Около трех миллиардов лет назад, на рубеже архейской и протерозойской эр, на территории Староосколья и большей части юга России располагался обширный и глубокий океан. Кислород в атмосфере почти отсутствовал, а жизнь только появлялась – в форме сине-зеленых водорослей, производивших в процессе своей жизнедеятельности кислород. Время от времени Землю сотрясали планетарные катаклизмы, приводившие к возникновению циклопических цунами, разбивавшихся о берега доисторических материков.
Архейский фундамент
В океане периодически менялась температура, уровень кислотности, содержание кислорода, что приводило к соединению железа и кремния в воде, оседавших на дно тонкими слоями. Позже в глубинах земли, под воздействием высокой температуры и высокого давления соединение железа и кремния превращалось в железистый кварцит и подобные им породы, образовавшие древний кристаллический фундамент. В районе Старого Оскола он лежит всего лишь в 65-220 метрах от поверхности земли.
С отложениями этого периода связаны крупнейшие месторождения не только железных руд, которыми так богат наш регион, но и медных, марганцевых руд, золота, урана, полиметаллов.
Примерно 2-2,5 миллиарда лет назад появляются следы жизнедеятельности животных, представленных примитивными губками, членистоногими, кишечно-полостными.
Белое пятно
В конце протерозоя океан покинул территорию Староосколья. Сушей наш край оставался весь палеозой и начало мезозойской эры. Вместе с океаном ушла и жизнь. В то время живая природа могла существовать и развиваться либо в воде, либо в непосредственной близости от нее. В палеозое вода для живых организмов оставалась не только единственной средой обитания, но и единственным коммуникационным средством. Жизнь в буквальном смысле слова шагала по планете вместе с водой. Именно поэтому безводные территории докембрия и раннего палеозоя являются для палеонтологической науки «белыми пятнами». В старооскольских скудных отложениях кембрийского или ордовикского периодов вряд ли возможно обнаружить остатки гастроподов, хиолитов или археоциатов, обитавших в древних морях и океанах.
Старооскольская атлантиада
За 325 миллионов лет, начиная с девона и до палеогена включительно, территория Староосколья полностью или частично неоднократно становилась то морем, то сушей. Только о девонском периоде наш край несколько раз превращало в море. Климат тогда был жаркий и сухой. Растительный и животный мир отличался большим разнообразием. Из животных в основном преобладали беспозвоночные - головоногие, брюхоногие, плеченогие. Широкое развитие получили кистеперые и двоякодышащие рыбы. Появились первые наземные позвоночные и земноводные.
В карбоне море вновь и надолго ушло с территории Староосколья. Климат установился очень теплый и влажный, что привело к бурному развитию растительного мира. Суша покрылась непроходимыми лесами. Появляются более крупные формы земноводных животных и первые представители пресмыкающихся.
Со второй половины пермского периода устанавливается засушливый климат. Флора карбона сменяется менее требовательными к влаге растительными формами, преимущественно из класса хвойных. В конце триасового периода появляются первые примитивные млекопитающие из группы сумчатых.
В юре море вновь медленно наступает на наш район. Сначала он «заполняется» озерами и болотами. А в середине юрского периода морская трансгрессия (наступление моря на сушу в результате опускания последней) довершает дело: территория Староосколья покрывается морем - мелководным и теплым. Комфортный климатический режим - теплый и влажный - приводит к расцвету животного и растительного мира. Продолжают совершенствоваться млекопитающие. Появились первые представители длиннохвостых птиц - археоптериксы. Но царями природы в то время слыли гигантские ящеры.
Предполагается, что на рубеже юры и мела море вновь покинуло нашу территорию, на которой остался лишь неглубокий водоем с островками.
Во второй половине мелового периода наступила новая морская трансгрессия. Открытое, глубокое и теплое верхнемеловое море благоприятствовало накоплению мощных отложений мела, которые каждый староосколец может увидеть, например, в районе Казацких бугров. Возраст их 92-70 миллионов лет.
Окончание мелового периода, когда море снова покинуло Русскую равнину, ознаменовалось тем, что стремительно, в течение нескольких тысячелетий, закончилась эпоха рептилий.
