Хама может обуздать только сила грубая,
Скажем, пуля, но нельзя - с детства заучил:
Гуманизм, туда-сюда, человеколюбие,
Но человек бы восемь я бы лично замочил!
Нагрубят в троллейбусе, рявкнут в поликлинике,
Снизойдут презрительно в паспортном столе.
Возлюбите ближнего, грубияны, циники.
Вот я ж люблю вас, милые!
Ну где же пистолет?
“Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства,
что оно непобедимо”
Сергей Довлатов
“Хам, хамуга, хамовщина - отродье,
бранное прозвище лакеев, холопов или слуг”
Владимир Даль
Данная статья – не рекомендации, не руководство по борьбе с хамством, и не советы, которых не просили. Это нарратив, «антология» личного опыта в столкновениях с хамами, с возможностью практического применения. Я совершенно не виктимна, но и мне приходилось сталкиваться с хамством, и я для себя уяснила некоторые методы борьбы с хамством, возможно, кто-нибудь и воспользуется.
Хамство в общественном месте.
– Ты шо, интеллигент? – Что Вы, что Вы! Такое же быдло, как и Вы! Пожалуй, самый распространенный вид хамства. Хамят все и всюду: в общественном транспорте, в магазине, просто на улице. Можно проигнорировать, как советуют психологи, но в таком случае остается такой неприятный осадок, от того, что тебя облаяли, а ты не смог постоять за себя, проявил слабость, не смог придумать достойного ответа сразу. Я предлагаю использовать универсальные фразы, которые легко запомнить и использовать их в ответ на грубое, вульгарное хамство. Привожу пример из личного опыта. В магазине, в очереди в кассу, ставлю корзинку на ленту, и случайно под корзинку попадает что-то из товара, выложенного из корзины впереди стоящего мужика. Я этого не заметила, и услышала следующее: «Бля..Ты ЧО? Слепая? Глаза разуй, куда корзину свою ставишь!», а следом за словами корзина снимается с ленты и практически летит в меня. И все, рядом стоящие молчат, и с любопытством наблюдают, как я отреагирую. Прямо, чувствую это любопытство всей кожей. Думаете, надо извиниться? Я так не считаю. Извинилась бы, если бы мне ТАК не нахамили. Я громко и четко, глядя мужику в глаза, говорю: «Фу! Место!». Раздается одобрительный смех публики, и даже слышится восторженный возглас: «Уделала!». Мужик больше не рыпается, он понимает, что если будет продолжать, то симпатии людей на моей стороне и возможно, получит отпор не только от меня. Если хамят не так явно, громко и грубо, то можно ответить следующее: «И Вас, туда же!», «И Вам, того же!» или «И Вам, всего доброго!».
Хамство в магазине можно выделить в отдельную тему. Потому что в магазине хамство встречается повсеместно. Хамят покупатели друг другу, продавцам, а продавцы, в свою очередь, не прочь нахамить покупателям. Если хамит продавец, выход – фамилия продавца, жалобная книга, разговор с администрацией, звонок в ОЗПП, если жалобную книгу дать отказываются. Но в уважающих себя магазинах, продавцов специально обучают общению и вежливому обслуживанию покупателей. А для проверки качества обслуживания даже заказывают услуги тайного покупателя. Когда у нас в семье были финансовые трудности, я с удовольствием ходила выбирать сапоги, белье и диваны за 60 тысяч. Действуешь по высланной инструкции, затем заполняешь анкету, отсылаешь ее, и тебе за это платят деньги. Не очень много, но телефонные разговоры оплатить на месяц возможно. В солидном мебельном салоне мне должны были представиться, спросить, как меня зовут, предложить присесть, предложить различные варианты кредитов, и занять моего буйного ребенка чем-нибудь, пока я обсуждаю с продавцом покупку. В магазине меня не должны были раздражать посторонние предметы, запахи, музыка. Я должна была капризничать и выслушивать уговоры посмотреть другие варианты мебели.
Хамство в Интернете и по телефону (анонимное хамство)
«Деточка, это интернет, здесь и на *** послать могут!»
Хамство в Интернете принимает масштабы стихийного бедствия. Друг другу хамят на форумах, в чатах, в переписке, в том числе деловой. На сайтах знакомств, куда люди выходят, чтобы найти друзей, а то и свою "половинку", пользователи всех возрастов и полов поливают друг друга неприязненными насмешками и оскорблениями.
У этого явления есть одна неоспоримая причина: мнимая анонимность Интернета. Мнимая - потому что соединиться с другим сайтом по Интернету - все равно, что позвонить по телефону. IP номера соединенных друг с другом компьютеров известны так же, как номера соединенных друг с другом телефонов. Но доступ к этой информации имеют далеко не все. И у рядовых пользователей возникает ощущение собственной скрытности, а следовательно, безнаказанности. И если в обычной жизни человек десять раз подумает, прежде чем кидать кому-то в лицо оскорбление, то при общении в Сети он делает это, не задумываясь.
