это задатки неординарной личности. Плюс громадное желание передать и оставить на бумаге максимум информации землякам — все вместе взятое и явилось причиной наших частых встреч.
Александр Иванович прекрасный рассказчик, не хуже Андронникова, язык его сохранил местный колорит и многое привнесено жизненным опытом. Взять хотя бы такую фразу: «В нем был чертей остаток» – так старожил характеризовал шустрого человека. Он говорит о себе всегда одинаково и с большой гордостью: «Я потомственный старожил», - подчеркивая этим мощнейшую связь с нашей землей и предками.
Публикуя его воспоминания, полагаю, что все несогласные с их трактовкой успокоятся, если вспомнят, как писалась наша официальная история на потребу партии и правительству. К ней редко допускали простых людей и очевидцев, потому архивы народа хранились чаще в головах и сундуках. О чем бы ни говорил Александр Иванович, есть тема, к которой он возвращается постоянно — прославление человека труда, мастерового, чьими руками построен и сохранен город. Чаще всего это конкретные люди, иногда — ныне здравствующие потомки.
Подчеркивая благородство старых мастеров, он отлично разбирается в психологии обывателя, жулика, спекулянта, артиста, художника. Биография самого Александра Ивановича не менее интересна и тоже заслуживает внимания. Она объясняет многое в его рассказах.
SABLON
СТАРООСКОЛЬСКИЙ АНДРОННИКОВ
Вот как начинается книга «Оскольский край»
«Удивительная картина предстала перед нашими взорами. Чуть брезжил рассвет. Алая заря окрасила золотые купола церквей в малиновый цвет и вокруг них венцом кружили галки. Порыв ветра тронул крылья ветряков и город как воздушный сказочный корабль, разрывая пелену тумана, словно поплыл в далёкую волшебную страну».
Автор не случайно начал книгу со слов старожила Александра Ивановича Агеева, ибо в них не только воспоминания далёкого детства, в них лицо города. С каждым годом дистанция между прошлым и настоящим увеличивается, и навсегда исчезают неповторимые образы. Современный город ещё не имеет лица, своих устойчивых традиций. Если мы окончательно порвём тончайшую нить связи с прошлым, то обратим его против себя. Эти обстоятельства и вынудили взяться за перо.
Знаю Александра Ивановича давно, но как-то не доводилось раньше говорить о прошлом. Когда вместе с его сыном учились в школе, у меня и в мыслях не было что-либо писать об истории города. А по окончании разлетелись все кто куда. Вот и довелось уже в зрелом возрасте вновь открывать для себя «нового» Агеева. Первые наши беседы не носили профессионального характера, а скорее напоминали моноспектакль, где единственный зачарованный слушатель наслаждался народным колоритом монолога прекрасного актера. Все это напоминало любимые телевизионные передачи прошлых лет с участием Ираклия Андронникова. Потом уже, в разговоре с друзьями я с восторгом говорил, что у нас есть свой местный-Старооскольский Андронников.
Наши встречи чаще всего носили случайный характер: в парке, где очень любил гулять Александр Иванович; на улице, когда он, тихо постукивая палочкой, шел с бидончиком проторенным маршрутом покупать молоко... Но каждый раз эти случайные встречи заканчивались длительными и увлекательными беседами. И слушая этого пожилого человека, философа провинциальной русской глубинки, отчетливо понимал, как в жизни все связано живыми связями, и что нельзя раскрыть правду жизни, если обрубить эти связи. Ну, а жизнь без затаившегося в ней слова - как это понять? Слушая его, более глубже понимаешь библейское: «В начале бе Слово».
Ну, кажется меня занесло! В первую очередь я историк, мне нужны факты и еще раз факты! Профессиональная исследовательская гордыня проснулась у меня значительно позже, пошли беседы более сухие и даже жесткие, но без обид и взаимных упреков. Каждый отстаивал свою точку зрения по той или иной проблеме исторического прошлого Староосколья. И накапливая большой архивный исторический материал, я все больше и больше понимал этого мудрого человека. Да, анализ и синтез прошлого, глубокое обобщение и выводы исторических этапов просто необходимы. Однако живое человеческое слово оставляет в душе человека не менее глубокий след, чем многочисленные обобщенные факты.
