Старооскольское казачество

добавить в избранное
24 апреля 2009, 13:57, dubrovin

Очевидно, вам не раз доводилось видеть среди горожан этих людей. Не обратить внимания просто не возможно. Брюки с широкими лампасами, парадные мундиры с погонами, бурки, нагайки. При взгляде на них возникает мысль, что в городе снимают исторический фильм о казачестве, а сейчас на съемочной площадке перерыв, и актеры вышли развеяться. На самом деле, это никакие не актеры, а самые настоящие современные казаки. Что они делают в XXI веке? Зачем нужны современному обществу? С этими и многими другими вопросами обратился я к есаулу Белгородского отдельского казачьего общества Владимиру Васильевичу Кладову.

Заместитель атамана по экологии и охране природопользования Владимир Васильевич не просто согласился дать интервью, но и пригласил на собрание местных казаков — так называемый, «казачий сход» (а более представительное собрание у казаков — «круг») :

- В воскресенье я приглашу председателя совета старейшин, ребят, собирающихся вступить в общество. Буду угощать всех ухой. И вы приходите. Там и поговорим.

Конечно, я не преминул воспользоваться приглашением, но перед встречей необходимо было подготовиться, как-то более или менее вникнуть в тему. Ниже, очень коротко, о том, что я для себя открыл (возможно, вы все это знаете, поэтому в настоящей публикации историческое вступление, состоящее из трех частей, приведено более мелким шрифтом, чем основная часть статьи).

Возникновение казачества

Существует несколько версий возникновения казачества. По неофициальной версии первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, возникших после славной победы языческого князя Святослава Игоревича над Хазарским Каганатом, и шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путивля и Переяслава. Казаки являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов вооружённых банд татарского происхождения. Это люди, постоянно сталкивающиеся в степи с татарскими воинами. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)

Есть серьёзная версия о том, что казаки ведут своё происхождение от дружины светлейшего князя Святослава Игоревича, которой после победы над Хазарским Каганатом он дал «каз» (наказ) - встать на южных рубежах Руси, и оберегать свою родину от врагов. На тот момент всё войско князя было исконного русского исповедания («язычество», «родноверие», вера дедов»), как и сам князь, и по древней вере, дружинники могли не принять наказ князя Святослава, но воины добровольно приняли завет своего проверенного в боях лидера, и с тех пор являются ярким примером воинского духа Великой Руси. (Описание этого есть в книге Сергея Алексеева «Аз бога ведаю»)

Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса. Первое упоминание в польских хрониках о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. Хотя в реальности казачество известно на Украине гораздо раньше под именем севрюки.

Казачество обязано также своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе, и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом, согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками или украинцами, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например, у Ф. Крюкова и М. Шолохова). Н.И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

http://kavicom.ru/uploads/sub/3ccb2804_01.jpg

Старооскольские казаки Борис Сергеевич Бубеновский и Владимир Васильевич Кладов на Большом круге в Твери

http://kavicom.ru/uploads/sub/c425bbd5_02.jpg

Участники Большого круга в Твери.

Истоки старооскольского казачества

Пожалуй, на сегодняшний день нет более полного исторического исследования нашего края, чем монография Анатолия Павловича Никулова «Оскольский край». Именно к ней я и обратился, дабы пролить для себя свет на историю возникновения казачества на нашей земле. Далее будут приведены обширные фрагменты из этой книги без каких-либо изменений.

Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. В современном городе Старый Оскол они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие наш край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

Впервые с термином «оскольский казак» мы встречаемся задолго до основания города. В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Несомненно, эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляла значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.

Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, к двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей -рядовые по 20 четей, есаул - 25, а атаман - 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей - 12, по 100 четей - 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 - 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

http://kavicom.ru/uploads/sub/000e5d4f_04.jpg

Ни один круг не обходится без массовых гуляний. Казаки чтут вековые традиции!

Новейшая история

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения. В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путем поголовного их истребления» (Директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»), и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его председателя Я.М. Свердлова.

Во время Второй мировой войны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и отряды ополченцев.

Однако весь последующий советский период казачество не имело достойного (или сколько-нибудь внятного) статуса. Началом истинного возрождения принято считать конец 80-х - начало 90-х годов минувшего столетия.

14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» было закреплено право российского казачества на реабилитацию.

