Желтая разметка на улицах городов России – редкость. Во-первых, потому что ее нанесение зачастую обходится дороже, чем установка знака, во-вторых, тот же знак, при необходимости, можно убрать, а с разметкой все сложнее. Возможно, появление прерывистых желтых полос у края дорог в Старом Осколе говорит об основательности городских властей, как бы поясняя автолюбителям, что эти правила здесь всерьез и надолго, как и сама муниципальная власть. Но кому-то может показаться, что гастроли этого цирка в городе подзадержались.
Давайте попробуем разобраться в сути явления. Прерывистая разметка желтого цвета у края проезжей части запрещает стоянку на всем ее протяжении (остановка разрешена). Чем была вызвана необходимость ее нанесения? Ни для кого не секрет, что в новой части города автомобилисты очень часто оставляют свой транспорт у края проезжей части, затрудняя, таким образом, движение по улицам, мешая работе снегоочистительной техники в зимний период , провоцируя ДТП с участием пешеходов и т.п. Такая ситуация складывается практически во всех микрорайонах и это действительно серьезная проблема для города, потому что трафик постоянно увеличивается и ситуация на дорогах будет только ухудшаться.
Только помогут ли запретительные меры в данной ситуации? Я думаю, что нет. Ведь автомобилисты вынуждены так поступать! Ставить автомобили просто некуда! Во дворах мест нет, машины припаркованы буквально друг на друге. Исключение, пожалуй, только в новых микрорайонах, где предусмотрены стоянки по периметру строений, но и там ситуация довольно напряженная. Стоянок в городе тоже немного и ценообразование на них формируется, как Бог на душу положит. Косвенным подтверждением моих слов может служить тот факт, что за первую неделю существования пресловутой разметки количество автомобилей на обочинах не убавилось.
Вообще, проблема городского трафика считается одной из самых сложных в муниципальном управлении, ведь дороги это артерии города. От того, как организовано движение зависит слишком многое. Застрявшая в пробке «скорая» - страшный сон больного и родственников. Но огульные запретительные меры в этой ситуации не улучшат трафик, но могут поспособствовать ухудшению ситуации!
Допустим, наши автомобилисты внезапно стали сознательными и убрали свои автомобили с улиц города. На балкон авто не поставишь, значит надо парковать внутри двора. Единственное свободное место в большинстве дворовых территорий – газон. Обрадуются жители двора такому обороту? Думаю, навряд ли. Скорая - тоже. Да, на газоне стоянка строго запрещена, но если она теперь запрещена и за пределами двора, то какая разница автолюбителю за что платить штраф? Ставить автомобиль на стоянку? Можно, но много ли у нас стоянок, например, в микрорайоне Олимпийский, или Королева, или Жукова? Зато автомобилей там – бессчетно. Даже там, где стоянки имеются, количество мест на них по сравнению с желающими припарковаться ничтожно мало.
И в такой ситуации нанесение запрещающей разметки по всему проспекту Металлургов и параллельными ему магистралями отдает абсурдом. Во-первых, несмотря на заявление МУП «Оскольские дороги» что краска обходится дешевле, мне кажется, от краски бюджет пострадал больше. Судите сами: знак действует до ближайшего перекрестка, т.е. чтобы запретить стоянку на Проспекте Металлургов понадобится максимум 10 знаков (5 перекрестков по 2 знака с каждой стороны). Если верить интернету, установка 1 знака обходится 2300 рублей (цены 2009 года), на эти деньги можно разукрасить примерно 9 кв. м. дороги. Но, чтобы запретить стоянку на проспекте на самом деле нужно не десять, а два знака, снабженных табличками с указанием зоны действия и тогда перекрестки их не отменят!
Во-вторых, запрет стоянки практически во всем новом городе – это второй праздник дня милиции, потому что автомобили девать некуда: подходи, штрафуй на здоровье. Надо еще ввести эвакуацию автомобилей и организовать штрафтоянку под руководством какого-нибудь родственника, чтобы навсегда забыть про материальные трудности в быту и жизнь в городе точно наладится.
В-третьих, разметка действительно могла помочь, если бы мы жили… в Калифорнии, к примеру. Страна у нас, как все помнят, северная, и зимой здесь падает снег, поэтому именно тогда, когда припаркованные вдоль дорог автомобили мешают больше всего коммунальным службам, этой разметки под слоем снега видно не будет! Это очевидно всем, кто не знает, как срубить откат за краску. Тем же, кто знает как это сделать, проблемы городского обустройства, судя по всему, глубоко не интересны, если выражаться мягко.
Но, при всем при этом, без запретов действительно не обойтись, только они должны быть разумными. Например, все помнят какая ситуация складывалась на перекрестке у «Дома связи», где всю зиму простояли два грузовика-длинномера, вызывая ежедневную пробку со стороны «Карусели». Туда так и просится знак, запрещающий остановку хотя бы за 100 метров от перекрестка, но его там нет. Зато он стоит сразу за поворотом в сторону микрорайона Королева, где на моей памяти высадка пассажиров еще никому не помешала ни разу.
Опять же, ДТП с участием пешеходов, на которые ссылаются администрация, мотивируя нанесения запрещающей разметки действительно опасное явление, только почему то водителей за стоянку в неположенном месте штрафуют, а пешеходов, перелезающих забор у Дома связи – нет. Да и стоило ли разукрашивать весь город, если достаточно обеспечить видимость у пешеходных переходов и не скупиться на их освещение? Чем наш город хуже Тюмени, где по договоренности с дизайнером Артемием Лебедевым было разработано и установлено специальное освещение пешеходных переходов?
Конечно, для городского движения очистка правых полос была бы решением части проблем, но одними запретами тут не поможешь. Запрещать, повторюсь, необходимо, но только тогда, когда есть альтернатива в виде муниципальных стоянок с внятным ценообразованием, мест под гаражную застройку на льготных условиях для жителей центральных микрорайонов, многоуровневых стоянок в местах наибольшего скопления припаркованных автомобилей. Навряд ли наш город является уникальным муниципальным образованием (не по части управления, а по части топографии), а это значит, можно использовать опыт других городов в решении подобных проблем. Но, разумеется, это все гораздо сложнее, труднее и дороже чем бестолковые рисунки на асфальте, поэтому «…в будущем планируется таким же способом решить проблему длительной парковки в центральной и юго-западной части Старого Оскола».