Кстати, о фактах! Внимательно слушая рассказы Александра Ивановича, на первый взгляд они кажутся нереальными, возможно выдуманными, я невольно задавался вопросами и скептицизм проникал в мой мозг и душу. Но, работая в архивах, я неоднократно наталкивался на подтверждающие факты его «выдуманных» рассказов. Но ведь как они были преподнесены!
Я встречал людей, которые осуждают Агеева, называют его фальсификатором местной истории. Однако УМЕНИЕ СУДИТЬ дается УМЕНИЕМ ПОНИМАТЬ. Я понимаю Александра Ивановича и горжусь этим.
Анатолий Никулов
побольше бы таких статей!!!, именно они раскрывают старооскольцев!! спасибо за статью)))
Читая ваши статьи sablon начинаю по настоящему понимать и любить город, в который меня принёс ветер перемен.
Если бы историю в школе преподавали так же с таким чувством и любовью как рассказываете её вы - я бы вряд ли когда либо сказала, что история это скучно.
И потому именно сейчас говорю, продолжайте рассказывайте. Думаю многим это не только интересно, но и важно.
к сожалению, историю Старого Оскола в городе не преподают
sablon, эту книгу, изданную в 1998г., где-то можно увидеть, прочитать? В гор. библиотеке, например?
Охотно принимаю. На мой взгляд, это интересный вопрос, буду принимать участие в обсуждении. Я знаю, что вместе мы сможем прийти к правильному ответу.
! ! !
! ! !
! ! ! "Однако УМЕНИЕ СУДИТЬ дается УМЕНИЕМ ПОНИМАТЬ" ! ! !
И почему ее нет в Сети? Музейные украли рукописи, и друзья палец о палец не ударили, чтоб познакомить с рассказами аудиторию. Распечатано для себя - это для никого. Вы точно также узурпировали наследие, как тот, кто спер рукопись в музее.
На тупость всегда хочется ответить тупостью. Все рассказы Агеева прошли в газетах и если вы их не читали в свое врем, то это не моя забота. "Украли, спер, узурпировали, палец о палец", это для кого написано?
Конечно я могу продублировать рассказы Александра Ивановича в сети, но найдутся "знатоки" и бывшие его знакомые, что обгадят любое доброе начинание.
Сделаем так. Я выдам два-три его рассказа и посмотрим как на них реагирует читатель и критик.
sablon. Случайно натолкнулсяна твою публикацию в архиве Кавиком. Прекрасная статья! Браво!
Дело в том, что я тоже имел счастье познакомиться с А.И. Агеевым. А было так: Я в это время жил к Шевченко (ныне г. Актау в Казахстане) приезжая в гости часто слушал рассказы своего бати о том, что у него есть очень интересный рассказчик, но к сожалению, он слепой. Он част приходит к ним в гости и если мать свободна, то он просит напечатать несколько страниц его нового рассказа. Бате по случаю очередной годовщины Цемстроя, подарили печатную машинку, которую матушка довольно успешно освоила. Поскольку она долгое время работала завучем в сельской школе, то печатала она почти без ошибок. К тому же, Агеев был очень интересным рассказчиком, то матушка с удовольствием выполняла подобные просьбы. Потом услышанный раздел рассказа пересказывала по памяти своим соседкам во время посиделок на скамеечке. Мне мои предки тоже во время моего отпуска пересказывали то, что было напечатано. Куда Агеев отдавал свои рукописи, родители не знали. Мне тоже захотелось познакомиться с таким удивительным человеком. В моем понимании, это был ходячий учебник истории города.
Однажды матушка попросила меня сходить с битончиком за молоком. Замной занял очередь слепой человек. Вот с ним мы, стоя в длинной очереди и разговорились. Так мы в кратце рассказали друг другу о своих предках. Оказалось, что он прекрасно знал моих предков по материнской линии. Он рассказал, что у купцов Харитоновых был первый в городе построен кирпичный дом под ЖЕЛЕЗНОЙ крышей и нахдился он почти на перекрестке ул. Ленина и пр. Комсомольский, на территории нынешнего ТРК "Славянка" и находился напротив УНО.
Подошла наша очередь набрать молоко. Я помог ему донести молоко до его дома и мы договорились о встрече. Но это уже другой рассказ
Выкладывал все рассказы Александра Ивановича в Кавикоме, но особого интереса к ним не заметил. Встречались разные комментарии тех, кто его знал, кое-какая критика, но в годы его жизни об истории города писали немногие.