16 июля 1992 Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на данной декларации и нормах международного права, издает Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества», дополняя тем самым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированной культурно-этнической общности. Законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».

22 апреля 1994 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 355, которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и концепцию «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества». Данным Постановлением утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службы, который будет в дальнейшем дополнен.

9 августа 1995 года Указом № 835 Президента Российской Федерации утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». В январе 1995 года создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

В 1996-1998 годах в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество «Всевеликое войско Донское».

Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» было ликвидировано Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества с передачей его функций аппаратам полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и подразделениям Администрации Президента РФ. Данный указ был направлен на «реализацию единой государственной политики по возрождению и развитию российского казачества»

С ликвидацией Управления по вопросам казачества была введена должность Советника Президента РФ по делам казачества. Вопросами казачества с 25 февраля 2003 года по 7 мая 2008 года в качестве Советника Президента руководил Герой Российской Федерации генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев.

Указом Президента Российской Федерации № 316 от 21 марта 2005 года было решено «Возложить ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации на Федеральную регистрационную службу» в связи с реорганизацией структуры Правительства РФ и ликвидацией ряда министерств и ведомств.

На данный момент действует «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ № 835 от 9 августа 1995 года (с изменениями от 21 марта 2005 года, внесенными Указом Президента РФ). В частности, была установлена численность необходимая для организации казачьего общества: хутороское общество составляет не менее 50 казаков, станичное и городское — не менее 200. Окружное (отдельское) казачье общество РФ содержит не менее двух тысяч казаков, войсковое казачье общество — не менее десяти тысяч. В зависимости от территориальных и местных условий допускается меньшая численность (ст. 5-7 Указа), установлен порядок регистрации казачьих обществ, начальный механизм организации государственной службы казачества РФ.

3 июля 2008 года Президентом РФ Д. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.

Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции». Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества.

http://kavicom.ru/uploads/sub/5ca2475c_03.jpg

Казаки Белгородского отдельского казачьего общества на круге в Старом Осколе

Сход у Кладова

Воскресенье, 15 марта 2009 года. Еду на сход к есаулу Кладову. Я уже прочел все, что изложил вам выше и, кажется, какое-то представление о теме имею. Однако основных вопросов меньше не стало.

К пяти вечера все приглашенные собираются в тесной, но уютной сторожке при платной автостоянке ООО «Надежда» (бизнес В.В. Кладова — прим. авт.). Вкусно пахнет ухой. Суетятся какие-то женщины. А кто-то мне говорил, что женщины и казачий сход — вещи несовместимые! Сколько же стереотипов вокруг этого уникального явления — казачества!

Среди приглашенных неожиданно обнаруживаю давнего знакомого — заведующего кафедрой журналистики СОФ ВГУ Евгения Александровича Цуканова. Нет, он не казак. Пока. Но имеет твердое намерение стать им в самом ближайшем будущем. С ним пришел его коллега — настоящий казак и по крови, и по призванию (защитил диссертацию на тему о возрождения казачества в XX веке) — доцент СОФ ВГУ, хорунжий Кубанского казачьего войска Герман Олегович Мациевский, недавно переехавший в наш город и посему впервые оказавшийся среди старооскольских сатрапов. Они тоже все в сборе. За главного, конечно, хозяин мероприятия — Владимир Васильевич, но почетное место занимает бывший атаман старооскольского казачьего общества, а ныне председатель совета старейшин Белгородской области — Борис Сергеевич Бубеновский . Присутствуют также еще пара рядовых казаков.

http://kavicom.ru/uploads/sub/17a0f0ae_05.jpg

Есаул Кладов и старейшина Бубеновский

- Ну, Борис Сергеевич, расскажи журналисту, как вы тут все начинали, - выводит на авансцену старейшину Кладов, - я-то сам недавно в казаках состою, начала не застал.

- Да что рассказывать? Вытянули нас из «подполья» в 91-м. Первым старооскольским атаманом был Эдуард Иванович Григорьев. Вы, конечно, знаете его — почетный гражданин города Старый Оскол, почетный член Белгородской региональной общественной организации «Историко-патриотическое объединение «Поиск». Потом я стал атаманом. Сначала в микрорайоне, потом в городе. Но не хватило у меня сил поднять казачество...