В палеогене море еще дважды занимало территорию Белгородской области. Климат сохранял тропические черты, поэтому флора по своему видовому составу была близка к современной тропической растительности юго-восточной Азии. В животном мире господствующее положение занимали млекопитающие. Широкое распространение получили птицы.
Наконец, примерно 25 миллионов лет назад в многосерийной старооскольской атлантиаде поставлена точка - море шесть-семь раз, по оценкам исследователей, наступавшее на сушу, навсегда покинуло территорию края, оставив в нашей земле богатейший материал для будущих палеонтологических исследований.
Потерянные три миллиарда лет
К такому выводу приходишь, когда узнаешь, каким ничтожным количеством палеонтологических находок обладает город, имеющий уникальную возможность для исследования, как минимум, трехмиллиардного отрезка развития жизни на Земле. Уникальная возможность, появилась которая более сорока лет назад, - разработка открытым способом железорудного месторождения.
Что же нам дали эти четыре десятка лет? Чем Старый Оскол может гордиться перед ученым миром?
Практически - ничем. В городе есть несколько палеонтологических коллекций, но все они вряд ли представляют какой-либо научный интерес. Самая крупная из них хранится в местном краеведческом музее, преимущественно в его запасниках.
Небольшие палеонтологические коллекции имеются в некоторых школах. Остатки древней фауны можно найти и в частных коллекциях старооскольцев.
Однако в музеях, школьных уголках и частных коллекциях обнаруживается лишь малая толика старооскольских палеонтологических находок. Большая же и наиболее ценная их часть «уплыла» в палеонтологические центры Москвы и Петербурга. Например, а 1994 году в Стойленском карьере работала экспедиция Ленинградского института земной коры под руководством доцента ЛГУ Л.А Несова. Практически все находки, представляющие хоть какой-нибудь научный интерес, экспедиция увезла в северную столицу, а наш краеведческий музей стал тем поговорочным Боже, которому петербуржцы оставили то, что им оказалось негоже.
И в таком положении вещей присутствует свой здравый смысл и логика. Действительно, зачем городу, где нет специалистов, а значит, и сколько-нибудь серьезного центра по изучению древней фауны т флоры, палеонтологические раритеты?
Но тут же задаешься другим парадоксальным вопросом. А почему, собственно, город, обладающий уникальной возможностью (Стойленский и Лебединский карьеры) для исследования трехмиллиардного отрезка развития жизни на Земле, не имеет ни специалистов-палеонтологов, ни соответствующего центра, ни собственного палеонтологического музея? Хотя бы такого, как Котельничский палеонтологический музей.
Край «щекастых ящеров»
Открыт музей в небольшом городке Котельнич, насчитывающем около 40 тысяч жителей, совсем недавно - в 1994 году. Однако событию этому предшествовала более чем вековая предыстория. Первое описание Котельничского геологического разреза в 1875-79 годах сделал геолог П.И. Кротов. Вряд ли в то время Кротов предполагал, что на месте описанного им разреза через несколько десятков лет появится одно из крупнейших в мире местонахождений ископаемых позвоночных животных, обитавших на данной территории в пермский период палеозойской эры около 255 миллионов лет назад. Первые два скелета парейазавров под Котельничем в 1933 году нашел С.Г. Каштанов. К 1955 году было зарегистрировано уже до 15 находок более или менее полных скелетов парейазавров. С 1962 года местонахождение объявлено охраняемой зоной областного значения, а в 1995 году - государственным памятником природы. В мире имеется лишь один аналог Котельничского местонахождения - плато Карру в Южной Африке, но сохранность материалов там на много порядков ниже, чем в Котельниче.
Ископаемая фауна Котельничского местонахождения включает в себя около 20 видов позвоночных животных. Ежегодно открываются новые виды и рода древних рептилий и амфибий. Наиболее часто в местонахождении встречаются костные остатки парейазавров («щекастый ящер») - доминирующего компонента котельничской фауны. Эти животные достигали 2 метров в длину, вели стадный образ жизни, питались растительной пищей. Под Котельничем обнаружены также дицинодонты («двуклыковые»), тероморфы (зверообразные), горгонопсы, и др. В экспозиции Котельничского палеонтологического музея демонстрируются находки не только с территории котельничского местонахождения, но и других регионов России, копии находок, получивших мировую известность.
Экспонаты Котельнчского музея
Скелет скутозавра
Скульптурная реконструкция панцирного динозавра эвоплоцефала
Разговор об этом музее зашел не случайно. Несколько лет назад экспозиция из Котельнича выставлялась в нашем краеведческом музее. Старооскольцы увидели древних животных, возвращенных из небытия небольшой группой энтузиастов...
Старооскольский парк динозавров
Крупные, а тем более, гигантские животные всегда впечатляют человека. Как считают исследователи, в ледниковую эпоху на территории Староосколья обитало много крупных наземных млекопитающих: мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, пещерные медведи. Самыми же грандиозными доисторическими созданиями на нашей территории были, несомненно, морские рептилии. Судя по количеству найденных мелких остатков ихтиозавров и плезиозавров, в наших морях водилось их много.
Возможно ли в наших краях обнаружить сенсационную находку, например, полный скелет какого-нибудь ящера? Вполне возможно, утверждают специалисты. Существуют достоверные свидетельства того, то во время разработки Стойленского карьера разрушались целые скелеты ихтиозавров. Об этом же говорят и многочисленные находки мелких остатков морских ящеров - зубы, позвонки, челюстные пластины.
«В период активных вскрышных работ, - вспоминает один из работников Стойленского ГОКа, - когда на поверхность поднимались породы четвертичного, третичного, мелового и юрского периодов, остатки древней фауны, конечно же, попадались. Встречались ли при этом целые скелеты крупных пресмыкающихся? - на этот вопрос вряд ли кто-то сможет ответить точно. Хотя в период вскрышных работ к нам наведывалось несколько научных экспедиций из центральных институтов, возможно, их специалисты самые ценные находки не оставили без внимания».
Редко гармонично согласовываются производственный и научный процессы. Остатки тех же ихтиозавров или плезиозавров можно найти и в других местах района. Вопрос только: как? Методом тыка, надеясь на авось или на Всевышнего? Способ хорошо у нас известный и самый нерациональный. На Западе давно изобрели прибор, напоминающий эхолот, точно указывающий, где копать. Таким образом, например, в Южной Дакоте нашли знаменитую тиранозавриху Сью. Но, опять же, кому нужны кости динозавров? По большому счету, только энтузиастам-любителям. А у них вряд ли найдутся возможности приобрести такой прибор. И потом, обнаружить местонахождение древних остатков – это даже не полдела. Как их потом достать, скажем, из мела или юры?
А, собственно, зачем нам динозавры и прочая доисторическая экзотика?
Зачем «Уголки палеонтолога» с их ракушками, зубами и позвонками? Ну, понятно, наглядное пособие. Но стоит ли ради «наглядности» тратить собственное время на то, чтобы ползать на коленях в отвалах ГОКов, выуживая из земли предметы доисторического происхождения? «Конечно, стоит, - ответил один из мальчишек в школьном музее. – Человек посмотрит на эту коллекцию – и, может, станет образованнее и культурнее. Может, человек даже ученым станет».
Может, и правда, появится ученый, который соединит нас с прошлым. И тогда мы все лучше поймем настоящее. И будущее.
Постскриптум
Можем ли мы сегодня заглянуть в будущее? Представьте себе, можем. Для начала заглянем в обзор доцента ЛГУ А.А. Несова "Историческое развитие жизни на Земле: по материалам Стойленского карьера", хранящегося в фондах Старооскольского краеведческого музея (СКМ). "...С 1984 года человечество живет в новом периоде геологической истории, - пишет Несов, - поскольку именно с этого периода времени количество грунта, перемещаемого природными процессами (реками, селями, вулканами и т.д.) стало меньше тех, что перемещает человек! Немалую роль в наступлении этого периода играют работы в Стойленском, Лебединском и Михайловском карьерах. Задача всех людей сделать так, чтобы наступление нового периода в истории Земли, называемого пятеричным периодом, принесло бы человечеству как удовлетворение его потребностей, так и сохранение нормальной среды жизни для себя и всего живого на Земле".
Не станем говорить здесь обо всем человечестве, а посмотрим, что уже принес новый - пятеричный период нашему краю. Откроем еще одну исследовательскую работу (также хранящуюся в СКМ) под авторством научного сотрудника Ю.Е. Колпиковой: "...Существенно нарушен гидродинамический режим подземных вод на площади 220-230 кв. км в районе Стойленского и Лебединскою карьеров. Здесь в целом произошло перераспределение подземных потоков; по бортам карьеров полностью сработан альбсеноманский горизонт, сдренирован турон-маастрихский, образовалась депрессионная воронка (то есть зона понижения давления подземных вод); значительно понизился уровень подземных вод в районе Горняшки. Нарушен естественный баланс рек Чуфичевка и Осколец.
