Над Арктикой НЛО не летают
Север воспитал в 69-летнем Евгении Прокопьевиче Федорченко настоящего специалиста штурманского дела. Полеты в 40-градусные морозы с посадкой самолетов на дрейфующий лед, авиамаршруты над Арктикой, где нет никаких ориентиров и под крылом самолета бесконечные ледяные массивы.
Полярники особые люди. Они работают на дрейфующих льдинах круглый год, и единственной ниточкой, которая связывает их с большой землей, является авиация. Для тех, кто живет и работает на севере, прилет самолета всегда событие. Экипаж всегда доставит почту, оборудование, продукты, к Новому году красавицу елку и подарки от родных и близких.
- В северные края я попал в 1961, - рассказывает Евгений Прокопьевич, - был демобилизован по сокращению армии. Я был военным штурманом и летал на бомбардировщике ИЛ-28. Начинал в Якутском управлении гражданской авиации, меня назначили начальником аэропорта города Оймякон. Это место - полюс холода, здесь зафиксирована самая минимальная температура на планете - 72.2 градуса. В 1965 перешел работать штурманом в Зырянский объединенный отряд. В 1972 году прибыл в аэропорт Черский на должность штурмана самолета ИЛ-14. Здесь находилась база научно-исследовательского института "Арктики и Антарктики", отсюда осуществлялись арктические воздушные экспедиции, открытие новых дрейфующих станций и замены состава полярников. В марте 1973 года я впервые попал на дрейфующую станцию СП-22. Она продрейфовала десять лет на айсберге...
Восемь лет Евгений Федорченко выполнял полеты в Арктике. Он побывал на дрейфующих станциях СП-22, СП-23, СП-24, СП-25.В Арктике нет привычных ориентиров. Самолетам приходилось летать над огромным "снежным морем", льдами. Единственными маяками для штурманов в дневное время суток становятся едва заметные в "белой" арктической пустыне домики полярников. А ночью - лишь огоньки. Главная задача штурмана - довести самолет в район действия радиостанции, расположенной на льдине.
В конце семидесятых годов Евгений Федорченко знакомится с советским полярником Евгением Константиновичем Федоровым, участником знаменитой папанинской экспедиции на Северный полюс в тридцатых годах прошлого века. Тогда И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, Е.К.Федоров и П.П. Шыршов были высажены на Северном полюсе и в течение двухсот семидесяти четырех дней вели круглосуточную исследовательскую работу.
- Евгений Федоров был депутатом Верховного Совета СССР и прилетал в Черский по депутатским делам, - вспоминает Евгений Прокопьевич, - дважды мы с ним летали на полярные станции. Известный на всю страну полярник был прост в общении со всеми. В 1980 году, в знак нашей дружбы, подарил мне книгу о полярниках, в которой под фотографией летящего над Арктикой самолета написал: "С надеждой ещё раз увидеть эту картину в совместном полете"...
У полярных летчиков были тогда верные машины ЛИ-2, АН-2 в лыжном варианте и самолет ИЛ-14 на колесном шасси. Высота полетов зависела от поставленных задач: если это была разведка льдов и ледяных полей, то полет выполнялся на высоте 100-150 метров.
- Сложность полетов заключалась в том, - вспоминает Евгений Прокопьевич, - что в то время на многих станциях на северном побережье сняли коротковолновые пеленгаторы, по которым можно было определить местоположение самолета. Приходилось прибегать к астрономическим методам определения места самолета, заданный курс полета выдерживался по звездам, Солнцу и Луне. Один полет от Черского до полярных станций мог составлять 6 часов, а это более полутора тысяч километров, столько же и обратно...
Северный полюс богат на парадоксы и неизученные тайны. Здесь обычный магнитный компас показывает на магнитный полюс Земли, который расположен на 500 километров от полюса. И если по такому компасу ориентироваться, то можно улететь неизвестно куда.
- Магнитный полюс все время меняет положение, - рассказывает о чудесах Арктики полярный штурман, - когда летишь в Арктике и держишь стрелку компаса на нуле, то попадаешь на магнитный полюс. Во избежание ошибок в середине 30-х годов прошлого века штурман Аккуратов предложил условную систему координат, используя которую можно было выполнять полеты в Арктическом бассейне без использования магнитных компасов. В этом случае использовался навигационный прибор, который позволял провести самолет по проложенному на карте маршруту. Основу этого прибора составлял механический гирокомпас. Однажды мы были на СП-22. Поступает телеграмма, что на аэродроме Земли Франца Иосифа произвел вынужденную посадку самолет. Нам дали команду готовиться к полету в аэропорт Нагурский в западной части Земли Франца Иосифа. Поскольку мы летали в восточном секторе Арктики, то карт западного сектора у нас не было. Но нужно было лететь. Пришлось по имеющимся картам на ватмане дорисовать параллели и меридианы, нанести координаты необходимых аэропортов и выполнить 6-часовой полет по маршруту.
- Над Арктикой НЛО не пролетают, наверное, холодно братьям по разуму, - шутит Евгений Прокопьевич. - А вот американские "Фантомы", военные самолеты, мы видели. Они летали над Арктикой. Иногда сопровождали нас и махали руками в знак приветствия.
Самое необычное на Севере, что приходилось видеть Евгению Федорченко, - это северное сияние.
- Это происходит в сотне километров от Земли, - вспоминает о чудесах природы штурман, - человек ничего особенного не ощущает. Известно, что полярное сияние образуется в верхних слоях атмосферы, на обоих полюсах Земли. Его вызывает выбрасываемый солнцем поток заряженных частиц, обладающих высокой энергией. Картина северного сияния поражает: высоко в небе выстраиваются в один ряд разноцветные лучи, они словно играют, перемещаясь по небу...
Экипажу Евгения Прокопьевича приходилось эвакуировать полярников со льдины, которая села на мель. А однажды Евгений Федорченко и его экипаж помогли спасти двух белых медвежат.
- Мы привезли их на острова Жохов, - рассказывает полярный штурман, - вместе с полярниками мы спасли со льдины. Медведица погибла. На острове получилось так, что медвежонок открыл запор клетки и выбрался на улицу. Второй медвежонок благополучно добрался до зоопарка. Помню всем составом полярной станцией жалели медвежат, кормили с рук, поили сгущенным молоком. Оказывается белые медведи страшные сладкоежки, залазят в палатки к полярникам, и выгребают все. Медведь безошибочно узнает, где хранятся мясные консервы, а где молочные. Банку со сгущенкой просто сжимает и лижет как большое лакомство»!
Специально для «Kavikom» подготовил skala
Душевная история. Не по этой ли истории сняли "медвежонка Умку".
Спасибо за такую историю! Надо же интересно было узнать, что медведи такие сладкоежки. Да ещё такие умные: человек-то по надписи только различит где какая банка, а что до животного. Вот это собразительность!
Странно, но почему-то именно там, где человеку сложно выжить, проявляются в большей степени его человеческие качества, и почему-то как всегда к животным.
Видимо каким то внутренним чувством люди помнят от кого они произошли, и потому сочувствуют своим дальним родственникам.