Cлучилось это несколько лет назад. Мне позвонил Николай Ананьев – председатель Белгородской региональной Федерации автомобильного спорта и попросил помочь одному молодому человеку.
- Он подъедет к тебе домой, сделай ему несколько снимков машины.
В назначенное время к дому подкатила старенькая Тойота, из нее вышел симпатичный парень, и я сразу обратил внимание на спортивное сидение водителя, маленький руль. Так я познакомился с Евгением Животовым, в то время (шел 2005 год), студентом факультета «Автомобили и автомобильное хозяйство» МИСиС. Он рассказал мне как собирал и реконструировал Тойоту, как она стала его дипломной работой.
Когда Евгений начал собирать автомобиль своей мечты, он не мог подумать, что его увлечение через два с лишним года станет дипломной работой. Тойота, оставшаяся в наследство от отца, преобразилась настолько, что сейчас в ней не осталось почти ничего от базовой модели. За это время случалось всякое, иногда опускались руки, друзья сомневались и отговаривали от затеи, но желание создать что-то своими руками, как правило, пересиливало.
— На станцию юных техников, в секцию картинга, что на улице Ленина, я пришел в 1996 году, было мне тогда 12 лет, - вспоминает Женя. – Участвовал в гонках и занимал первые места в городских и областных соревнованиях. С секцией расстался в 2001 году, когда поступил в институт, и благодарен тем годам и учителям, что закалили во мне мужчину. Я научился понимать и уважать технику, иметь терпение в работе с ней и потому выбрал соответствующий факультет.
Тойота досталась мне по наследству от отца и была на ходу. Я поездил на ней один год, и поначалу ничего особенного с ней не собирался делать. Машина в 23 года, конечно, требует ухода, даже японская. Решил кое-где подварить, подкрасить и ездить дальше. Спасибо директору Центра технического творчества он пустил меня в подвал, где мы когда-то собирали и ремонтировали картинги. Обычной сваркой я пользовался с седьмого класса. Помню, просил научить работать с полуавтоматом, а мне говорят: держи электрод, все остальное она сама сделает. Сначала вырезал одну арку, посмотрел, как это будет выглядеть. Потом сделал порог и вторую арку. Получилась одна сторона новая, а другая старая. Подумал и решил, что не буду останавливаться, назад дороги нет. Вот так и началась реконструкция. С самого начала планировалось создать нечто спортивное.
Однажды Жене повезло, когда он смог купить недорогую битую спортивную Тойоту. Многие друзья не верили, что у него что-то получится. Те, кто видел, как шел процесс, сомневались, будет ли это создание ездить вообще. Какой смысл в машине, если в нее ничего не погрузишь, удивлялись друзья, будто делалась она для перевозки картофеля. Зато потом, когда все закончилось, одни радовались, другие завидовали.
— Два раза у меня опускались руки, хотелось все бросить, но проходило несколько дней и снова тянуло к машине, - продолжает вспоминать Женя. – Вначале считал расходы, а потом чтобы не расстраиваться, перестал. И сейчас не знаю даже, сколько денег ушло на все детали, переделки и сборки. От базовой модели уцелели боковые и задние стекла, задние фонари, решетка радиатора, уж очень она красива. Поставил независимую подвеску с более жесткой пружиной, потому что после всех переделок Тойота опустилась ниже, и дорожный просвет составил 11 сантиметров. На стандартной подвеске при такой высоте далеко не уедешь. Нетронутых кузовных деталей не осталось. Вместо дизеля поставил бензиновый движок от спортивной Тойоты и сварил другие заборники для бака.
По словам Жени и в салоне не осталось ничего родного. Спортивные сидения, а на месте водителя настоящее гоночное. При быстрой езде некогда всматриваться в стрелки и потому на приборной доске разместилось удобное электронное табло. Что касается скорости, то она ограничена блоком управления. Японские конструкторы заложили в него ограничение до 180 км/час. Кузов на новой Тойоте чистый, с антикорозионной обработкой, пороги и юбка – оцинкованные. Расход бензина АИ-95 на трассе около 11 литров на 100 км, в городском режиме около 15 литров. 31 августа 2004 года установлен задний спойлер в тон белым колесам и внесен последний штрих в создание оригинального автомобиля.
Глядя на Женю, никогда не подумаешь, что такой молодой, довольно хрупкий на вид юноша мог все сделать своими руками и при этом не пропускать занятий в институте.
— Я привык один работать. Лучше сам буду держать, подпирать. Мне помогали однажды, когда я менял двигатели, там одному не справиться. Когда не хватало знаний, в справочники залезал, но сложно найти книги, где грамотно написано. В основном попадаются такие, где все подано в общих чертах.
Триумфом для Жени стал первый выезд в люди и демонстрация Тойоты перед учебным корпусом МИСиС. Именно там ее увидели преподаватели, удивились и, не сговариваясь, посоветовали: «Пиши по ней дипломную работу!» Кое-какие чертежи и расчеты во время работы Женя делал, не зря учился в институте. Нужно было собрать их воедино, оформить, обосновать цель и соответствующие изменения. Главное – грамотно подать свое детище!
— Мне уже предлагали продать Тойоту, но я еще не решил, может, и уговорят, - смеется Женя. – На соревнованиях в «Белом колодце» под Воронежем очень много людей интересовалось ею, долго пытали меня, что и как делал. Имея определенный опыт, а главное – терпение и время, я мог бы сейчас рассчитать и новую модель.
Мы походя ругаем новое поколение, не особо задумываясь над тем, что есть такие ребята как Евгений Животов, уважающие себя и время, что дано им в пору получения информации. Им некогда заниматься ерундой. Когда-то я пытался решить задачу на тему, почему так огульно ругают современную молодежь. И вот к какому выводу пришел. На улицах мы чаще встречаемся с ее худшей частью. Лучшая – учится, занимается чем-то полезным и готовит себя к взрослой жизни. Еще мне помнится один интересный факт. Когда я ходил в МИСиС к Крахту, отметил про себя, как много мне встретилось нормальных и красивых лиц на территории института. Значит моя теория не совсем ошибочна.