Неожиданный пассаж. Повисает пауза.

- В одиночку ничего не поднимешь. Нужны ж люди…- пытаюсь я как-то вырулить на путь прежнего конструктива.

- Да были люди! Человек 200 было. Начали «шевелиться», что-то делать, что-то строить. Только ничего не получилось. За что не возьмемся — тут же нам «палки в колеса».

Опять повисает пауза. На сей раз ситуацию выправляет Кладов:

- Вот затем я и собрал вас здесь, чтобы мы начали объединяться. Нужны различные силы: ученые, журналисты, юристы. Потому что как раз знаний — элементарно знаний своих прав, способности разговаривать с властью на равных нам и не хватает.

- А права и возможности, согласно действующему законодательству, у казачества колоссальные! - подхватывает доцент Мациевский. И тут же спешит представиться. - Я по корням – из забайкальского казачьего войска. Один из прадедов – генерал Мациевский – был в конце 19 века наказным атаманом этого войска.

Я в казачество вступил после армии, на Кубани (мы туда переехали к тому времени). 9 мая 1994 года принял присягу на верность казачеству. В 1998 году Кубанское казачье войско практически полностью вошло в реестр, так что с этого года являюсь реестровым казаком.

- Какая разница между реестровым и нереестровым казаком, казачеством?

- Пока казачье общество не в реестре, его как бы и нет для государства, - ответил старейшина. – Вот наша первичная задача на сегодняшний день – войти в реестр. У нас Курская область – в реестре, Воронежская – тоже. В центральном регионе одни мы не в реестре.

Продолжил Мациевский:

- До 1995-го года казачество возрождалось, как возрождалось: где-то свои войска создавались, где-то землячества. В середине 1990-х годов, согласно данным опросов, до 5 миллионов человек причисляли себя к потомкам казаков. А в 2002 году, при последней Всероссийской переписи населения, свою национальность как «казаки» определило более 140 тыс. человек. Это при том, что никогда за весь двадцатый век казачество как национальность государством не воспринималось. Даже в царское время казаки считались просто служилым сословием. А сейчас, в начале 21 века, люди сами признают, что они казаки по национальности!

И вот, в 1995-м году вышел указ Президента РФ №835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Что такое реестр? Это фактически перечень казачьих обществ (в истории известно реестровое казачество XVI-XVIII вв.), взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Параллельно были разработаны схемы взаимодействия государства с этими казачьими организациями, формы их поддержки, финансирования и прочее.

К 1999 году в реестр вошло до 15 Войсковых и Отдельских казачьих обществ общей численностью около 500 тыс. человек. К этому же времени выходят президентские указы о форме одежды, знаках различия, порядке присвоения чинов членам казачьих обществ. Некоторым атаманам Войсковых казачьих обществ Указом Президента даже был присвоен высший чин казачьего генерала. Выходит Постановление Правительства от 21 июля 1999 г. «О федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 гг.». 27 ноября 2000 года публикуется ещё одно Постановление Правительства – «О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». А потом государство как бы снимает «казачий вопрос» с повестки дня. Расформировывается Управление Президента РФ по вопросам казачества, а его функции передаются аппаратам полномочных представителей Президента в федеральных округах и другим подразделениям Администрации Президента.

И вот, в 2005 году, Путин, наконец, принимает Закон о казачестве. До этого 15 лет фактически были одни проекты. А тут – свершилось! Более того, ситуация продолжает развиваться. В прошлом году появился новый документ – «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». В январе нынешнего года воссоздан Совет по делам казачества при Президенте.

Сейчас явно прослеживается всё более растущий интерес к казачеству: и со стороны правительства, и со стороны народа.

http://kavicom.ru/uploads/sub/b29d14b2_06.jpg

Участники схода 15 марта (слева направо): Б.С. Бубеновский, Е.А. Цуканов, В.Н. Панков, В.А. Сальков, В.В. Кладов, Г.О. Мациевский.

- Я просмотрел эту концепцию, но, как и любой канцеляризм, можно сказать, толком не осилил. В итоге, я так и не понял главного: чем конкретно может быть полезно казачество современному обществу?

- Ну, вот раньше были добровольные народные дружины, – включается в разговор хозяин мероприятия. - Потом эта инициатива заглохла. А разве порядка на улицах стало больше? А кто сейчас пойдет в дружинники? Да никто! А казаки – пойдут!

