В понедельник, 25 августа 2008 года, в милицию позвонила женщина и сообщила, что в районе моста, возле «Стройдепо», ею обнаружен истекающий кровью мужчина. Пострадавшего доставили в реанимацию. На теле 34-летнего бомжа насчитали восемь ножевых ранений. Преступника задержали по горячим следам. Им оказался… тринадцатилетний подросток.
…Среда, 27 августа. Я нахожусь в кабинете начальника подразделения по делам несовершеннолетних Евгения Николаевича Алтухова. Ждем, когда привезут несостоявшегося юного убийцу (пострадавший выжил). Привезут… из дома, так как сразу же после составления протокола он был отпущен!
В кабинет вместе с инспектором по делам несовершеннолетних Виталием Владимировичем Криулиным входит… даже не подросток! Совсем еще ребенок, на вид лет 10-12, с задиристым ежиком светлых волос на голове. Рост – 155-160 – не больше. Мальчишка. Ничего вызывающего ни во внешности, ни во взгляде.
- Ну, «герой», расскажи о себе.
- Что рассказывать?
- Как зовут? Расскажи, где родился, какая у тебя семья?
- Сергей*. Здесь родился, нормальная семья.
- Мама, папа, где работают?
- Нет, папы нет. С мамой и бабушкой живу.
- Где учишься?
- Дома.
- А почему не в школе?
- Трудно. У меня высокое черепное давление: эпилепсия.
- Чем увлекаешься?
- Я много чем увлекаюсь.
- А конкретнее?
- Музыку слушаю. Телевизор смотрю… Гуляю.
- Что слушаешь, смотришь?
- «Бутырку» слушаю – расслабляет. Смотрю боевики в основном.
- А спорт?
- Да нет… Ну, вообще, отжимаюсь.
Я решаю, что пора переходить к главному.
- Ну, так что же случилось на этой неделе с тобой? Почему ты – здесь?
- Да что… Шел себе, а он начал в меня камни кидать…
- Кто? И где это было?
- Ну, знаешь, мост, где «Космос»?
Его перебивает милиционер:
- Что еще за «знаешь»? Тебя как учили говорить? С уважением, нет?
- Да… - ежик головы вжимается в плечи. Но это лишь на несколько секунд.
- А ты там что делал?
- Да просто шел с другом. А тут – он.
- И что, ни с того ни с сего начал кидать в тебя камни?
- Да он пьяный был. Никакой – не соображал ничего.
- А ты был с ножом?
- Я? Без ничего! Это я потом, уже через день пришел туда. И резанул его, - сказал и осекся.
- Как это – «резанул»?
- Ну, просто ножик из руки выскользнул, - тут же исправился он.
- И сколько раз «выскользнул»?
- Восемь… Ну, один раз…выскользнул… Он сам…
Кажется, ему самому неприятно нести эту ахинею и он, смущаясь, дергает плечами.
- То есть, это произошло не сразу? Месть?
- Ну, как же б я его – сразу? В городе, среди людей? – он посмотрел на меня, как на идиота: «Ну кто ж «мочит» кого-нибудь на виду у всех?!»
- И все-таки, зачем убивать? Ну, кинул он в тебя камнем. Кинул бы камень в ответ что ли…
- Да он меня сам чуть не убил! Вот таким камнем [показывает каким] в спину «зарядил»!
- А до этого ты попадал в милицию?
- Да, один раз.
- В этом месяце - один раз, - грустно иронизирует участковый.
- Ну, да, - не спорит Сергей.
- А раньше за что забирали?
- Кражи – и всё! – явно пытается отгородиться от каких-то неприятных эпизодов мой собеседник. Я догадываюсь, от каких именно, но также и знаю, что если начну его «напрягать» - разговор закончится. Ладно, уйдем пока в сторону.
- Как ты видишь свое будущее? Кем хочешь стать?
- Я не знаю. Ну, выучусь где-нибудь. Пойду работать.
- «Выучусь» на кого?
- Откуда я знаю – на кого? – на пустом месте взрывается оппонент.
- Ну, ты же знаешь: есть различные специальности. Какие тебе кажутся привлекательными? - упрощаю задачу я.
- Программист. Кажется привлекательным.
- А ты не задумывался, что сейчас ты двумя ногами стоишь на прямой дороге к тому, чтобы начать жизнь с тюрьмы, а не с получения престижной профессии?
- Конечно, задумывался, - мгновенно отвечает он, как будто готовился к вопросу.
- Ну и что? До чего додумался?
Вместо ответа Сергей с интересом стал изучать собственные кроссовки. Ладно, вопрос попроще:
- Как думаешь жить прямо сейчас? Чем будешь заниматься? Что тебе говорят милиционеры?
- Да что они скажут?! – опять взорвался он. Но, пробежав взглядом по присутствующим стражам порядка, также быстро сник.- Говорят, чтоб дома сидел. Ну, буду сидеть дома…
- Ты жалеешь, что это произошло?
- Конечно! – прозвучало очень убедительно. Даже слишком.
Что еще было спрашивать? Я дал пару, наверное, совершенно бесполезных [для него] жизненных советов, в частности, порекомендовал попробовать читать книги. Он спокойно проглотил эту чушь и даже кивал головой в знак согласия. Милиционеры не смогли сдержать ироничных улыбок: «Ну, да сейчас вот придет домой и засядет за Пушкина!»
- Ты свободен, - подвел итог инспектор. – Будь дома, я еще позвоню тебе сегодня.
