Совсем недавно на страницах Kavicom была затронута тема благотворительной помощи детским садам и школам. Продолжением темы может стать изложение следующих абсурдных ситуаций. Нет необходимости называть имена предприятий, оказавшихся замешанными в них. Здесь интересны не столько персоналии, сколько само явление, показывающее, что борьба за электорат становится важнее самого электората.
Библиотекарь одной из школ города обратилась на предприятие Икс с просьбой помочь школе обновить книжный фонд в читальном зале. Когда необходимые документы были оформлены, а счета оплачены, новые книги из магазина доставили в школьную библиотеку. Свидетелем восторга школьников, которые разбирали коробки с детской литературой, стала съемочная группа телевидения. Когда сюжет готовился к эфиру, в редакцию позвонила героиня сюжета – библиотекарь этой школы - и со слезами в голосе попросила отменить трансляцию. Она сказала, что если сюжет будет показан по телевидению, то её уволят, а книги заставят отнести на предприятие Икс.
За разъяснением ситуации телевизионщики обратились к директору этой школы. Чиновница от образования обосновала свою позицию тем, что в школе начало ремонт предприятие Игрек, поэтому будет очень плохо, если по телевизору расскажут о помощи предприятия Икс. Что же нехорошего в том, что школе оказывают поддержку сразу два предприятия, директор объяснить так и не смогла. Она лишь удивлялась, почему журналисты сами этого не понимают. Отчаявшись разбудить в них прозрение, руководитель учебного заведения завершила диалог шантажистским обещанием уволить библиотекаря и вернуть книги на предприятие Икс, если сюжет окажется в эфире.
Сюжет с эфира сняли, потому что начальнику-самодуру очень легко отравить существование подчиненного. А в том, что абсурдность ситуации кроется именно в самодурстве чиновницы, журналисты тогда не сомневались. Не сомневались, пока не стали свидетелями второго эпизода.
Следующий странный случай произошел спустя пару недель после истории с книгами. Съемочная группа приехала в детский сад, чтобы снять сюжет, как предприятие Икс помогает дошкольному учреждению провести ремонт.
Заведующая повела себя неожиданно. Она заявила, что без особого разрешения руководства никакого интервью давать не будет. Когда же по настоянию журналистов заведующая созвонилась со своей начальницей из УНО, то долго объясняла ей, на какую сумму оказана помощь от предприятия Икс, как давно это предприятие сотрудничает с детским садом и, по-видимому, выслушала рекомендации, как вести диалог с телевизионщиками. Они, в свою очередь, спросили у заведующей, с чего это вдруг руководителям детских садов стало необходимо получать разрешение у своего начальства на интервью о благотворительной помощи. Заведующая ответила, что так было всегда, при этом взгляд её был опущен, и всем стало неловко. Ведь еще полгода назад встречались без всяких разрешений и звонков начальству.
Случилось это совсем недавно. В одном из детских садов северо-восточной части города открылась дополнительная группа, которая пустовала около десяти лет. С просьбой о ремонте этой группы родители обратились к депутатам от предприятия Игрек, заявившем о шефстве над этим детским садом. После того, как просьба осталась без ответа, родители попросили поддержки у предприятия Икс. Когда согласие этого предприятия было получено и осталось подготовить счета на стройматериалы, преградой стало нежелание заведующей заниматься этими документами. Мотив был озвучен предельно откровенно: «Вы понимаете, - сказала заведующая - у нас в шефах числится предприятие Игрек, и если в Управлении образования узнают, что мы получаем помощь от предприятия Икс, то у меня будут большие проблемы». Счета за стройматериалы так и не были подготовлены, а ремонт группы был выполнен на средства родителей. Они сбросились по тысяче рублей, чтобы сделать хоть пятую часть от того объема ремонтных работ, который требуется группе.
Каждый волен выбирать собственную стратегию благотворительности. Одни помогают всем понемногу, другие видят больше смысла в длительной поддержке ограниченного круга адресантов, третьим ближе какая-либо иная тактика. Главное, чтобы желание помочь было искренним. Однако упомянутые эпизоды указывают на то, что находятся силы, которые видят в благотворительности лишь инструмент влияния на общественное мнение. Находятся люди, желающие, чтобы учреждения, которые получают средства от одного предприятия, были закрыты для благотворительной деятельности другого.
За этой вознёй трудно не разглядеть примитивную борьбу за голоса избирателей. Бои за электорат переносятся из области политики и риторики в область благотворительности. При этом местных политтехнологов не смущает, что в этих боях терпит поражение сам электорат. Налицо ущемление прав людей, которых ограничивают в возможности обратиться за благотворительной поддержкой. Более того – получается, что интересы детей, которые ещё не стали избирателями, абсолютно не волнуют людей заигравшихся в политику.
Во всех этих неприглядных историях удивляет позиция, занятая управлением образования. В какие закулисные игры оказалось втянутым его руководство, если описанным случаям находится место? Разве доступность и своевременность поддержки и помощи не главный смысл благотворительности? Почему в бою за электорат интересы детей и их родителей начинают относить к разряду неизбежных потерь?