Свои местные хамы и так называемые тролли (провокаторы) есть на каждом популярном форуме. От обычных собеседников, не согласных с Вашим мнением, их отличает провокационный тон сообщений, открытые издевательства или откровенная глупость аргументов. Пытаться доказать таким людям совершенно бесполезно, так как они преследуют единственную цель – позлить вас. Лучше представьте, что этого пользователя вовсе не существует на форуме и его сообщений тоже. Продолжайте беседу в привычной манере, не реагируя на попытки «тролля» вывести вас из себя. Вероятно, вскоре ему надоест тратить время зря и он оставит вас в покое.
Если же Вы сами не прочь сорвать злость и плохое настроение в Интернете, можете рискнуть пообщаться с сетевым хамом на его языке. В конце концов, он первый начал и вы не обязаны быть вежливым. Однако опускание до уровня банального грубияна –занятие, не делающее чести никому, поэтому куда лучше будет не обращать на него внимания.
Если Вы, оставались в таком общении относительно корректны, Ваша моральная правота позволяет Вам прибегнуть к методам «сетевого саморегулирования» - написать модераторам форума. «Стукачеством» подобные действия называют теперь только сами «тролли», ибо на практике большая часть форумчан заинтересована в нормальной и спокойной атмосфере для общения и молчаливо поддержит забанивание «тролля».
Телефонное хамство
По телефону хамят чаще всего тогда, когда Вы желаете получить информацию, которую и должны давать по телефону, то есть всевозможные справочные вокзалов, регистратуры поликлиники, приемные госучреждений. Если будете хамить в ответ, или наоборот стараться разговаривать вежливо – результата все равно не получите. Поэтому выход один – найти телефон вышестоящей организации или начальника и звонить с тем же вопросом туда. Как правило, при таком звонке Вас попытаются отправить обратно к тому телефону, где Вы получили долю стресса, Вы же спокойно объясняете, что доступной информации по указанному телефону получить невозможно, так как в трубку отвечают неадекватно.
Бывают случаи, что через несколько минут после такого разговора, Вам перезванивают из справочной, регистратуры и т.д. и извиняются, и выдают нужную информацию.
Очень редко, но все-таки бывает, по телефону хамят непонятно какие личности (которые ошиблись номером, или имеют намерение Вас разыграть) обычно это подростки.
По поводу розыгрыша по телефону расскажу историю.
Я развелась с мужем, бывший муж живет в Курске, я же приехала к родителям и устроилась на работу в Старом Осколе. В один прекрасный день раздался звонок телефона. Снимаю трубку, приятный девичий голос извещает меня, что она беременна от моего мужа. Я, естественно, решаю, что девушка ошиблась номером, говорю ей об этом и кладу трубку. Но нет, звонок раздается снова и девушка начинает меня убеждать, что она любовница моего мужа (какого???). Надо заметить, что бывший муж является сотрудником ФАПСИ (федеральное агентство правительственной связи при президенте России), и мне тем более смешно слышать нелепые претензии. Приходится говорить примерно следующую речь наивной девчушке: «Ну, раз Вы любовница моего бывшего мужа, то, во-первых, Вы должны знать, где он работает и то, что мы уже полгода как в разводе, поэтому Ваши признания меня не трогают. Во-вторых, если Ваш звонок тупой розыгрыш, и Вы не любовница моего бывшего мужа, и не знаете, что он сотрудник ФАПСИ, и мы расстались достаточно мирно и друзьями, то как Вы думаете, сможет ли сотрудник ФСБ вычислить Ваш телефон и принять соответствующие меры?»
В трубке виснет тугая тишина, затем раздается судорожное: «Простите, я больше так не буду».
Надеюсь, действительно больше не будет. А ведь не попади она именно на меня, кто знает, может и разрушила бы чью-нибудь семью своим необдуманным звонком и желанием поразвлечься таким тупым способом.
Хамство на работе
моббинг
А пока в преддверии исчезновения хама
как отдельной личности его успешно
заменяет отдельный коллектив.
М.Жванецкий.
Когда хамят коллеги и знакомые, это, как правило, хамство изысканное и виртуозное. Такое хамство и хамством назвать трудно, но слышать оччеень неприятно. Игнорировать – не выход. Есть вероятность того, что хам(ка) посчитает, что Вам можно безнаказанно хамить. Как поступать в таких случаях, меня научил отец: немедленно требуйте объяснений.
Пример из личного опыта. Вышла с больничного, встречает коллега и спрашивает: «Ну, сегодня то будут у Вас занятия? А то дети приходили с родителями, стояли, ждали вас около кабинета, и так несколько раз уже». Я точно знаю, что никакие родители с детьми не стояли и не ждали меня около кабинета. Вроде и претензии обоснованные, я не смогла предупредить всех учителей и родителей о своем отсутствии. Но почему-то другие учителя, чьи дети занимаются у меня, не поленились узнать, что у меня внезапно заболел ребенок, и предупредили своих детей, что занятий в ближайшее время не будет. В таком случае оправдываться совершенно не хочется. С улыбкой спрашиваю: «Вы хотите сказать, что я прогуливала работу»? Оправдываться теперь приходится коллеге.
Или, например, такой случай.
Допустим, Вы пришли на работу с новой прической, а коллега Петрова Наталья Ивановна Вам говорит: «Ух, ты, у тебя новая стрижка. У Ивановой такая же. Ей идет, а тебе не очень, ты стала похожа на пощипанную курицу» - и при этом улыбается елейно так. Что произошло? Петрова дала Вам так называемое «двойное» послание – куда вложила гадость и симпатию, чтобы вы выкручивались из этой ситуации. Повторяю, требуйте объяснений!
Соберитесь с духом и верните Петровой ответственность за ее заскоки. Не улыбаясь, задайте вопрос: «Наталья Ивановна! Вы мне улыбаетесь и одновременно говорите очень неприятные для меня вещи. Я теряюсь. Скажите, мне как Вас понимать?»
Поскольку Петрова и сама не в состоянии себе ответить, зачем она говорит гадости, она предпочтет (после двух-трех подобных случаев) держать свои мнения при себе.
Боссинг
Народная примета.
Если начальник вдруг заговорил
с вами очень вежливо,
кого-то из вас двоих увольняют.
Сложнее, если хамит начальник. Если вы заведомо знаете, что он хамит всем, и по настроению, то игнорировать в данном случае – «гут». Я всегда говорю: «Да пусть себе пар выпускает, у него работа ответственная, ему тяжко, лишь бы платил достойно». А если хамит лично и только Вам, по неизвестным Вам причинам, то можно предположить, что он к Вам неравнодушен или в какой-то степени испытывает Вас на прочность. Я в свое время подверглась такому испытанию. Директор в несколько взвинченном состоянии сказал следующую фразу: «Вы думаете, что я не найду такого специалиста»?
Я заулыбалась и ответила: «Такого…может, и найдете, лучше – нет». Начальству явно понравился такой ответ. Директору в принципе нравится, что у него работает один из лучших специалистов…
Хамство родных и близких
-Милый, а правда зайцы тупые и похотливые животные?
-Да, зайка моя, правда!!:))
Услышать хамство от родного человека больнее всего. Метод игнора в данном случае совершенно не уместен, человек может посчитать, что ему дозволено Вам хамить, привыкнет к тому, что Вы терпите его выходки и хамить будет периодически. Отвечать хамством на хамство нецелесообразно, это зачастую приводит к ссоре, скандалу или к обоюдным обидам на долгое время. Я думаю, тут поможет только конструктивный разговор и установленные и усвоенные «правила ссоры» в семье, которые вы обговорили заранее. Правила следующие:
-В ссоре никогда не переходить на личности и не упрекать (Ты не умеешь гладить рубашки, варить борщ, забить гвоздь…) Хочется сказать об этом, говорите от себя и в сослагательном наклонении (Я бы хотел, чтобы ты мне гладила рубашки, мне это было бы очень приятно..) такая форма высказывания претензий воспринимается несколько мягче и не так обидно.
- Никогда не использовать оскорбления (Ну ты как свинья! Ты что, дура, что ли?) Ох.. просто не использовать и все. Придумайте заранее какое-либо серьезное наказание за случайно вылетевшее оскорбление в пылу ссоры. Например, оскорбивший моет посуду, полы, чистит раковины и унитаз, две недели. Оскорбленная сторона получит сатисфакшен, а оскорбивший в следующий раз прикусит язык, собравшись в очередной раз вылить яд.
- В ссоре недопустимо упоминать близких родственников (А твоя мама…).
- Если после ссоры Ваш оппонент решил помириться, и подошел к Вам с примирением, ни в коем случае не отталкивайте и не игнорируйте этот первый шаг. Человеку пришлось сделать над собой усилие, дабы признать свою неправоту, и если вы не примете его попытку примириться, то в следующий раз он на такой шаг вряд ли пойдет.
Итак. Контроль над ситуацией с хамом дает нам чувство безопасности и уверенности в себе. Для этого важно понять: «ага, передо мной хам», определить к какой из разновидностей он принадлежит - и действовать соответствующим образом.
Если же вы замечаете, что каждый встречный хам легко выводит вас из равновесия, если грубость вы переживаете неделями – то за вашей уязвимостью могут скрываться какие-то личностные проблемы.
Блондинка, специально для kavicom.ru