Другой народ
Любопытнейший рассказ о том, как одна компания заказала социологическое исследование российских крестьян, какую неожиданную информацию для раздумий получила и как ей пришлось выходить из положения.
- Действительно, когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, - рассказывает Валерий Кустов. - Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям - опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число "неворующих" отметили, что им просто нечего красть.
Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти - это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.
- А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне?
- Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. - "Эксперт") нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать. Ведь после развала колхозов каждый сельский житель получил земельный пай - пять-семь гектаров земли, обрабатывать которые у него возможности не было. Мы арендовали сто четырнадцать гектаров. Материальные ресурсы, семена, удобрения, технику мы имели, но сами всю эту землю обработать, понятно, не могли. Поэтому нужно было пробудить у сельских жителей желание работать и энтузиазм.
- Что вы им предложили?
- Беспроцентные ссуды, акции, власть, доход, возможность самореализации.
- И они отказались?
- В общем, да. Просто работа не пошла. Многие считают, что первые шаги руководителя агрохолдинга очень просты: мы будем владеть, а они будут работать, мы берем на себя ответственность за крупнотоварное производство, а все проблемы крестьян для нас не существуют. Но проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях… Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования, автором и научным руководителем которого стал доктор философских наук профессор Высшей школы экономики Азер Эфендиев.
- Что еще показало исследование?
- Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ "Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта"), пятьдесят девять процентов просто бедны ("Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем - нет средств"). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.
При этом преобладающая в среде мотивация - неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: "Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится". Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.
Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.
- Кто больше мотивирован: "зажиточные" или бедные?
- Конечно, "зажиточные" больше. Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой - рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе.
Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению ("при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека") склонились двадцать два процента - в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они "такие, какими их сделала жизнь". И только треть ссылается на собственный выбор.
- С чем социологи связывают такую пассивность?
- Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них - в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде "акции" или "АО".
- А ворует кто больше: бедные или не очень?
- Самое интересное, что крадут все одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано. Отчаявшись найти решение, мы позвали в Белгородскую область группу психологов во главе с профессором Николаем Конюховым. Они провели огромный объем работы - каждый из исследованных ими крестьян прошел тест "Семантический дифференциал" (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.
- И каков результат этой грандиозной работы?
- Очень простой. Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: "Вам мнение вашего соседа Васи важно?", - ответ был: "Да вы что, да я его, да пошел он!" А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
И искренность, открытость. У них уровень эмпатии по сравнению с представителями других культур выше на несколько порядков.
- Извините, а что такое "эмпатия"?
Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.
Например, у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.
- То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?
- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто.
- Тот самый сосед Вася? И поэтому для них так важно мнение соседей, односельчан?
- Да. В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют. Их история привела к тому, чтобы не книжки читать по психологии, а изучать человека через собственное эмоционально-чувственное восприятие.
- То есть они сами хорошие психологи?
- Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, - в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается.
Поэтому эти люди очень быстро эмоционально устают. Тогда у них наступает ощущение пустоты, которого они очень боятся, а с ним и эмоциональное перенапряжение. А это уже мордобой, водка и все остальное. Поэтому они очень берегут свою эмоциональную целостность, они аккуратны в коммуникациях.
- Аккуратны в коммуникациях? Вы же говорили, они открыты, искренни?
- Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать. Вопрос прогнозируемости для сельского жителя - не желание и не научный интерес, а объективная потребность, обеспечивающая существование его самого, детей, рода. Крестьяне знают, что человек, который рядом, - единственное, на что можно опереться в трудную минуту, ничего другого нет. И поэтому при коммуникации у него тратится огромное количество эмоциональной энергии. И вне пределов микрогруппы селянин в контактах аккуратен.
- Ваша компания, видимо, в его микрогруппу не входит?
- Если бы только это, строить мотивации было бы намного легче. Там есть еще одна радость - двойной зажим Блейера. Это психологическое явление, когда в человеке одновременно уживаются противоречивые чувства, и для него характерно это состояние напряжения, колебания. И если вдруг получается так, что в какой-то момент времени преобладает какое-то однополярное эмоциональное состояние, то с большой степенью вероятности в скором времени оно сменится прямо противоположным. И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться - без всякой видимой причины.
- Если они относятся к вам хорошо, то на самом деле для вас это - плохо?
- Да. Вся история им говорит, что не бывает добра и зла, это две стороны одного и того же. Быть передовиком - хорошо, тебе дадут флажок, деньги даже, но у тебя будут мозоли, и ты посадишь здоровье. Для них нет ничего однозначного, все имеет две стороны. Чем сильнее их пытаешься в чем-то убедить, сформировать эмоциональный центр в одной плоскости, тем быстрее в противоположной плоскости у них сам собой формируется другой центр.
Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, - какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?
- Нет?
- Хорошо, что к этому времени мы уже многое знали. Мы не хвалили себя, а говорили, что пришли помочь, но бесплатных пряников не бывает. Чтобы добиться симпатии крестьянина, мы должны преподносить две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался совсем незаметно. Мы говорим, что приносим им и что-то хорошее, и что-то плохое, но хорошего немного больше.
- О чем плохом, что приходит с вами, вы сообщаете?
- Мы сообщаем, что забираем у них власть, контрольный пакет акций теперь у нас. Но крестьяне получают школы, больницы, корма, технику. И они делают выбор.
- Для крестьян важнее всего общественное мнение, а оно легитимизировало кражу. Наверное, вам очень трудно бороться с воровством?
- В том-то и дело. Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед - это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся.
Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.
- Неужели теперь все держится на взаимном контроле крестьян?
- Практически да. А по-другому все равно не получится. Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать - лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне - это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают.
Существующая теперь система почти исключает наше вмешательство. Она держится на двух вещах: правилах и информации. Мы предложили правила, механизм формирования санкций, их принятие, и отошли. Не мы обеспечиваем их выполнение, а информация.
- Как?
- Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал.
- Как официально оформлены отношения ЭФКО с крестьянами?
- ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт организации. В этом варианте сочетаются два важнейших элемента: с одной стороны, привносится опыт эффективного рыночного конкурентоспособного ведения дел, а с другой - сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции.
Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности.
- И эта форма сотрудничества оправдывает себя?
- Многие элементы этой конструкции работают, и работают прекрасно. Можно съездить в какое-нибудь хозяйство и посмотреть: не герои труда, не передовики, не выпускники Высшей школы экономики, а обыкновенные скотники, доярки, механизаторы в пределах своей фермы знают объем реализации продукции, структуру затрат, алгоритм формирования личной доходности.
Кое-что пока не совсем нам понятно. Но главное - крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача - сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших территориях уменьшается с достаточно большой динамикой.
* * *
Ну вот, оказывается, и от социологии с психологией бывает польза.
Бурмися. по материалам из интернета via mindskipper
Прочитал про ЭФКО, смеялся долго...
Эта компания, а точнее главный офис выжимаем из заводов всё что только можно. Все боятся трясутся и доносят друг на друга.
Тут интерес не в компании, а исключительно в результатах исследования.
НУ а я об этой компании много кое чего знаю...
Москва - одна большая деревня. Офис у них возле м.Полянка в Легионе. Штрафы за опоздание, доносительство. Все ходят по струнке...
Так я и не спорю про это. Но исследование делала другая организация, ЭФКО была лишь заказчиком.
Чуев.....Эххххх ....Друзья которые работают на ЭФКО так бы не сказали.Во всяком случае я вижу как Кустов работает как заставляет работать и как платит тем кто действительно работает.
Рассказывать как платит не буду,а то ты от зависти лопнешь....
Сколько человек, столько мнений.
Но моя зарплата сейчас гораздо больше, чем была у них.
Опоздание на 5 минут = 500р. и на причину не смотрят.
Ну так вот ......Перевели моего друга на тамань.Дом на берегу моря ему построили.Зарплату он не говорит-но по его расходам не менее 300 тысяч у него есть.
А мелкие такие блага я даже не считаю.Яих не буду описывать.А то вдруг Кустов о них не знает.....И товарищу за эти блага голову оторвут.Но и работают они так что в кавикоме им времени нет сидеть))))
Кстати.Внимательно прочитай что ты о зарплате написал)))))))))))))
Ну я же не виноват, что ты не понял того, что я написал.
А друг у тебя молодец, не то что ты.... Зарплату в 80000р. считаешь вершиной блаженства.
Чуев 80 тыров - в Германии за такие деньги такой спец трудится-тебе даже и не снилось.Представляешь если разрешат им тут работать- а это скоро случится....Ты же первый взвоешь..... Прийдется тебе учителем идти трудиться.
А конечно рад, что ты за меня переживашь... Но можно я уж как-нить сам о себе заботиться буду.
Жди, ,жди когда немец к тебе работать приедет...
но боюсь, что через 10 лет бы будешь умолять рабочих, чтобы пошли к тебе работать.
Да я сам через 10 лет пойду к кому нибудь работать))))))))))))))))))))))) Наверное к немцу)))))))))))))))
Может и к китайцу))))))))))))
У тебя все большое, кроме одного.
+100500!
Читаю описание и все больше схожих черт нахожу с некоторыми кавикомовцами, считающими, что в их бедах виноваты все - от Шишкина до Путина. Только не они сами и не их лень) )
Читаю описание и все больше схожих черт нахожу с некоторыми кавикомовцами, считающими, что в их бедах виноваты все - от Шишкина до Путина. Только не они сами и не их лень) )
Я бы тебе сказал бы...Но ты же не поймешь....Ты же на велике ездишь !!!
И чо? Вон в клятой Европе даже мэры некоторые так ездят и считают это нормальным. А у Нас азиатские понты дороже сути...
Да не переживай....Еще годик такого отношения к дорогам и все на велике ездить будем)))))))))))))
Между прочим на велике выбоины острее чувствуются.
Да попросим грейдером остатки асфальта снять и все будет в порядке)))))))))))))
Опять хапугам не тот народ достался! Вот жеж незадача.
Интересное исследование.
Спасибо Андрею Мальгину. Это он дал ссылку в своём ЖЖ на это исследование. А за 10 прошедших после исследования лет много что поменялось.
Есть более новое исследование?
С удовольствием бы посмотрел.
Я тоже не нашла. Видимо это последнее серьёзное исследование жителей Белгородской области. Да еще Blaky сегодня исследование про Роговатку вывесила))). Больше не встречала.
Мне вот тоже интересно: американцы, когда покупали у Иваниишвили исследовали они нашу область или нет?
А как к Иванишвили попали земельные паи белгородских крестьян?
Если речь об Иванишвили - бывшем хозяине Банка "Российский Кредит", а нынче премьере Грузии, то ничего удивительного.
Во время дефолта в залогах у Роскредита чего только не было.
Крестьяне свою землю никому в залог не передавали, а передали её в аренду в 2000 г. "Стойленской Ниве". Затем было совершено несколько махинаций, и в результате земля оказалась у Иванишвили. Прокуратура признаёт, что подписи крестьян подделаны, но ничего не делается для того, чтобы вор сидел в тюрьме.
В 98-м в Магаданском филиале Банка "Российский Кредит" в залоге было всё имущество крупнейших предприятий торговли - базы, магазины, автомобили. Так вот это залоговое имущество было сначала выкуплено через подставные фирмы самим руководством банка (филиала), а затем продано.
Вот чему всегда удивлялся, так это тому, как во время кризиса люди умудряются увеличивать своё благосостояние)))
В кризис надо входить с кэшем (с) старая биржевая поговорка =)
Господа, вы что, ни хрена не уразумели из этой статьи? Да ведь результаты исследования как раз и показали, что для наших крестьян наиболее естественным является коллективный труд, жизнь в сообществе. А знатоки рыбалки и прочие газетчики рубаху на пупе рвут - даёшь фермера, фермер нас спасёт и вапще жизнь в стране всё лучше, вон уже и зерно в забугорье продаём. А оказывается, что у семидесяти процентов селян жизнь за малым не впроголодь.
И не имейте мне мозги своими осточертевшими воплями: - Они сами лодыри! - Эти лодыри два десятка лет назад пахали так, как вам и не снилось, труженики компа и авторучки.
Община - тормоз прогресса. В Англии общину ломали 200 лет, в СССР Сталин ухитрился сломать за 10-15. Давайте тогда уж возродим помещичье землевладение, пусть крестьяне наши благоденствуют под управлением мудрых феодалов.
По своей деревне сужу... Кто два десятка лет назад ПАХАЛ, тот и сейчас пашет. В город ездят, один в деревне цветы выращивает, другой - пчёл держит. Третий деревообработку какую-то наладил. Вполне сносно живут. А пьянь и ворьё никогда жить не будут.
Социал-дарвинист. Как и Фацелия.
Вчера съездила к себе на родину.
Когда-то там было процветающее хозяйство: колхоз, рыбхоз и лесхоз (в котором, собственно, я и жила).
Сейчас в лесхозе живут два человека, оба глубокие пенсионеры - лесник и наш сосед Николай Васильевич, он как раз в нашем бывшем доме теперь живёт.
Он ТАК вкалывал в своё время, что представить сложно. Одних пчелосемей в хорошие годы по 400 с лишним держал. Но теперь-то ему под 80. Дети далеко. Он там один.
Заросло всё так, что проехать невозможно вообще, что могло развалиться - развалилось давно. Что он один с соседом-лесником, тоже древним дедом, сделает? Они ж даже кусты уже вырубить не могут.
Ближайший магазин в двух километрах. После дождя туда не пройти даже пешком. Ближайший медпункт - через три села, километрах в восьми. Как волки живут.
А сколько там народу раньше было...
Они работали в колхозе - тормозе прогресса. А сейчас у нас, слава те хоспаде, в магазинах усяго даволе, як Кузёма каже. Да оно и понятно - то свои лодыри работали, а теперь-то и турецкие, и бразильские, и аргентинские, и китайские крестьяне на нас пашут.
У нас в теплосетях на участке двадцать слесарей. Половина пашет, половина руками машет. Их выгнать, и ничего не изменится. А зарплата у всех одинаковая.