Что дальше? А ничего веселого. Вполне вероятно, считают специалисты, что дальнейшее понижение уровня подземных вод приведет к тому, что наш край уже в обозримом будущем превратиться в... пустыню, которая станет нашей платой за интенсивное и колоссальное "перемещение грунта». На этом пока и остановимся, так как наш разговор уже выходит за рамки палеонтологическом темы. А другая тема - требует и другого разговора.
Владимир БАБИЧ
(Статья ранее публиковалась в "Газете города", № 40 (84) от 19.11.1999 г. На КавиКоме размещается в сокращенном варианте, с добавлением "Постскриптума")
Статья интересная, спасибо!
Не поняла только: почему пустыня?
Насколько мне известно, после разработки карьеры заполнятся водой. Или из-за того, что вода прибудет в котлованы карьеров, она убудет по всей окружающей территории, то есть понизится уровень грунтовых вод настолько? Но даже и это ведь будет временно. По моему страхи преувеличины.
А что карьеры безобразно смотрятся-это точно. Будто огромные раны на теле красавицы Земли. Так хочется, чтобы побыстрее природа взяла свое и заросли эти страшные раны!
Раиса, совершенно верно, то же самое говорят и специалисты: произойдет понижение грунтовых вод, что, соответственно приведет к некоторому обезвоживанию территории. Это уже происходит, причем это происходит на глазах одного поколения. Один пожилой дядечка, завзятый рыбак, рассказывал, что когда бегал пацаном, нырял с моста через Оскол (что ниже кондитерской фабрики) и раков ловил. Сегодня с того моста, я думаю, никто нырнуть не рискнет. И раки в тех местах давно не водятся... Хотя, как мне думается, специалисты намеренно утрируют, с благой целью - дабы "выпуклее" обозначить проблему. Мне тоже не верится, что Старый Оскол превратиться в пустыню.
Раиса, осталось чуть чуть ...
жаль не увидим ))
страшно даже думать про такие древности...Но интересно.
Andukan, предлагать энтузиастам купить эхо-локатор для поиска динозавров - действительно нелепо. Но вот если попытаться переговорить с руководством, а потом и с хозяевами наших комбинатовских гигантов, может быть найдётся миценат, который за присвоение его имени открытой коллекции, и не дай бог ещё неизвестному виду, может помочь...
А если под это провести рыночную жилку например г-на Лоора, и построить здесь, вместо магазинов и дворцов спорта, свой парк Юрского периода, то может быть у нашего города откроется новое значение на карте России?
Интересные предложения. Правда, нечто подобное звучало уже раньше. И не раз. Например, упоминаемый на КавиКоме Андрей Мовчан предлагал создать парк с древними чудищами и даже место для него подобрал, на территории будущего городского парка (в районе Зеленого Лога).
Насчет мецената, особенно сегодня-то, вопрос проблематичный. Собственно он всегда в новой России таким почти и был. Настоящих меценатов во всей России раз-два и обчелся. Зато мИценатов, которые и в благотворительность вкладывают средства с тем, чтобы получить прибыль, хоть отбавляй. А "Парк Юрского периода", как и любое культурно-просветительское предприятие, вряд станет высокодоходным предприятием.
ЧЕЛОВЕК - самое вредоносное животное на планете!!!
В общем-то, верность этого утверждения давно подмечена. Беда человека в том, что чем он становится умнее и сильнее, тем все больше забывает, что жить с природой следует в гармонии...
А если под это провести рыночную жилку например г-на Лоора, и построить здесь, вместо магазинов и дворцов спорта, свой парк Юрского периода, то может быть у нашего города откроется новое значение на карте России?
АГА ! А потом Лоора затаскают по судам, как это было с Дворцом спорта, как происходит с Тереховским водозабором и КНС-2 ! Вряд ли это возможно сейчас при этой власти.
Не беспокойтесь напрасно. Всё будет хорошо. Скоро на земле будет Рай!