Из характеристики на учащегося специальной коррекционной школы №23 Сергея С.: Мышление замедленное, пассивное с элементами наглядно-образного. Причинно-следственные связи устанавливает. Внимание крайне неустойчивое, привлекается с трудом, объем внимания маленький, степень развития произвольного внимания не велика. Тип памяти – смешанный, приемы запоминания использует. Словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. Устная речь удовлетворяет потребности в повседневном общении, отличается бедностью рассуждений, но грубых нарушений нет. Обнаруживается недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств. Отличается слабыми способностями к волевым усилиям, постоянно отвлекается даже на очень несущественные раздражители. Критичность в оценке собственного поведения снижена. Не способен дать адекватную оценку своим асоциальным поступкам, не считает, что совершает что-то предосудительное. Реакция на замечания педагогов проявляется в виде улыбки или отказа от общения. Отрицательно влияет на одноклассников: рассказывает, как хорошо проводит время вне дома и школы, бравирует карманными деньгами и сигаретами. Может убежать из школы до начала уроков, или выйти покурить во время уроков вопреки запретам учителя. Его интересует асоциальная сторона общества и все, что с ней связано. Курит, вдыхает пары клея, употребляет алкогольные напитки. В школе мальчику требуется постоянный контроль, так как некоторые аспекты его поведения опасны для окружающих. Не контролирует свою агрессию. Опасности своего поведения не признает. Рекомендовано продолжение учебы в домашних условиях.
- Ну, видите, какой «ягненок», - с иронией продолжил начальник подразделения, когда дверь за малолетним преступником закрылась.- А когда задержали, бравировал: сожалеет, что не добил, что нож был плохо заточен.
- Да, совсем не похож на убийцу.
- Он болен. Три раза в год проходит лечение в психиатрическом отделении Белгородской клинической больницы. Вот и сейчас – только оттуда. В связи с чем, кстати, на сегодняшний день с ним вообще ничего нельзя сделать. Если после предыдущего криминального эпизода его отправили на лечение, то сейчас его туда не берут, потому что только пролечили, и в настоящий момент идет реабилитационный период после принятия тяжелых психотропных препаратов. В наш психдиспансер его не определишь, так как туда «принимают» только с 16 лет. Уголовной ответственности он тоже не подлежит, так как ему нет даже четырнадцати…
- Просто неприкасаемый какой-то получается гражданин! А что за предыдущий эпизод?
- Изнасилование. Групповое. С ним еще его товарищ был. Такой же бомж, как и тот, которого он в понедельник резал. Затащили девушку в канализационный люк, приставили к горлу отвертку и… Дело в прокуратуре. Но, опять же, оно в большей мере на второго участника. Этому-то ничего не будет…
- По нашему эпизоду: я так понял, что он точно знал, где искать обидчика, чтобы расправиться.
- Конечно, знал! Они вроде как знакомы были. Возможно, эта попытка убийства – следствие какой-нибудь старой ссоры. Пока сложно сказать. Потерпевший в реанимации. Врачи говорят: жить будет точно. Вот выкарабкается – допросим, и все станет на свои места. А пока ясности мало.
- Вы сказали, что только в этом месяце у мальчугана второй «залет». И часто он к вам попадает?
- Да постоянно! Уже в течение года. Была пара эпизодов с кражами из автомашин. Но чаще – по хулиганке. Вспыльчив. Даже на мать с бабушкой иногда кидается, когда те денег на сигареты не дают. И на меня сколько раз… Причем, с ножом! Приходилось утихомиривать…
- А что за семья?
- В смысле – благополучная? Ну, как сказать… Неполная, во-первых. А в остальном, мать – нормальная: не пьет, работает в приличной организации. Но денег, конечно, не хватает. Живут втроем с бабушкой. Ни мать, ни бабушка с ним не справляются. Сами же меня иногда и вызывают.
- А что со школой? Почему выбрана домашняя форма обучения?
- Он учился в спецшколе №23. Там тоже хулиганил, систематически прогуливал уроки, подбивал к этому учеников. Ну и администрация рекомендовала перевести на домашнее обучение.
- Мне кажется, если бы я с ним говорил вне этой комнаты и вашей компании, он бы вел себя иначе и говорил другое…
- Однозначно иначе! Мог бы и вас пырнуть, если б не понравились! Перед вашим приходом, кстати, я даже ручки со стола убрал, чтобы… если что, ему было бы нечем.
- Спасибо за заботу… Вы его отпустили, как малость нашкодившего школьника. Выходит, общество никак не защищено от таких …
- Совершенно верно. Но именно «от таких» – психически больных и несовершеннолетних преступников. Благо, он тут на весь город – в единственном экземпляре. Есть, кончено, хулиганье, но на них есть и управа. А с этим, действительно, проблема. И раньше, чем через год она не разрешится. Исполнится ему 14 – почти нет сомнений, что «загремит», куда следует. Но это, если на чем-нибудь «залетит». Причем, на чем-нибудь новом. Вспомнятся и старые заслуги…
Итак, нам всем нужно переждать год. И пережить. А пока – будь осторожен, горожанин! Рядом с тобой ходит безнаказанное зло, и у зла этого – детское лицо!
Андрей Дубровин. 28 августа 2008 г.
Без сокращений публикуется впервые на kavicom.ru.
В сокращенной редакции будет опубликовано в газете «Вечерний Оскол» №35.