Нам в современном мире очень сложно представить жизнь без центральной канализации и средств гигиены. У каждого в доме есть кран с водой и всевозможные шампуни, гели, порошки, помогающие поддерживать себя и свое жилье в чистоте. А как же жили люди ранее, в отсутствии «удобств» и моющих средств?
В античные времена очень даже не плохо. Древние греки имели общественные бани, а в некоторых домах пользовались душем с каменным или деревянным ситечком. А чего стоили римские термы! Тем более, что римляне для них не жалели ничего. Они их украшали мрамором, картинами, располагали в них сады и бассейны. Надо сказать, что богатые патриции в термах не только мылись , но и занимались физической культурой, вели переговоры, устраивали торги и пирушки. Можно сказать, там протекала их жизнь.
А что же средневековая Европа?
Бани, давнее наследие Рима, были правилом по всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами на - подобие мельниц, кузниц и заведений питейных
Но когда к власти пришло христианство, практически все «рассадники бесстыдства» были закрыты.
И все-таки они мылись! Да-да! Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Французский король Людовик ХIV мылся тоже всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Бывало, что водные процедуры принимали в бессознательном состоянии, например, Герцог Норфолк. Он отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.
А как же дело обстояло с туалетами? Да никак! Их не было! От содержимого «ночных вазонов» и помоев городские жители избавлялись просто – их выливали из окон прямо на улицы, предварительно три раза громко крикнув «Выливаю!». Предположительно, что из-за этого были в моде широкополые шляпы. Их носили, дабы нечистоты не запачкали парики, потому что гораздо дешевле было сменить головной убор.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Естественную нужду справляли во дворе, на лестницах, на балконах. При «потребности» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
«В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.
То же творилось и в Версале. Например, во время Людовика XIV, придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Вспоминается всем известное четверостишие: « Хорошо быть кисою, хорошо собакою…»
Кстати о собаках. В Средневековье были очень популярны высокие многоярусные прически, а поскольку услуги куафера были весьма недешевы, то делались они «раз и навсегда». Конечно, при таком раскладе, волосы не мылись, как, в прочем и тело, и как следствие вши и блохи. Вот тут маленькие собачки очень пригодились - они выполняли роль живых блохоловок. Блохи и вши перепрыгивали на животных и не мучали своих хозяев. А еще модницы тех времен собачьей мочой осветляли волосы
.
Ну, раз уж речь зашла о вшах, надо сказать, что их «шведские средневековые прародители» активно принимали участие в выборах мэра города Гурденбург. Считалось, что мэром может быть только почтенный человек. Основанием для оценки почтенности являлась окладистая борода. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. В центр сажали вошь, и в чью бороду она запрыгивала, тот и занимал столь высокий пост.
А так же вши и блохи участвовали в искусстве флирта. Дамы, вскрикивали от мнимых и настоящих укусов насекомых и тем самым приглашали кавалеров к поиску «букашек». Главной фишкой в любовных играх было поймать блоху на любимой и пересадить на себя, чтобы их кровь смешалась в блохе.
Хочется воскликнуть: « И эти люди считали Россию варварской страной!»
Рерайт. Использованы материалы
http://www.liveinternet.ru/users/gorra/post109487888/
http://www.doronchenko.ru/2008/01/22/
http://www.liveinternet.ru/users/nadezhdalin/post62698254/
Цитата Ф. Бродель " "Структуры повседневности: возможное и невозможное" Т.1