(материал авторский, по блокам согласован с СК РФ и стороной защиты Попова)
Писать на подобные темы очень сложно. Даже в простом разговоре проще жестко выругаться, чем процедить сквозь зубы слово «педофилия». И всё же, в каждой истории надо ставить точку, дабы пресечь все слухи и домыслы.
19 марта 2014 года решением Белгородского областного суда к 15 годам лишения свободы приговорен бывший директор ГБОУ "Старооскольский детский дом".
По сообщению пресс-службы Следственного управления Следственного комитета РФ по региону, бывший директор детдома признан виновным в совершении преступлений: мошенничество, понуждение к действиям сексуального характера, насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего и превышение должностных полномочий.
Если вы хотите закрыть глаза и проигнорировать страшную историю – ваше право. Но это было, это произошло в нашем городе и говорить об этом надо, чтобы больше такого не повторилось.
Всё началось с аудиозаписи и DVD-диска
Решению суда предшествовала титаническая работа сыщиков УМВД и работников Следственного комитета Белгородской области. По словам начальника отделения по раскрытию преступлений против личности уголовного розыска Олега Голобородько, разработка велась давно, но сложность была в том, что не было заявлений от потерпевших. Лёд тронулся, когда от воспитанников поступила аудио запить беседы, на которой, предположительно, директор Дома детства обсуждает свои пристрастия и дела с кем-то. Далее, в полицию обратился «небезразличный гражданин» и передал диск с видео, сопроводив всё пояснением, что этот ролик где-то выложен в сети Интернет. Видео было снято одним из воспитанников старооскольского Дома детства и повествовало о том, как директор этого образовательного заведения «образовывает» одного из мальчиков, вбивая ему палкой «ум-разум» за плохое поведение в летнем лагере. При этом присутствуют педагоги Дома детства и другие воспитанники. Позже, оперативники приняли ещё одно заявление об избиении от воспитанницы Дома детства.
После этой информации были проведены необходимые оперативно-розыскные мероприятия и получено разрешение на дальнейшие процессуальные действия. Начальник УМВД по Старооскольскому городскому округу полковник Виктор Деревлёв ежедневно принимал рапорты о ходе расследования от начальника отдела уголовного розыска Юрия Чеканова.
История грозила стать скандалом на всю Россию, и сыщикам совместно с представителями Следственного комитета надо было заручиться достаточными доказательствами. Все прекрасно понимали, что выдвигая обвинения против руководителя образцового образовательного учреждения, Заслуженного учителя Российской Федерации, ошибок ни кто не простит – пойди что не так, и уже следователи с оперативниками оказались бы под следствием. Но самое главное - на кону было психологическое здоровье и судьбы детей.
Получив необходимыми разрешениями, сыщики и следователи прибыли в Дом детства для проведения обыска. По странному стечению обстоятельств, именно в этот день Владимир Попов уже был отстранён от занимаемой должности, то есть формально не руководил этим образовательным учреждением. Во время обыска были изъяты бухгалтерские документы, личные записи, мобильный телефон Попова и его ноутбук. Электронный устройства, попавшие в руки сыщиков, уже кто-то тщательно почистил от любого рода фото и видео информации.
Полицейские службы УЭБ и ПК (управления экономической безопасности и противодействия коррупции) выявили ряд нарушений. Одно из них – в Доме детства была штатная единица дворника, но зарплату за него получал сам Попов. Это факт директор объяснял тем, что хотел получить дополнительные средства для Дома детства. Однако за последние 2-3 года только предприятиями Старооскольского городского округа (не учитывая государственного финансирования) на нужды этого образовательного учреждения было перечислено более 6 миллионов рублей. Благодаря этой поддержке Дом детства и процветал. Получалось, что зарплаты «липового» дворника не хватало для полного счастья детей….
В действительности, когда сотрудники следственных органов начали работу, то их более всего интересовала не хозяйственная деятельность и финансовые махинации, а информация, что любовь Попова к детям выходит далеко за рамки дозволенные законом…
Собранные доказательства позволили задержать Владимира Попова и обратиться в суд с просьбой избрать меру пресечения «содержание под стражей на период следствия». Только обвинение в избиении несовершеннолетнего и превышении должностных полномочий «тянуло» на 10 лет лишения свободы. Суд согласился с доводами следствия.
- Это одно из самых не типичных дел, которое мне приходилось расследовать, - рассказывает заместитель начальника следственного отдела следственного управления по городу Старый Оскол СК по Белгородской области майор юстиции Алексей Глазкрицкий.– Для полного понимания картины происходящего в Доме детства, мной были допрошено большинство воспитанников, персонал заведения, выпускники и иные свидетели. Я расследовал убийства, особо тяжких преступлений, но ужас происходящего в Доме детства не укладывался в сознании. Сейчас просто хочется забыть про всё это.
