Хочу поделиться с читателями тем, что не донесли до нас учебники истории. Это пересказ былины об одном из важнейших событий древности - освобождении наших краев от скифской зависимости.
Население Верхнего Днепра в середине первого тысячелетия до н.э. было очень пестрым. Здесь, как братья жили три народа: праславяне, угро-фины и балты. Все они находились на одном уровне развития, любили общую свою родину и смело выступали против угрозы скифских набегов. В верховьях Западной Двины и Днепра сложилась самобытная днепро-двинская культура. Носителями ее считают древних балтов. Скорее всего они и скрывались под именем андрофагов, о которых встречаются упоминания. А возможно, так звали всех жителей Верхнего Днепра – сыновей трех народов. В любом случае борьба против общего врага сплотила их. Так зарождалась дружба народов Восточной Европы, которой предстояло пройти тысячелетнее испытание на прочность. Зарождение этой дружбы сказывалось и на делах богатырских
Когда Светозар
прибыл на Верхний Днепр, к нему присоединились два могучих витязя тамошних народов. Один, богатырь-жрец Криве.
Был он родом из племени балтов. Тогда никто не ведал, что спустя столетие он станет языческим богом, а еще спустя некоторое время его именем назовут местное племя славян – кривичи.
Ко времени встречи
Светозара и Криве авангард скифской орды, что кочевала с целью грабежа на Средней Волге, проникла на Верхний Днепр. Ряд балтских и праславянских поселков были захвачены и сожжены.
Дружина Светозара и отряд Криве, соединившись, настигли ведущего полон врага на Десне. У Благовещенской горы скифы были разбиты наголову. От топора Криве и небесного (был выкован из метеоритного железа) меча Светозара не было им спасения.
По прошествии ряда лет, на том памятном месте благородные жители воздвигли святилище из вертикальных столбов, образующих большой круг, в центре которого возвышался языческий идол.
Так верхнеднепровские праславяне, балты и финны были избавлены от угрозы скифского гнета.
Светозар и Криве поклялись не прекращать борьбы, пока не прогонят врага подальше от этих краев. Для этого нужно было освободить от скифской дани дьяковские и городецкие племена. От истоков Днепра витязи двинулись к Москва-реке. Под городищем Дьяково (в современной Москве) встретили большой скифский отряд. С богатырями же всего три десятка дружинников было, остальные шли другой дорогой. Не дрогнули Светозар и Криве, вступили в бой.
Неожиданно помощь пришла к ним с тыла. Кто-то невероятно мощный с такой силой врубился во вражеские ряды, что кочевники кинулись врассыпную. Так Светозар и Криве познакомились с еще одним богатырем. Им оказался финский кузнец Ильмаринен, из далекого края синих озер и карельских берез. Он первый среди северных людей-гипербореев стал выплавлять железо из болотной руды. То было настоящее чудо в краю рыболовов и охотников, только осваивавших земледелие.
Потом кузнецу Ильмаринену посвятят целые песни в народном эпосе «Калевала». Но это произойдет значительно позже. А сейчас Ильмариненс ватагой удальцов присоединился к Светозару и Криве и поведал им о том, что люди финского языка поднялись против степных грабителей. Не желают более давать тяжелую дань пушниной и терпеть дикие грабежи кочевников
Все прибалтийские племена (предки эстов и ливов) и многие из иных гипербореев решили помочь дьяковским, попавшим в неволю. Прослышав об их горе, первый богатырь Севера Ильмаренин, взял свой исполинский молот и, собрав дружину храбрецов, поспешил на Верхнюю Волгу Так встретились и подружились три славных богатыря, сыновья трех народов-братьев.
У скифов в Поволжье не было тогда силы, способной сколь-нибудь долго продержаться против витязей. В то время как раз отряд степняков осаждал Старшее Каширское городище на Оке, жители которого отказались посылать дань скифскому царю Арианте. Стояло оно на мысу, отделенное от остального берега валом и рвом.
Кочевники преодолели их и уже взбирались на тын из массивных дубовых бревен, как пояаились у городища трое витязей. Бой был недолгим. Враг с позором бежал. Когда друзья-богатыри близь Кондратьевского городища (тоже на Оке) уничтожили еще один скифский отряд, то с посягательствами Ариатны на дьяковские племена было покончено.