Важной, а может, и важнейшей, частью нашей деятельности является воспитательная работа с молодежью. В 27 школе нам дали добро открыть класс казачества. Мысль такая – вытащить молодежь из подвалов, отвлечь от пагубных привычек и пристрастий.

Потом, природоохранная деятельность. Экология, рыбнадзор – тоже в нашей компетенции.

- Это вам законом даны такие полномочия?

- Как я уже сказал, у казаков законодательная база гигантская, – продолжил наиболее компетентный в вопросе Мациевский. - На сегодняшний день на федеральном уровне издано более 200 законодательных актов, касающихся возрождения казачества, поддержки казачьих хозяйств, занимающихся сельским хозяйством по госзаказам. Выделяются деньги, даются льготы по налогам. Просто мало кто об этом знает. Вообще, судя по законам, указам и другим нармативно-правовым актам, изданным в 90-е годы прошлого века, на казачество была сделана большая ставка.

- И все-таки, хотелось бы большей конкретики…

- Первые ростки возрождения у нас, на Кубани, стали заметны уже в 1988-1989 годах, когда появились первые землячества, клубы по интересам. Было многое неясно: что делать, как? Но первое, что сделали, это пошли в город наводить порядок. Чем мы конкретно занимались? Одевали форму и шли, скажем, на дискотеку. И если там пьянь мешала людям отдыхать, мы выводили их, объясняли, что они неправы, иногда с помощью плётки, в общем, наводили порядок.

Отдельная история с рынками…

- То есть, занимались тем, чем должна заниматься милиция. Выходит, казачество, в некотором роде, – альтернатива милиции?

- Только, если в некотором. А так, скорее, дополнительная нелишняя помощь. К тому же, как сказано, это только одна из функций.

- Ладно, выходит, законодательная база есть, чего же не хватает?

- Не хватает знания этой законодательной базы. Организации. Нужно собрать людей, объединить, донести до них идею. Как было в 90-х? Возрождение пошло снизу. Когда началась перестройка, все стало рушиться, люди перестали понимать, как жить, куда идти, что делать. Стали обращаться к истории, корням, стали искать в прошлом, что там было прочного, надежного, незыблемого, что строилось веками и что давало возможность жить. И вот в местах традиционного проживания казачества именно на этом фоне появляются первые казачьи общества. Людям в период безвременья, когда везде бардак просто-напросто нужно было на что-то опереться. Начиналось именно так. И государство увидело в казачестве реальную силу, способную не только к самоорганизации, но и организации вокруг себя здоровых социальных, экономических, политических, национальных отношений.

- Сейчас государство активно работает над созданием новой идеологии. Возможно, и казачеству они отвели свою нишу – оттуда и повышенный интерес.

- Я бы не стал так это формулировать, – возразил историк Цуканов. - Казачество – это не то явление, которым можно забить какую-то нишу. В принципе неправильный акцент: это совершенно другого порядка явление. Не им забивается ниша, а оно способно устранить какие-то пробелы, связать, объединить. Во все времена, когда начинали дуть революционные ветры, когда возникал социальный разрыв и терялись исторические корни, казачество выступало некой связующей силой. Причем, никаких других сил, способных на это, не находилось. Конечно, всегда была Православная Церковь, и именно в тандеме с ней выступали казаки.

Коллегу поддержал Мациевский:

- Существует концепция, которая рассматривает историю, государство и народ, как живой организм, который развивается в пространстве и времени. То, что характерно для конкретного биологического организма, тоже характерно и для этнокультурного, исторического макроорганизма. Когда организм заболевает, начинают активироваться силы, которые блокируют опасные для жизни организма очаги, восстанавливают какие-то потоки, реализуют потенции, актуализируют энергии которые исцеляют, оздоравливают его. В истории нашего государства, России, Руси, постепенно, в течение столетий, в качестве такой силы выкристаллизовалось казачество.

Вспомним Толстого: «Россию создало казачество». И не только потому, что казаки осваивали новые территории и защищали границы. Казачество – это феноменальное, некое центро- и системообразующее явление нашей исторической жизни, которое существует вне зависимости от того, как мы к нему относимся. Оно без нас проживет, но проживем ли мы без него – вот в чем вопрос! Поэтому и что-то тянет к нему, и что-то греет душу, при осознании, что я – казак! Слава тебе, Господи, что мы казаки!

