
В России как известно две беды, и если одну ещё можно решить с помощью катков, то что же делать с дорогами?
Российское государство переплачивает строителям десятки миллиардов долларов и упускает выгоду на еще большие суммы просто потому, что те, кто ассоциирует себя с государством, являются не «государственниками», а «кормящимися». Не будет преувеличением сказать, что российские инфраструктурные проекты в последние годы стали местом самого масштабного непрозрачного перераспределения богатства в мире (в 2006-2008 гг. здесь обернулось около $230 млрд без всякого видимого материального результата). Неудивительно, что этот рынок полностью закрыт для иностранных компаний, а себестоимость работ здесь растет на 25-40% ежегодно…Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн, в Бразилии — в $3,6 млн, в России — в $12,9 млн (для участка автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга — $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы — около $400 млн за 1 км).
Бывая в разных частях города, я время от времени делаю различные снимки, в том числе и наших оскольских дорог. В какой то момент количество материала стало достаточным для написания этой статьи. Основным моментом, на который я обратил внимание является довольно таки отвратительное состояние дорожного покрытия. Вроде автовладельцы исправно платят транспортный налог в областной бюджет, и ремонт дорог ведётся постоянно, но качество всё равно никчёмное, в чём же дело?
Вот этот снимок я сделал неподалёку от Ж/Д вокзала.

Обратите внимание, толщина асфальта едва дотягивает до 10см, тогда как
рекомендациями по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (п.7.8) даже самый нижний предел асфальтобетонного покрытия предписано делать не тоньше 12см, средняя норма – в районе 20 см, а на наиболее оживлённых участках и намного выше. Значит дороги построены с нарушением норм?
Когда глава администрации и сотоварищи смотрят на средства, которые могут вложить в дороги, они видимо думают о благе горожан – ну, как бы побольше построить и отремонтировать. И если за одни и те же деньги асфальтом можно покрыть пол квадратного километра дорог либо целый квадратный километр, то понятно, останавливаются на втором варианте. Результат мы видим.
Вот такой асфальт на мосту через железнодорожные пути:
А вот такой на мосту через реку Оскол:

Видно что асфальт «потёк», кроме того его толщина едва дотягивает до 5см. Тоже вот вопрос строителям, почему «течёт» наш асфальт? Может неправильную марку выбирают при проектировании? Или экономят на материалах, выбирая марки подешевле тех, что заложены в сметы? Или нарушены нормы строительства дорожной одежды, к примеру не сделали прокладку из щебня? Ещё возможно, асфальт клали на неподготовленную поверхность основания - не очищенную от грязи, непросушенную и без должной битумной подготовкой.
После строительства дороги подрядчик, выполнивший работы, отвечает за их качество в течении срока ответсвенности по гарантии. Если он не прошел, а участок пришел в негодность, то строительная организация должна за свои средства восстановить его.
Немало писалось (в частности и на кавикоме) о проблемах, связанных с затоплением дорог в связи с отсутствием ливневой канализации, но и там, где она есть возникает масса вопросов.
Вот так выглядит решётка ливневой канализации, выполненной с соблюдением норм:

А вот так - решётки нашей «ливнёвки» :
Не дай бог на такую нарваться на полном ходу – может быть и ДТП, кто за это будет отвечать?
СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения" нам говорят:
п.4.21. Установку люков необходимо предусматривать: в одном уровне с поверхностью проезжей части дорог при усовершенствованном покрытии
Глубина просадки решётки наших «ливнёвок» достигает во многих местах до 10см и больше. Опять получается нарушение норм.
К тому же они вынесены зачастую на приличные расстояния от бордюра. Иногда такая «засада» расположена чуть не посредине дороги.
Вот с этим люком у «Славянки» думаю у многих водителей связано немало неприятных эмоций:
Обратил также внимание на наших «Лежачих полицейских». Не совсем ясно, в соответствии с какими нормами их делали. Вот к примеру искусственная дорожная неровность (ИДН) перед пешеходным переходом на «Молодёжной» :

Визуально длина хорды около трёх метров при высоте возвышенности сантиметров в 5-7. Я нашёл нормы для ИДН в "Временных нормах и правилах на устройство искусственных дорожных неровностей" (
ВНИП 01-2000). В соответствии с п.п. 5.3 и таблицей размеров элементов искусственных неровностей там есть три значения длины хорды циркулярного профиля – 0,9-1,2м; 5-5,5м; 8-8,5м при соответствующих высотах 0,05м; 0,1м; 0,1м. Под наши реалии ни одно из значений не подходит.
Но ведь нормы то не просто так от балды берутся, а рассчитаны исходя из того, какие скорости должны быть на требуемом участке дороги, вот и получается, что вроде есть «лежачий полицейский», а толку вроде как и нет – сам наблюдал картину, когда многие водители не замечают преграды и фактически не снижают скорость – возвышенность то смешная, лишь куражу добавляет.
От соблюдения норм строительства в перечисленных казалось бы мелочах и зависит качество наших дорог и отношения между водителями и пешеходами.
И последнее интересное замечание – постоянно наблюдаю как наносят разметку. Держится она скажем так недолго. Неужели нельзя сделать "долгоиграющую" разметку? Или просто кому-то выгодно наносить её каждые несколько месяцев?
Специально для kavicom.ru