… Богатыри держали путь на Среднюю Волгу. Готовились они к упорной борьбе. Ибо там кочевала одна из трех орд царских скифов. Сколотская дружина Светозара была уже каплей в море присоединившихся к ней финнов и балтов. Хотя не, не каплей – ядром!
Устье Оки дружины освободителей прошли спокойно. А при впадении Суры в Оар (Волгу) разыгралась жестокая битва. Громадная орда царских скифов внезапно атаковала союзников.. Войско дьяковцев было рассеяно. Тогда в дело вступили балты Криве и
сколоты Светозара. Они и решили исход сражения. Зализывая раны, степная орда отошла в Прикамье.
… В то время как Ильмаринен и Криве начали преследовать остатки ушедшей в Прикамье орды, Светозар спустился по Суре на юг, в глубь городецкой земли. Ехал он по-прежнему на своем богатырском коне, но уже без небесного меча. Верно послужил он ему. Да, видно, кончился срок той службы В последней битве с царскими скифами, где витязь рассекал чудо-мечом всадника вместе с лошадью, заприметил он номарха орды. Решил взять живым, погнался за ним. Тот с коня. Витязь тоже.
Некогда уже меч в ножны бросать, воткнул его в землю. Схватил изворачивающегося ужом номарха, обернулся – трое скифов, напрягшись, тянут меч из земли. Дело на крутом волжском берегу было. Вытащили степняки меч и в Волгу швырнули. А сами на Светозара набросились. Только не могли с ним справиться, даже невооруженным.
В досаде от потери небесного оружия, сбросил богатырь вслед за мечом всех врагов. После битвы долго нырял. Усердствовали и финны, но чудо меч был утерян навсегда. Может и поныне лежит он на волжском дне, занесенный многометровым слоем ила?
Примечание. По одной из легенд, во время победоносного похода князя Святослава против хазар, жители одного из поволжских сел подарили князю «меч Светозара», попавший рыбакам в сети. Меч этот был значительно больше стандартного и достигал, вместе с рукоятью, в длину 90 см, в то время, как величина стандартных колебалась от 55 до 65см. Вывод из этого напрашивается такой, что такой меч мог принадлежал сильному и рослому человеку. Конечно, верится с трудом, что меч мог так долго сохраниться в воде, но никто же не проводил химанализ металлического метеорита, прошедшего сверхнагрев при входе в атмосферу Земли..
…Надежно служил меч Светозару. Тяжела была его потеря, от великого Колоксара достался меч богатырю. Оружие, которое редлагали ему местные племена, ломалось в могучих руках исполина. Тогда кузнец Ильмаринен оставил все дела и выковал для скалотского витязя огромную железную булаву. Испытал ее Светозар и по душе она ему пришлась. Поблагодарил он друга и через три дня испробовал новое оружие в бою у укрепленного поселка Городец.
Пришли сюда крупные силы особых скифов. Бой для них закончился столкновением со скалотской дружиной. Не сдобровать бы городецкому войску, если бы не скалоты. Железная булава Светозара производила ужасное опустошение во вражеских рядах. Особые скифы в ужасе бежали прочь. Так, вслед за дьяковской , была освобождена от дани городецкая земля.
… Как раз к тому времени из Прикамья воротились Ильмаринен с Криве. С примкнувшими к ним ананьинцами (люди финского языка) они повсюду преследовали остатки орды царских скифов, разбитых на Суре. После нескольких мелких стычек кочевники еле прорвались полевому берегу Волги в степи. Стало вольно дышать и на землях ананьевских племен.
…Когда все три богатыря собрались вместе, задумали они продолжить походы и выйти в степи Среднего Поволжья. Мыслимое ли дело – сразиться со скифской конницей в степи?! Да, невелеки были конные дружины Светозара и криве. Но зато большая рать собралась у городетских фиссагетов. А главное, подошло конное войско йирков, восставших против ига царских скифов.
Страшная сеча произошла на реке Медведице. Сильнейшие из воинов с обеих сторон намного превосходили яростью и силой медведицы, давшей имя реке.
На подмогу особым скифам подошли меланхлены и новая орда царских скифов. Светозар был ранен, но со всех концов сражения виднелась его исполинская булава со стальными шипами.
