"каждый гражданин или гражданка должны, по меньшей мере, один раз в жизни сознательно ответить на вопрос, готовы ли они стать донорами органов или нет"
Эти слова из телевизора заставили меня вздрогнуть. Уфф, слава Богу, это же не у нас, а в Германии!
«Министры здравоохранения 16 федеральных земель Германии единогласно поддержали новую модель, регулирующую донорство органов и тканей. В соответствии с новыми правилами, каждый гражданин ФРГ в обязательном порядке будет опрошен о том, готов он стать донором или нет».
Мой испуг по поводу обязательного анкетирования был поспешным – нас вообще-то никто и не спрашивает. Такого опроса у нас в России (справедливости ради – не только у нас) не может быть, так как в соответствии с Законом Российской Федерации № 4180-1 от 22 декабря 1992 г.
РАЗДЕЛ II
Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей
Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
В Германии же строго наоборот:
… изъятие органов возможно, только если пациент еще при жизни официально заявил о своей готовности стать донором, а именно получил удостоверение донора. Если он этого не сделал, то дать такое разрешение могут его ближайшие родственники. Но большинство врачей даже не решается затронуть эту тему в беседе с людьми, которые и без того в шоке от гибели близкого человека.
Что-то мне подсказывает, что и у нас большинство врачей не затрагивает эту тему. И не потому, что близкие погибшего и без того в шоке, а просто ни к чему это. И так все ясно. Другими словами, в России в случае смерти вы автоматически, по умолчанию можете стать донором органов и тканей. Если конечно не успеете при последнем издыхании донести до медперсонала свое несогласие. Или это не сделают за вас ваши родственники.
Нет, я, по большому счету, не против посмертно поделиться с нуждающимися своими «запчастями». ТАМ они мне как бы и не понадобятся. Не пропадать же добру. Это в древнем Египте хоронили рядом с бережно упакованными в горшочках внутренностями, вдруг пригодятся. Спасти чью-то жизнь – что может быть гуманнее? Но хочется сделать это как-то почеловечнее что ли по отношению к себе и к чувствам своих близких, потерявших тебя. Чтобы об этом моем желании или нежелании меня спросили еще при жизни. И если я все-таки буду против, то мою волю не нарушат и не выпотрошат молча. (Что-то невольно вспомнились брюки в животе у покойника, про которые нам как-то Фацелия поведала).
С другой стороны (предположим, что у нас появится презумпция несогласия), если моя готовность стать посмертным донором будет каким-то образом зафиксирована официально (в полисе, паспорте, нотариально или татушкой на лбу в конце концов), ничто не помешает «добросовестным» врачам не спасать меня изо всех сил, а старательно разобрать по винтику. Хотя и сейчас никто от этого не застрахован. Впору делать другую тату – я НЕ донор!
«Русская православная церковь закрепила свою позицию в "Основах социальной концепции": "…посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам" – а это к кому обращение? Какое волеизъявление? Оно ж не предусмотрено Законом (см. выше)
Вот какой-то такой, может быть, поверхностный, взгляд на проблему.
(Умоляю, не лепите демотиваторы о "богатом внутреннем мире" и "общечеловеческих ценностях"! Здесь же дети!)
Отсебятина + компиляция.
Источники:
http://www.retas.ru/grazhdan-germanii-oprashivayut-i-prover/
http://medleg-spb.narod.ru/Normdoc/Zaktrnspl.htm