В колхозе ещё хлеще. Раньше хоть было один с сошкой - один с ложкой. А сейчас - согласно пословице - семеро с ложкой. Сестра моя в колхозе работает под Минском. Знаете, сколько у председателя заместителей? Аккурат семь (СЕМЬ) человек. Не считая идеолога.
Ахан, читайте внимательнее. Я написал, что тормозом прогресса являлась русская община. В Англии такую же общину ломали 200 лет, а в России усатый вождь управился за 15.
Боже святый, Кузёма доброе слово о Сталине сказал! Признал, что усатый вождьза 15 лет управился с тормозом прогресса (то есть, двинул прогресс!) на что англам 200 лет потребовалось! То есть Сталин оказался в 13-14 раз эффективнее, чем любой из аглицких королей за 200 лет!
В который раз убеждаюсь в биполярности вашего мировоззрения...
Запретили свиней содержать, дойдет очередь и до пчёл.
за пьянь и ворьё согласен!а как быть с теми кто не пьёт и не ворует,а коммерческой жилки нет?безнадёга.работы нет,организовать и продавать не всякий сможет даже имея образование.вот и пьют,спиваются и воруют.
Знакомая девушка из Алексеевки мне говорила то же самое, что обстановка на заводе антинародная! Руководство жмет рабочий класс, как Ленин Буржуазию.
Ильича-Ильича на жирных капиталистов нужно нового искать!
Не не.., Не правда твоя. Вон ГОС гутарит, что его друган по 300000р. каждый месяц снимает!!! И всё сам да сам заслуженным трудом.
А что меня, так я тоже вру... Ведь ГОС у нас лучше всех всё знает. Он же СЛЫШАЛ!
Видимо, специалисты компании ЭФКО далеки от народа. Чтобы понять простые, очевидные истины им понадобились психологи и социологи со своими опросами и тестами.
Русскому человеку, тем более крестьянину ничего не нужно для себя. А вот для общего блага, для страны, для будущего - они сделают всё возможное.
И не поймут никак капиталистические современные умники - отчего же это при Союзе крестьяне пахали от зари до зари, а на них (на дядю) работать не желают.
Смеялсо...
Смейтесь дальше. Вам кусок колбасы дороже родины.
Всегда недоумевал, почему в представлении поцреотов родина ассоциируется с ОТСУТСТВИЕМ колбасы...
а так всегда, только из грязи в князи выползут, сразу мировоззрение меняется...
Короче итог исследования:
1) Помещиков вернуть
2) Всех крестьян записать в крепостные. Пусть за них помещик всё думает и решает.
Когда и где на Святой Руси за крестьян думал и решал помещик? Сроду он до земли не касался. Вы хоть чуть-чуть подумайте, прежде чем подобные предложения выдвигать.
А вы скорректуруйте. На управляющего, например))
Ахан...Ну что же вы историю как то однобоко учили и читали.Прочитайте хотя бы Дубровского.Там 2 помещика описанно.
И много помещиков были хозяйственными людьми и хорошими управляющими.И тот кто трудился хорошо тот и жил хорошо.
??????????? У Пушкина как раз обратная ситуация описана: Троекуров барствовал и жировал, а труженику - старому Дубровскому псарь троекуровский сказал, что-де "не грех усадьбу сменить на одну из здешних конур, было бы и сытее и теплее"
вернуть надо тех кто организует людей,предоставит работу.токой опыт был в ссср,птидестники вроде
Кто они - загадочные "птидестники" и откуда их надо вернуть?
прошу прощения за ошибку.пятидесятникик .это название произошло от года 1950,когда по распоряжению партии для подъёма сельского хозяйства в сёла и деревни поехали инициативные работяги
Вообще-то "пятидесятники" - это такая секта. Вы, наверное, с "двадцатипятитысячниками" спутали? И годы...
Ты божий дар с яичницей не путай.
Никто не путает. Кузёма говорит о довоенных двадцатипятитысячниках. В их число Давыдов входил, тот, что из "Поднятой целины".
Прелюбопытный документ нашёл... Пожалуй, я был прав в оценке "Поднятой целины" и тов. Давыдова в частности, хе-хе...
Не поленитесь, прочитайте.
http://istmat.info/node/26648
Справка ИНФО ОГПУ о недочетах в отборе и работе посланных в деревню двадцатипятитысячников. 14 мая 1930 г.Вот все тут такие трудолюбивые о деревенских быдло-лодырях рассуждают умно. А сами не знают, как полоть дерево на котором зерно цветет.
А многие ли тут и знают как ракету со спутником связи запустить?
про ракету я например не знаю, поэтому и не рассуждаю по этому поводу и не делаю ни каких умозаключений космических масштабов и такой же космической глупости. Ни чего личного. Уважаю всех кто связан с космосом.
Исследованию этому лет 10 уже. Интересно как бы сейчас на вопросы ответили бы работники Мираторага и прочих сельхозхолдингов?