Каким бы дремучим ни был человек, вряд ли его оставят равнодушным открытки с видами города более чем столетней давности. До некоторых пор мы изредка встречали репродукции в наших газетах и благодарили людей, сохранивших их для потомков. Один из собирателей старины такого рода известен горожанам своей фанатичной преданностью выбранной теме. Иван Тихонович Пенской - филокартист с большим стажем, и никогда не замыкается в рамках собственности. Наоборот, он несет всю собранную информацию людям: берите и храните! Он собирает фронтовые письма, независимо от времени военных событий, документы, имеющие отношение к городу и не только, определяет их ценность как профессиональный архивариус. Есть и другие вещи в его архивах, но приоритет остается за открытками.
В конце 1995 года город получил вышедшую из его рук подборку почтовых открыток - 25 видов Старого Оскола. Серия стала первой ласточкой в ряду подобных изданий уже современного города. Вроде бы ничего особенного, реальные и бесхитростные черно-белые снимки, но исполненные в тоне сепия. Мы видим, какой была улица Ленина, бывшая Курская, церкви, Нижняя площадь, магазины, железнодорожный вокзал, присутственные места, река и мост через Оскол, окраина города и люди, попавшие в объектив фотоаппарата. Люди, совершенно не представлявшие себе, что приезжие фотографы Шерер и Набгольц сделают их бессмертными для истории.
В начале века они приехали в город, за некоторое время собрали альбом с видами, представлявшими, на их взгляд, интерес, и потом в течение восьми лет с 1904 по 1912 г. выпустили семь или восемь серий открыток. По подсчетам наших филокартистов и сотрудников краеведческого музея это составляет около 100 видов. Если сложить все имеющиеся в городе сейчас и известные официально, то их всего 81 вид. Наверное, что-то есть у старожилов, но они молчат, а может и не придают значения ценности, доставшихся им вещей.
Один из журналистов рассказал мне по случаю одну характерную историю. В поисках старинных открыток он пришел в одну семью. Хозяйка достала около десятка открыток и ее малолетняя дочь стала тут же разрисовывать их. Гость возмутился: «Это же ценность для города, так нельзя!» На что ему ответили: «Пусть ребенок играет, открытки наши, что хотим, то и делаем с ними!» Так ему ничего и не дали. Понятно, что всех воспитать в духе понимания старины нельзя, но хотя бы малейшее представление о ней надо иметь. Как раз поисками недостающих открыток занимается Иван Тихонович, ведет обширную переписку с коллекционерами разных городов и не теряет надежды.
Тираж выпущенных открыток был скромным - 200 экземпляров, на большее не хватило денег и, конечно, для города - это оказалось каплей в море. В то время Иван Тихонович Пенской надеялся, что найдутся солидные спонсоры и помогут ему в дальнейших изысканиях. Он планировал издание каталога всех открыток, как это делается во многих городах, показывал мне аналоги. Но наш богатый, как мы считаем, город не нашел ни средств, ни спонсоров. Уникальный документ мог бы стать неоценимым подспорьем для историков, краеведов, учеников.
Примечание: здание русско-азиатского банка дожило до наших дней и известно старооскольцам. История его строительства напрямую связана с развитием торговли и ростом купечества. Поначалу планировалось построить трехэтажное сооружение. Начали собирать деньги, но их хватило только на два этажа, по 10000 рублей на каждый.
Выставлять кавикому всю подборку открыток, наверное, не имеет смысла. Часть предложенных открыток дает некоторое представление о том, каким был город, попавший в объективы заезжих фотографов. Соломенные крыши, дома, разбросанные по склонам, река, заросшая камышом и лесом, величественная Покровская церковь.