Тщательная работа дала свои результаты. В итоге ещё, два юноши написали заявления, позволившие к подозрениям в превышении должностных полномочий, совершении экономических преступлений добавить ещё статью 132 УК РФ, те её части, которые описывают насильственные действия сексуального характера, совершены в отношении несовершеннолетних.
«Сицилианская защита» - защита нападением
Параллельно с расследованием, в Старом Осколе началось активное обсуждение, подогретое сюжетами центральных каналов ТВ и публикациями в Интернет. В Доме детства организовалось целое движение для защиты любимого директора, которого, по мнению педагогов и воспитанников, подставили, чтобы сместить с должности. Подбадриваемые одной из родственниц Попова (работницей Дома детства) воспитанники устроили пикет и даже вышли на «федеральный уровень» в программу «Прямой эфир». Однако там обсуждалась лишь тема избиения мальчика директором и насколько правомочны подобного рода методы воспитания. Выпускники, коллеги, дети встали за «папу» (так многие называли Попова) единым фронтом на канале «Россия-1».
В сетях Интернет, развернулась информационная война, где сторонников Попова было намного больше тех, кто верил в позицию правоохранительных органов. Вот несколько выдержек без купюр и исправлений с сайта Кавиком (http://www.kavicom.ru/news-view-10687.html).
Ник: Надежда_На_Справедливость (18 апреля 2013, 00:28) «Зато этот беспардонный товарищ отдал почти всю жизнь другим людям. Владимир Иванович помог выжить огромному количеству детей (а бывало что там и 180 человек воспитывалось)! А скольким детям вы помогли»?
Ник: Тананда (18 апреля 2013, 17:29) «А вы исключаете возможность того что директор относился к этим детям как к своим собственным. И вообще такое ощущение что Директор один занимался всем и бил, и воровал и воспитывал, прямо десятирукий Громозека, а повара, воспитатели и чиновники ничего не видели а за 20 лет их ой сколько поменялось. ТОлько почему-то несмотря на все его усилия Детский дом расцвел и стал лучший в области. Неужели потому что он там воровал у детей? Ему достался детский дом в перестройку в самое трудное время. И благодаря Попову и его команде Детский дом не бедствовал (прим. автора статьи: про предприятия округа и намёка нет – всё заработал Попов лично, один). А теперь вы, что полезного в своей жизни сделали вы? Повышали свой уровень информированности? Собирали компромат на человека который работал с самыми сложными детьми? И ваши свидетели, кто они? уволеные сотрудники? выпускники? а за что уволены сотрудники? а выпускники не могут иметь зуб на директора? они могли говорить вам то что вам хотелось слышать, а вам же хотелось, правда?»
Ник: Darton (16 апреля 2013, 21:13) «Работал под началом Владимира Ивановича с января по сентябрь 2000 года. Честный человек. Педагог от Бога. Если он и дал подзатыльник подростку, значит этот подросток заслужил. Есть такой момент в теории воспитания - справедливый подзатыльник. Если не ударит воспитатель, то ударит жизнь. Ребенка ударить можно, унизить нельзя! И судить его за это нельзя! Локтев Олег».
Мы сознательно не приводим комментарии воспитанников Дома детства, так как там кроме угроз, матов и фантастических орфографических ошибок, мало конструктивных мыслей. Из-за разгоревшейся перепалки Интернет-ресурс вынужден был удалять «пачками» сомнительные экспрессивные комментарии и, в конце концов, закрыл дискуссию, прервав цепь взаимных упрёков.
Самый гуманный суд в мире вынес самый жесткий приговор
Во многом, на ситуацию в Доме детства повлиял начальник областного УМВД генерал Виктор Пестерев, который 31 мая 2013 года прибыл в Старый Оскол и пообщался с воспитанниками. Беседа проходила без журналистов «тет-а-тет». Дети смогли почувствовать, что находятся под реальной защитой и дело будет доведено до конца.
По капельке собирались доказательства. Следователь Алексей Глазкрицкий рассказал, что было проведено более 60-и экспертиз физического состояния подростков. У многих воспитанников были обнаружены следы побоев. Но ребята говорили, что эти ссадины получены случайно и не имеют отношения к истязаниям.
Показания потерпевших и свидетелей стали более осознанными, когда были восстановлены и расшифрованы специалистами из Белгорода стертые файлы с мобильного телефона и ноутбука Попова, которые напрямую обличали тайное пристрастие директора Дома детства к юным мальчикам.
Финальную точку поставили экспертизы. Одна подтвердила полную вменяемость Владимира Попова, а специалисты по комплексному психолого-психиатрическому исследованию, которое проводилось в Курске, дали заключение, что у бывшего директора Дома детства имеется «болезненное расстройство психики, выраженное в форме сексуального предпочтения – педофилии». После этого в своих пристрастиях сознался и сам Попов. Предположительно у него эта склонность проявилась сразу после службы в армии.