…И была-таки уха, и водка под нее – это уж как водится у казаков – куда без этого! И разливали ее в граненые стаканы, а все тосты заканчивали словами «Любо, братцы!», вместо привычного моему уху «Ну, поехали!» И говорили еще, конечно, много и долго. Но главное, что я вынес для себя : инициатива эта далеко не местечковая, идея – не бутафорская и при должной настойчивости активистов имеет все шансы на развитие. Необходим «пустяк» – пробить железобетонную стену равнодушия местной власти. Но, учитывая мощную государственную поддержку и заинтересованность, думаю, шансы есть.

Андрей Дубровин

В статье использованы материалы из Википедии и монографии А.П. Никулова «Оскольский край»

Добавить комментарий
 
+1
5
-1
 
Просмотров 10122 Комментариев 27
Комментарии (27)
24 апреля 2009, 14:22 #

Все это похоже на общественную организацию. Мне кажется, что казачество - это особая ментальность, особые жизненые традиции, мышление. А то казачество, которое сейчас имеется - скорее идеологическое объединение.

 
+1
0
-1
 
Guest
24 апреля 2009, 14:55 #

Кино про Тараса Бульбу смотрели? Вот такая была идея у казачества: а не порубать ли нам ляхов да жидов? А то что-то скушно стало!

Потому Пу их и поддерживает.

 
+1
0
-1
 
24 апреля 2009, 15:12 #

Вообще то сама идея неплохая. Но на практике знаю, что во многих российских городах сегодня под вывеской казачества скрываются полукриминальные полунацисткие группировки. Так что идея идеей, а что получится...

 
+1
0
-1
 
24 апреля 2009, 15:50 #

Дема молодца, оно так и есть. Видел я местных казаков на премьере фильма Тарас Бульба. Все такие разодетые, понавешали себе на кители георгиевских крестов и ещё всяких медалек доревалюционного образца. Спрашивается: за что эти награды? так просто, болтаются для красоты. Если и возраждать казачество, то в виде армейских частей, которые бы входили в состав министерсва обороны или внутренних войск, и в них казаки бы проходили военную службу на контрактной основе, а иначе это просто фигня, а не казачество получается.

 
+1
0
-1
 
24 апреля 2009, 15:55 #

Цитата
dubrovin
, эту бы статью, да на ctrlalt, в приколы. Полное впечатление, что взрослые дяденьки сами не знают, на кой ляд им это казачество? С плёточкой похаживать? Впрочем, ключевая фраза всё-таки прозвучала:
Цитата
Выделяются деньги, даются льготы по налогам.

 
+1
0
-1
 
24 апреля 2009, 16:44 #

видела я казаков в Ставропольском крае и в Ростове - на - Дону. мне кажется это совсем другие люди. ИМХО.

 
+1
0
-1
 
24 апреля 2009, 18:40 #

а как, наверное, эти дяденьки любят борщ...

 
+1
0
-1
 
Guest
24 апреля 2009, 22:56 #

мама вы правы. эти и настоящие сють дела антиподы! и Дема прав, иде разные бывают, а суть сами знаете с... где попало.

 
+1
0
-1
 
Guest
25 апреля 2009, 07:42 #

Дема Парниша, поосторожнее с высказываниями. Иначе плетей получишь по полной программе.

 
+1
0
-1
 
25 апреля 2009, 14:14 #

на фотках видно что казаки уже старенькие

 
+1
0
-1
 
25 апреля 2009, 20:43 #

Цитата
Очевидно, вам не раз доводилось видеть среди горожан этих людей. Не обратить внимания просто не возможно. Брюки с широкими лампасами, парадные мундиры с погонами, бурки, нагайки. При взгляде на них возникает мысль, что в городе снимают исторический фильм о казачестве, а сейчас на съемочной площадке перерыв, и актеры вышли развеяться.

Недавно на Восточном встретил человека, похожего по описанию, я остановился и рассматривал его, пока он не скрылся из поля зрения . Теперь понимаю, что это был казак.

 
+1
0
-1
 
26 апреля 2009, 01:13 #

казачки!

