Одна шестая часть суши, на просторах которой имелось невообразимое богатство животного и природного мира, а главное - единый и дружный народ... Список того, что мы потеряли с развалом СССР огромен, а главное - мне до сих пор не доводилось встречать список того, что же мы в итоге приобрели...
Нет ничего удивительного в том, что по СССР сегодня ностальгируют даже те, кто родился уже после развала этой страны, не говоря уже о многих из тех, кто еще помнит свое волнение по поводу вступления в партию или личного участия в гигантских комсомольских стройках. Погибший гигант оставил после себя огромное число мифов и легенд, слухов и пересказов.
Меня, рожденного в СССР, мода на ностальгию тоже не могла миновать. И я до сих пор могу честно сказать, что люблю эту страну. Вот только надо понимать, что у любого государства есть свои периоды начала, расцвета и упадка. И говоря о хорошем не стоит забывать и о тех годах, которые оставили в памяти людей не добрый след, а тяжелую зарубку.
Как я могу любить довоенный период? Время, когда великие надежды и начавшиеся свободы были резко перечеркнуты террором и кровью... В Казахстане, где я рос, было немало семей, чье счастье навсегда осталось ДО 30-х годов прошлого века. Дети «врагов народа», люди «не той» национальности и другие несчастные, виновные только в том, что их угораздило родиться «не в то» время и «не у тех» родителей... Массовый голод и смерти сотен тысяч людей в братоубийственной гражданской войне - вряд ли достойный повод для того, чтобы любить это время. А тем более - хотеть попасть в него, вернуть ту систему власти. Любить это могут разве что самоубийцы или мазохисты.
Война. Время героических поступков и великих ошибок. Там было все - и кровь, и любовь, и добро, и зло. Эти годы есть за что уважать и ценить, они надолго доказали силу и мощь русского народа. Но скучать по ним тоже было бы по меньшей мере странно.
Послевоенные годы. Тяжелое для страны время восстановления. Работа на износ, трудовые подвиги - это период, который по своей тяжести сравним с военным. Честь и слава нашим старикам, нашим бабушкам, поднимавшим страну. Честь и слава их труду. И не дай Бог нам и нашим детям пройти через то, что довелось пройти им.
Хрущевская оттепель. Странное время, смутное время. Расцвет самодурства, ложных надежд и, вместе с тем, - значительные достижения - в космической сфере, строительстве и проч.. Едва оправившийся от ран гигант ставит «Олимпийские рекорды» на зависть не воевавшим карликам. Время гордости и начало тех лет, которые до сих пор порой приводят в пример.
Брежневский «застой». «Застой» в кавычках потому, что я до сих пор не могу понять как можно было период бурного развития страны, когда впервые Человек стал хоть что-то значить, назвать «застоем»??? Это Горбачев придумал сей термин, чтобы опорочить предыдущие достижения. И «горбачевскую школу» сейчас заново проходят другие, издеваясь над любым намеком на стабильность.
Увы, начавшиеся в этот период «волюнтаристские» настроения привели не к «золотому веку», а к массовым беспорядкам и волнениям. «Первая ласточка», но увы на нее внимание не обратили...
Перестройка. Распад. Время, когда великие надежды и начавшиеся свободы снова были резко перечеркнуты террором и кровью, пусть и в более «мягкой» форме... История пошла на второй круг.
Так какой именно СССР любить? Конечно, каждый выбирает по себе. Лично мне нравится период на стыке застоя и перестройки. Когда деньги еще были, но на них уже можно было что-то купить. Когда свобода слова уже появлялась, уже отменили прежние границы, но еще не нарисовали новые. Когда вера в счастливое будущее еще была, но оно было конкретным, а не символичным.
«Ага!», торжествующе воскликнет кто-то - «Тебе это нравится только потому что ты был ребенком! Что ты помнишь о нем, кроме жвачки и вкусной газировки?!».
Да все помню. Помню взрослых, которые не горбились от нависающих проблем, что с каждым годом только тяжелеют. Помню, как собирались по дворам соседи и не делили друг друга на национальности. И пусть для кого-то это время будет временем «бровастого» и «горбатого» - это его мнение. Не более того.
Нам, детям, не надо было 200 сортов колбасы. И да, мы хотели стать пионерами, даже понимая, что они не такие как в книжках! Я до сих пор уверен, что можно было просто «доработать» страну, улучшить, решить проблемы дефицита и серости без того, чтобы разваливать и растаскивать ее. Гигант не умер от старости, его обманом завалили и запинали те же самые, кто и сейчас верещит по углам о том, что «все надо переделать!».
И пусть с каждым днем все меньше надежд на возвращение того периода. А если и пойдет в том направлении, так это еще ж придется как-то пережить предшествующие - цикл роста, как и цикл заболевания, форсировать трудно. Но тем не менее я хочу верить - как люди верили когда-то. И по-прежнему люблю СССР, с ностальгией перелистывая фотографии и воспоминания тех лет...
Дема, специально для Кавиком.ру