Полностью от давления на участников дела избавиться так и не удалось. Оперативникам уголовного розыска «неизвестные» на территории Дома детства прокололи шины автомобиля. В переписке по Интернету «неустановленные» воспитатели подробно инструктировали воспитанников как себя надо вести у следователя и что говорить. Весь персонал Дома детства на следствии утверждал, что ни чего не знал про деяния Попова и что он самый замечательный руководитель. Перед началом судебного разбирательства законным представителем обвиняемого хотели сделать одну из работниц Дома детства, чтобы её присутствие каким-то образом повлияло на дающих показания свидетелей и потерпевших, но суд отклонил это ходатайство.
К материалам дела была приобщена целая кипа положительных характеристик написанных о Владимире Попове директором одной из школ Старого Оскола и руководителем Белгородского детского дома, высокопоставленным работником областного Департамента здравоохранения и социальной защиты, настоятелем одного из храмов и директором крупного торгового предприятия. У обвиняемого была ученая степень, масса наград: Знаки «Лучший пионервожатый», «Честь и польза», медали «За заслуги в образовании», «90-лет ВЛКСМ», «За верность», звание «Отличник народного просвещения» и многое другое.
Позицию защиты нам изложил Ерлан Назаров, один из лучших адвокатов Старого Оскола.
- С самого начала защиту Владимира Попова осуществлял мой коллега Василий Олейник, вернувшись из поездки, я подключился к делу. Сразу оговорюсь, адвокат не вправе занимать позицию, противоречащую позиции своего подзащитного, кроме случаев самооговора с его стороны. Из всего объёма обвинения Владимир Попов признавал полностью только эпизод, касающийся нанесения ударов мальчику, которое было запечатлено на известном видео. По поводу мошенничества сторона защиты приводила весомые аргументы об отсутствии корыстных побуждений в действиях Попова. Да, им была нарушена финансовая дисциплина, когда на должность дворника оформлялись лица, которые фактически не работали, однако деньги он не присваивал, а использовал на нужды учреждения. Два эпизода по статье 132 части 3 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних) суд переквалифицировал на статью 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), согласившись с доводами защиты, что ни физического насилия, ни угроз его применения со стороны подсудимого не было. Что касается части 4 статьи 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14 лет), по которой суд назначил максимальное наказание в виде 12 лет, считаю приговор неправосудным, поскольку никаких объективных и безупречных доказательств виновности Попова обвинением представлено не было. В основу приговора в этой части были положены доказательства, полученные с нарушением закона, которые суд обязан был признать недопустимыми и не имеющими юридической силы. Так требует закон. Приговор будет обжалован нами в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ.
Исследовав все обстоятельства дела, суд принял решение – назначить наказание Владимиру Попову в виде 15-и лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Попов также лишен государственных наград: почетного звания "Заслуженный учитель РФ" и медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. По решению суда, плюс ко всему, бывший директор детдома будет проходить принудительное лечение.
Кто виноват и что делать?
Решение Белгородского областного суда должно ещё пройти апелляцию и лишь после этого будет вынесен окончательный вердикт. Закончилась ли история на этом? История Попова, скорее всего – да, но не история Дома детства. Суд вынес частное постановления в адрес Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в связи с отсутствием надлежащего контроля за деятельностью ГБОУ «Старооскольский детский дом».
То есть остались вопросы к воспитателям Дома детства. Верится с трудом, что весь персонал ни чего не знал про наклонности директора. За круговую поруку кто-то обязан понести ответственность. Эксперты, психологи должны провести работу в образовательном учреждении, исследовать состояние воспитанников, оказать помощь.
Есть ещё одно обстоятельство – тайный друг и покровитель Владимира Попова, некий гражданин Б., долгое время работавший в сфере областного образования, который оказывал поддержку и возможно участвовал в «тёмных делишках» директора. Известно, что по вопросу пристрастий Попова неоднократно проводились проверки, но не было заявлений от потерпевших и не удавалось изыскать видео, фото доказательства, или эти материалы пропадали…
Обратим ваше внимание на начало статьи. Когда оперативники проводили обыски, то в мобильном телефоне и в ноутбуке Попова уже были стёрты все файлы (фото, видео), которые потом «спецы» восстановили и провели их экспертизу. Это значит, что кто-то, используя свои связи в высших кругах, получил информацию о готовящемся визите сотрудников правоохранительных органов и предупредил директора Дома детства. Правда, не сведущий в технических тонкостях подозреваемый не смог достаточно чисто замести следы.
Ждать ли нам очередного дела подобного рода – покажет время…