 
+1
0
-1
 
26 апреля 2009, 17:16 #

Настоящих казаков сейчас и невстретишь, ведь настоящий тот что на коне и с шашкой на француза !!!

 
+1
0
-1
 
26 апреля 2009, 23:53 #

о мой препод по истории на фотке )))

 
+1
0
-1
 
27 апреля 2009, 10:26 #

upkv, темный ты человек. Тебе никто не говорил что глазеть на прохожих моветон?

 
+1
0
-1
 
27 апреля 2009, 17:13 #

Забыл(а) представиться_24, это кто там угрожает? Я сказал, что думаю и хрен там мне кто рот заткнет. Понял? Если тупой и так и не понял о чем я написал - перечитай, прежде чем писать такое.

 
+1
0
-1
 
28 апреля 2009, 11:58 #

Даже и не знал, что в наших краях и казачество есть, еще и фильм снимали про него. Молодец Дема, просвятил.

 
+1
0
-1
 
29 апреля 2009, 08:00 #

Ога, Дема - красафчег, пасиб, что просветил)

зы/ дохтар едет, едет, сквозь снжную равнину, парашок заветный людям он везёоооот...

 
+1
0
-1
 
29 апреля 2009, 08:02 #

kuzema5, какой исчо ctrlalt? это где kuzema5 - прозаек?)

 
+1
0
-1
 
29 апреля 2009, 08:05 #

Остальным - задраить люки! Ветер! Апасна! может продуть мосхозаменитель!

 
+1
0
-1
 
Guest
13 мая 2009, 00:49 #

ЛЮБО,БРАТЫ! Казак- он везде казак! На всех континентах живем и будем жить всем назло,если куда пришли,то насовсем.Верно, объединяться надо и служить на пользу Вере и Оечеству,где бы мы не находились и не смотря на то, что нам чего то не додают власти, идти и служить своему народу.И с милицией и с пограничниками и с таможенниками,везде где есть в нас необходимость и конечно про матушку-ЦЕРКОВЬ не забывать.Помнить-казаком надо быть всегда,этим надо жить,в это надо верить. КАЗАКОМ НАДО ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ И КАЗАКОМ ПРОСЫПАТЬСЯ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ НЕЗАВИСИМО ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,ВЕДЬ ДЛЯ НАС ДАЖЕ СМЕРТЬ НЕ ПОВОД НАРУШИТЬ ПРИСЯГУ! СЛАВА БОГУ,ЧТО МЫ КАЗАКИ! ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО! Так держать браты!

 
+1
0
-1
 
13 ноября 2010, 15:37 #

во многом некоторые правы. много наносного. на снимкам кстати родовых казаков нет (или почти нет).

А определить кто казак несложно:

Если для него важнее погоны, чины, награды и запись в реестре, чем иметь и уметь стрелять владеть шашкой, конем. Если его больше тянет петь русские песни, а не по настоящему народные казачьи песни - то это не казак

 
+1
0
-1
 
13 ноября 2010, 15:37 #

А служить надо с оружием, которое не разрешают

 
+1
0
-1
 
13 ноября 2010, 15:41 #

Да еще за службу полагается дать землю и освободить от налогов. Ну можно еще - на порох и пр. деньжат давать

 
+1
0
-1
 
Мартынов
23 марта 2011, 17:28 #

Где атаман Григорьев ?

 
+1
0
-1
 
23 марта 2011, 17:44 #

У мну только уважение к казакам царской России. А к нынешним пока нет никакого определенного чувства.....

 
+1
0
-1
 
28 мая 2011, 09:42 #

Здорово дневали,господа хорошие!Вот вы тут критикуете казаков,уважаю,не уважаю,а для чего?Конечно,после революции 1917г.,большую часть казачества уничтожили.Но остались мы,чьи предки были казаками.В казачьих семьях воспитывалось трудолюбие,уважительное отношение к старикам и женщинам,любовь к Отечеству и готовность всегда стать на защиту своей Родины,в лихую годину.Что в этом плохого?Да ,и есть среди нынешних казаков и такие,которые ищут только выгоду во всем.Но в семье,не без урода.Поэтому возрождение казачества просто необходимо.А что-бы стать такими,какими были казаки раньше,нужно время.Возможно долгое.Поломать все легко,а построить очень тяжело.Не судите,да не судимы будете.Всех вам всем благ и крепкого здоровья.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии