Как старооскольский полярник белого медвежонка спас

добавить в избранное
18 мая 2009, 12:07, skala

Над Арктикой НЛО не летают

Север воспитал в 69-летнем Евгении Прокопьевиче Федорченко настоящего специалиста штурманского дела. Полеты в 40-градусные морозы с посадкой самолетов на дрейфующий лед, авиамаршруты над Арктикой, где нет никаких ориентиров и под крылом самолета бесконечные ледяные массивы.

Полярники особые люди. Они работают на дрейфующих льдинах круглый год, и единственной ниточкой, которая связывает их с большой землей, является авиация. Для тех, кто живет и работает на севере, прилет самолета всегда событие. Экипаж всегда доставит почту, оборудование, продукты, к Новому году красавицу елку и подарки от родных и близких.

- В северные края я попал в 1961, - рассказывает Евгений Прокопьевич, - был демобилизован по сокращению армии. Я был военным штурманом и летал на бомбардировщике ИЛ-28. Начинал в Якутском управлении гражданской авиации, меня назначили начальником аэропорта города Оймякон. Это место - полюс холода, здесь зафиксирована самая минимальная температура на планете - 72.2 градуса. В 1965 перешел работать штурманом в Зырянский объединенный отряд. В 1972 году прибыл в аэропорт Черский на должность штурмана самолета ИЛ-14. Здесь находилась база научно-исследовательского института "Арктики и Антарктики", отсюда осуществлялись арктические воздушные экспедиции, открытие новых дрейфующих станций и замены состава полярников. В марте 1973 года я впервые попал на дрейфующую станцию СП-22. Она продрейфовала десять лет на айсберге...

Восемь лет Евгений Федорченко выполнял полеты в Арктике. Он побывал на дрейфующих станциях СП-22, СП-23, СП-24, СП-25.В Арктике нет привычных ориентиров. Самолетам приходилось летать над огромным "снежным морем", льдами. Единственными маяками для штурманов в дневное время суток становятся едва заметные в "белой" арктической пустыне домики полярников. А ночью - лишь огоньки. Главная задача штурмана - довести самолет в район действия радиостанции, расположенной на льдине.

В конце семидесятых годов Евгений Федорченко знакомится с советским полярником Евгением Константиновичем Федоровым, участником знаменитой папанинской экспедиции на Северный полюс в тридцатых годах прошлого века. Тогда И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, Е.К.Федоров и П.П. Шыршов были высажены на Северном полюсе и в течение двухсот семидесяти четырех дней вели круглосуточную исследовательскую работу.

- Евгений Федоров был депутатом Верховного Совета СССР и прилетал в Черский по депутатским делам, - вспоминает Евгений Прокопьевич, - дважды мы с ним летали на полярные станции. Известный на всю страну полярник был прост в общении со всеми. В 1980 году, в знак нашей дружбы, подарил мне книгу о полярниках, в которой под фотографией летящего над Арктикой самолета написал: "С надеждой ещё раз увидеть эту картину в совместном полете"...

У полярных летчиков были тогда верные машины ЛИ-2, АН-2 в лыжном варианте и самолет ИЛ-14 на колесном шасси. Высота полетов зависела от поставленных задач: если это была разведка льдов и ледяных полей, то полет выполнялся на высоте 100-150 метров.

- Сложность полетов заключалась в том, - вспоминает Евгений Прокопьевич, - что в то время на многих станциях на северном побережье сняли коротковолновые пеленгаторы, по которым можно было определить местоположение самолета. Приходилось прибегать к астрономическим методам определения места самолета, заданный курс полета выдерживался по звездам, Солнцу и Луне. Один полет от Черского до полярных станций мог составлять 6 часов, а это более полутора тысяч километров, столько же и обратно...

Северный полюс богат на парадоксы и неизученные тайны. Здесь обычный магнитный компас показывает на магнитный полюс Земли, который расположен на 500 километров от полюса. И если по такому компасу ориентироваться, то можно улететь неизвестно куда.

- Магнитный полюс все время меняет положение, - рассказывает о чудесах Арктики полярный штурман, - когда летишь в Арктике и держишь стрелку компаса на нуле, то попадаешь на магнитный полюс. Во избежание ошибок в середине 30-х годов прошлого века штурман Аккуратов предложил условную систему координат, используя которую можно было выполнять полеты в Арктическом бассейне без использования магнитных компасов. В этом случае использовался навигационный прибор, который позволял провести самолет по проложенному на карте маршруту. Основу этого прибора составлял механический гирокомпас. Однажды мы были на СП-22. Поступает телеграмма, что на аэродроме Земли Франца Иосифа произвел вынужденную посадку самолет. Нам дали команду готовиться к полету в аэропорт Нагурский в западной части Земли Франца Иосифа. Поскольку мы летали в восточном секторе Арктики, то карт западного сектора у нас не было. Но нужно было лететь. Пришлось по имеющимся картам на ватмане дорисовать параллели и меридианы, нанести координаты необходимых аэропортов и выполнить 6-часовой полет по маршруту.

- Над Арктикой НЛО не пролетают, наверное, холодно братьям по разуму, - шутит Евгений Прокопьевич. - А вот американские "Фантомы", военные самолеты, мы видели. Они летали над Арктикой. Иногда сопровождали нас и махали руками в знак приветствия.

Самое необычное на Севере, что приходилось видеть Евгению Федорченко, - это северное сияние.

- Это происходит в сотне километров от Земли, - вспоминает о чудесах природы штурман, - человек ничего особенного не ощущает. Известно, что полярное сияние образуется в верхних слоях атмосферы, на обоих полюсах Земли. Его вызывает выбрасываемый солнцем поток заряженных частиц, обладающих высокой энергией. Картина северного сияния поражает: высоко в небе выстраиваются в один ряд разноцветные лучи, они словно играют, перемещаясь по небу...

Экипажу Евгения Прокопьевича приходилось эвакуировать полярников со льдины, которая села на мель. А однажды Евгений Федорченко и его экипаж помогли спасти двух белых медвежат.

- Мы привезли их на острова Жохов, - рассказывает полярный штурман, - вместе с полярниками мы спасли со льдины. Медведица погибла. На острове получилось так, что медвежонок открыл запор клетки и выбрался на улицу. Второй медвежонок благополучно добрался до зоопарка. Помню всем составом полярной станцией жалели медвежат, кормили с рук, поили сгущенным молоком. Оказывается белые медведи страшные сладкоежки, залазят в палатки к полярникам, и выгребают все. Медведь безошибочно узнает, где хранятся мясные консервы, а где молочные. Банку со сгущенкой просто сжимает и лижет как большое лакомство»!

Специально для «Kavikom» подготовил skala

http://kavicom.ru/uploads/sub/5984ee6f_47996.jpg

http://kavicom.ru/uploads/sub/79a04208_47994.jpg

 
+1
0
-1
 
Просмотров 2741 Комментариев 3
Комментарии (3)
18 мая 2009, 21:31 #

Душевная история. Не по этой ли истории сняли "медвежонка Умку".

 
+1
0
-1
 
24 мая 2009, 23:58 #

Спасибо за такую историю! Надо же интересно было узнать, что медведи такие сладкоежки. Да ещё такие умные: человек-то по надписи только различит где какая банка, а что до животного. Вот это собразительность!

 
+1
0
-1
 
28 мая 2009, 14:01 #

Странно, но почему-то именно там, где человеку сложно выжить, проявляются в большей степени его человеческие качества, и почему-то как всегда к животным.

Видимо каким то внутренним чувством люди помнят от кого они произошли, и потому сочувствуют своим дальним родственникам.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии