Как бы их не ругали, но инструкции на кавикоме - очень популярны, а главное - полезны. Поэтому я решил поделиться своим личным опытом по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также предостеречь от наиболее частых ошибок.
Я исхожу из того, что определенную базу к моменту создания ИП вы уже подготовили, как и большинство здравомыслящих людей, решивших начать свой бизнес. У вас есть паспорт гражданина РФ, ИНН, бизнес-план (или просто какие-то идеи и наработки).
В этом случае первый шаг для регистрации ИП - заполнение заявления по форме №Р21001. Методические рекомендации (выдержка из постановления Правительства РФ №439) на стенде в налоговой имеется, а вот бланки для заполнения - нет. Сотрудники службы любезно рекомендуют воспользоваться платной услугой по регистрации в ближайшей фирме или скачать бланки из интернета - с сайта самой налоговой или портала Госуслуги.ру. Скажу сразу: оба предложенных пути имеют ряд неудобств. При выборе платной услуги вы вынуждены будете заплатить дополнительно 250-300 рублей за то, что по закону должны получить бесплатно. Если же вы скачаете бланк с интернета, то столкнетесь с тем, что составлен он достаточно путано, и при его заполнении вы можете допустить ошибку даже в ответе на простые, казалось бы, вопросы. Похожие проблемы возникнут и в том случае, если вы скачаете с сайта налоговой специальную программу для составления документов. С порталом Госусулги.ру еще забавнее - в теории с его помощью можно облегчить составление и заполнение документов, а также ускорить процесс - пройти в нужный кабинет без очереди. Но на практике мы, как обычно, сталкиваемся с бюрократическим идиотизмом... Нести ТЕ ЖЕ САМЫЕ документы в налоговую все равно придется, а очереди в кабинет все равно обычно не бывает. Кроме того, чтобы оформить заявку надо сперва зарегистрироваться на портале, а там, как в «Книге наций» - каждый новый код ведет к следующему. Сперва вам нужно подтвердить электронный адрес, потом номер сотового телефона, а после - вам на почту в течении двух недель (!) придет заказное письмо с кодом, который нужно будет ввести в форму на сайте и, возможно, продолжить процедуру по выяснению вашей личности. И все это - ради того, чтобы «сэкономить» 10-25 минут на возможной очереди.
Поэтому я вам рекомендую третий путь - использовать бесплатные услуги сайта Моедело.ру. Вбив необходимые данные вы буквально в течении нескольких минут сможете скачать и распечатать все необходимые бланки в форматах pdf или xls. Кроме заявления вам еще как минимум понадобится квитанция об уплате госпошлины (800 рублей) и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (если только у вас не патент или ЕНДВ).
Необходимые реквизиты для заполнения вы можете взять со стендов налоговой службы или из полурекламного информационного каталога «Спутник предпринимателя», который обычно в изобилии лежит по столам в холле. Приводить их в статье я не стал потому, что они в дальнейшем могут быть изменены, что приведет к ошибкам при заполнении бумаг.
Коды экономической деятельности (т. е. чем вы будете заниматься) вы можете найти в интернете или выбрать из предлагаемых на том же сайте Моедело.ру. Если вы сомневаетесь в выборе деятельности, то в заявлении можно указать несколько кодов, но я бы рекомендовал не более пяти.
К сожалению, местное отделение налоговой службы требует также электронную копию заявления о переходе на упрощенку - на дискете или флешке. Причем, в «эксклюзивном» формате XML, для чего требуется скачать с сайта налоговой специальную программу «Налогоплательщик ЮЛ». Более того - сперва надо скачать саму программу, весом почти в 40 мегабайт, а потом еще примерно такое же дополнение! А скорость скачивания с сайта почему то выше 150 кб\сек не поднимается.
После установки программы рекомендуется перезагрузить компьютер и только после этого вбивать в поля программы нужные данные. Действовать тут приходится интуитивно, потому как программа глючная, подсказок мало и при попытке выгрузить инфу на любой носитель, отличный от дискеты, сразу зависает. Если на этом этапе вы все таки решитесь обратиться за платной услугой - я вас пойму, но напомню, что подобные документы вам придется сдавать регулярно в течении всего периода работы. Так что лучше все же научиться работать в этой программе.
После того, как вы распечатали все необходимые бумаги и сохранили электронные копии ни в коем случае не скрепляйте листы степплером или другими средствами! Не стоит также прежде времени ставить там свою подпись или иные метки вручную. Вам необходимо отнести заявление на регистрацию ИП и приложения к ближайшему нотариусу, не забыв прихватить паспорт и ИНН. Там вам за 250 рублей прошьют заявление и заверят вашу подпись (показав, где надо ее ставить). Список нотариусов с телефонами есть в интернете или каталоге «Спутник предпринимателя».
Заодно оплатите госпошлину (обязательно сохранив квитанцию!) в любом отделении «Сбербанка».
К этому пакету документов (заверенное заявление на регистрацию ИП, квитанция об оплате госпошлины, ИНН и паспорт) вам нужно иметь еще копию основного документа, удостоверяющего личность. Проще говоря паспорта - первую страничку с фотографией и данными, а также прописку. Ксерокопировав это на один лист на его свободном участке напишите «Копия верна» и поставьте свою роспись. Попутно в любом канцелярском магазине купите бумажный скоросшиватель - эту штуку тоже почему-то требуют, хотя в федеральном списке она не значится.

Когда у вас будет полный комплект, то «в любое время» с понедельника по среду с 9.00 до 13.00 идите с ним в 208 кабинет местного отделения федеральной налоговой службы (м-н Надежда, 2 (район ЗАГСа)). После того, как вы сдадите документы и получите расписку (это если у них еще принтер работать будет) - идите с заявлением на «упрощенку» и его электронной копией на первый этаж в кабинет 104 (окошко №4). Вам нужно будет подать это заявление в течении пяти дней с момента СДАЧИ документов на регистрацию, иначе останетесь на обычной системе налогообложения со всеми вытекающими!
Через пять рабочих дней с момента подачи документов, после полурекламного инструктажа, вы получите на руки свидетельство о регистрации ИП и выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Поздравляю - теперь вы индивидуальный предприниматель и можете вести свою деятельность законно!
Правда вам понадобится еще много других бумаг оформить. Ну, допустим, Пенсионный фонд получит сведения от вас сам, из налоговой, а в фонде социального страхования вам делать нечего, если только вы не собрались набирать работников. Но с управлением статистики и фондом обязательного медицинского страхования еще придется разговаривать.

Бланки строгой отчетности (если вы работаете без кассового аппарата) вам придется заверить в «старом» здании налоговой по адресу Макаренко 40а. А потом еще ежеквартальные отчисления и выплаты, налоговые проверки, декларации и отчеты, а также ряд других бумаг. Но это уже совсем другая... инструкция ;-)
Большое спасибо одному хорошему человеку за помощь в подготовке и публикации статьи!!!