Она то вздымалась над головами отпрыгнувших в ужасе врагов, то опускалась на них. Немало врагов побил Светозар. Сражался скалотский богатырь в центре.
На правом фланге крушил своим гигантским молотом могучий кузнец Ильмаринен, а на левом прокладывал боевым топором дорогу сквозь вражеские ряды бесстрашный Криве.
В самый разгар сражения особые скифы отделились от кочевого войска и перешли на сторону Светозара. Надоело им погибать по прихоти жестокого царя Ариатны. Вспомнили особые скифы, как деды их ушли от претеснений царских скифов на реку Воронеж, и последовали их примеру
Сражение на реке Медведицы закончилось полной победой трех богатырей, йирков и фиссагетов. Так рухнуло скифское владычество в Поволжье. Мало того, что йирки и фиссагеты перестали приносить дань царским скифам, савроматы, что кочевали от междуречья (Дон и Донец) до Лика (Урала) также отложились от них, вслед за особыми скифами.
Волжский поход Светозара закончился. Первый праславянский богатырь прошел с боями по тем местам, где через полторы тысячи лет свершит великие подвиги полководец Киевской Руси князь Святослав.
… После битвы на Медведице, друзья-богатыри не расстались. Решено было идти в междуречье Танаиса (Дона) и Борисфена (Днепра). Там по рекам Сейм, Северский Донец, Псел, Ворскла и Оскол обитали
южные будины и скифоязычные гелоны. На севере этого края стали появляться отступавшие под натиском голиндов милоградские невры. Будины и невры страдали от гнета царских скифов, кроме того, заставляли участвовать в своих грабительских походах гелонскую конницу.
В лесном краю будинов последний раз сражались вместе друзья-богатыри. Они отразили нападение на эту землю орды
царских скифов, которая пришла с Меотитского (Азовского) озера, и разбили союзных с ней меланхленов.
Гелоны, что породнились с будинами, восстали и выступили против царских скифов. Так пришла свобода в этот край. Будины, гелоны и невры зажили дружно и мирно. Родственники скифов – гелоны и меланхлены перестали участвовать в грабительских походах Ариатны.
Друзья-богатыри готовились сразиться с самим владыкой степей. Но дошла до них весть о том, что сгинул Аритна в волшебной стране Невриде. Сменивший его царь Анахарис не спешил бросаться в новые авантюры. При нем царские скифы оставались хозяевами Северного Причерноморья, но в леса Восточной Европы более не ходили. Праславяне, финны и балты могли дышать свободнее.
Хочу добавить несколько фотографий для лучшего представления об этом периоде истории
На этом рисунке изображено, как праславяне воспитывали детей. Обучение военному искусству начиналось с того момента, как мальчик только начинал самостоятельно держаться в седле. С каждым годом обучение становилось все строже. Обучение поединку до 10 лет производилось так, как показано на рисунке. В руках ребенка был деревянный меч, как правило, из крепкой древесины, например, дуба, которым он наносил настоящие удары отцу или учителю. В руках отца был прут, которям он наносил настоящие удары своему сыну, заставляя его учиться важнейшему приему - защите. С 12 лет подростка уже учили защищаться не от прутика, а от кнута из сыромятной кожи, что гораздо сложнее, чем защита от удара меча, ведь меч не может огибать препятствие ввиде щита. Отец или учитель хлестали обучаемого нещадно. Только так будущий
скалотский воин, мог научиться наиболее эффектной защите своей жизни в бою.
Именно поэтому в в праславянских племенах культивировался, а порой и обожестлялся образ богатыря, становясь для подростков образцом для подражания
как богатырь Светозар. Конечно, не все становились богатырями, но хороших воинов у праславян было много
Теперь посмотрите, какие НЕИЗВЛЕКАЕМЫЕ наконечники стрел и дротиков были на вооружении скифов.
Их поражающая способность похожа на способность разрывной пули.
Надеюсь, уважаемые кавикомовцы, что одна из былин, не упомянутая ни в одном учебнике истории, убедила вас, что не была наша земля безлюдной, «диким полем», а заселена множеством родственных племен, создавших Скалотский союз. Это были наши предки – праславяне.
При подготовке материала использовалась информация из книги В.М. Гобарева «Предистория Руси»
Алпей.
Специально для Кавикома.