Судя по тому, как народ кавикома отреагировал на статьи о доме купца Кобзева, можно с уверенностью сказать, что мнение историка Никулова многих не убедит в необходимости беречь старину. Но это не значит, что тема эта не имеет права на жизнь. Нам много легче говорить о том, какой красивый город Старый Оскол, как он хорошеет с каждым годом. А если представить каким он должен быть по уму, отбросив все мешающие ему развиваться факторы, то да, он точно стал бы жемчужиной Белгородчины. Все, что нового в нем появляется, несет время. Это новое должно было появиться 10-20-30 лет назад и даже раньше. Нас тормозят в развитии аисты и другие «Птицы». Пусть на меня не обижаются читатели, но город больше похож на большой богатый и красивый колхоз-миллионер с такими же традициями. В нем живет много прекрасных и светлых людей, но ими руководят темные личности. Потому и нужны подобные статьи немного охлаждающие пыл местных революционеров.
Читайте, обсуждайте, если интересно, хотя...
Почти повсюду на Белгородчине существуют народные предания, легенды, «объясняющие» названия сел, деревень, окрестных лесов, рек, озер, различных урочищ. Существуют такие предания и в нашем крае. Многие легенды связаны с именами правителей России, исторических личностей, почетных горожан. Несомненно, они вызывают неподдельный интерес к далекому прошлому города и района, но факты, сообщаемые в преданиях, не следует принимать на веру; нередко они полностью и без особого труда опровергаются историческими документами. Иногда в преданиях есть доля истины, но чаще всего они являются вымыслами, красивыми сказками.
Однако есть еще одна проблема, которая волнует значительно больше: «Что имеем, не храним». Быть может и неуместно в наше трудное время говорить об этом. А когда в России жить было легко!? Вот когда «прижмет», мы все чаще мысленно возвращаемся к прошлому. Ностальгия бередит душу, но и вызывает творческие порывы, стремление к сопоставлению и выявлению истинных ценностей, хотя в большей мере субъективных. Достаются старые фотографии, предметы, возникает неодолимое желание посетить родные места. Увы!
Нас чаще всего ждет разочарование. Прошлого не вернуть, но сохранять память о нем, бережно относиться к предметам былых времен мы обязаны, и не столько в определении исторической ценности памятников старины, сколько в сохранении своего национального достоинства. Различия в образе жизни людей могут быть колоссальны на полярных отрезках исторического развития. Но, тем не менее, существует целостное восприятие, в котором настоящее проистекает из прошлого, с устойчивыми особенностями конкретной местности.
Старый Оскол уже уникален по своему местоположению. Здесь имеется в виду «старый город», который расположен на высоком меловом мысу в месте слияния рек Оскол и Осколец. Стоящий «на горе» город, находится как бы в котловине, и в радиусе приблизительно 5 км. с преобладающих высот он виден как на ладони. В России такие ландшафтные особенности найти весьма трудно. Сколько легенд связано с нашим городом. О тайных подземных ходах с домонгольских времен, о тайнах каменной крепости, о выдающихся людях России, оставивших свой след в истории города. В местной прессе было достаточное количество публикаций, свои версии высказывали многие краеведы, и вероятно еще не один раз будут возвращаться к данной проблеме. Однако остановимся на насущном, на тех реальных исторических памятниках, которые могут исчезнуть.
В старооскольском краеведческом музее, у местных любителей старины, сохранилось достаточное количество фотографий старого облика города, они не раз публиковались. Многое из обозримого ушло в небытие по объективным причинам, по небрежности и глупости. Разрушены храмы, жилые постройки, хозяйственные объекты; иные сохранились, но находятся в «жалком» состоянии.
Предлагаем читателю местоположение памятников старины, нанесенных на масштабную карту 1999 года, с учетом картографического материала XIX столетия, одного из важнейших исторических мест города – «Нижней площади». исторической последовательности указаны сохранившиеся до нашего времени первые кирпичные строения конца XVIII первой половины XIX века.
Самым ранним кирпичным строением являлось зданием присутственных мест, первый вариант которого устроен, был еще в 1795 году. В 1855 году в Курской губернской канцелярии было принято решение о строительстве и переустройстве зданий присутственных мест в уездных городах. К 1862 году в Старом Осколе данное переустройство было завершено. В полуподвальном этаже здания в северной части с отдельными входами располагались помещения уездного казначейства и городской казны, городская тюрьма с двумя общими арестантскими камерами и караульным помещением. Остальную часть полуподвального этажа, также с отдельным входом с юга, занимали винные погреба. На втором этаже располагались помещения, занимаемые канцелярией казначейства, городнического правления, нижнего земского суда, рекрутского присутствия, архивы. На третьем этаже – дворянская опека, уездный суд, архивы, чертежная, квартиры городничего и уездного казначея. В период советской власти здание было огорожено каменной оградой, пристроено дополнительное помещение и сооружение превращено в тюрьму.
Одним из первых жилых кирпичных помещений – дом купца Соломенцева Алексея Ильича. Это было самое большое по площади двухэтажное кирпичное здание с великолепными подвалами и мощными стенами, длиной около 24 м, а шириной 10,5 м., общей стоимостью, с примыкающими хозяйственными постройками, свыше 6000 рублей серебром. В этом здании, в частности, проходили спектакли первого в Осколе театра. В 40-50 гг. XX столетия здание приняло современный вид и в нем располагается Старооскольский геологоразведочный техникум.
Согласно плану градостроительства на Нижней площади было решено устроить кирпичные торговые «Красные ряды» – архитектурные сооружения в виде каре. Первые торговые кирпичные сооружения появились в начале XIX века и к 20-м годам строительство было завершено. Пожары 1648 и 1862 гг. значительно повредили указанные строения, сохранилось лишь «полкаре».
Старейшим светским учебным заведением в Старом Осколе считается 4-х классное городское училище, собственное здание которого было выстроено в 30-х годах XIX в. (при училище домовая церковь во имя святого Александра Невского), также пострадало от пожаров, перестраивалось и чудом сохранилось до нынешних времен.
Богоявленский собор, колокольня собора с Трехсвятительским приходским храмом, Казанско-Николаевский храм с колокольней и пристроенными кирпичными сооружениями – епархиальной типографией и торговыми лавками – были закрыты и частично разрушены в 30-е годы XX столетия, а остальное завершили война и время. Кирпичный Михайловский храм, деревянные Никольская церковь и храм во имя Гурия, Самсона и Авива, были разобраны в начале XIX века. К сожалению, не сохранилось и здание городской думы с почтово-телеграфным агентством и соляным магазином.
Несомненно, важна не столько сама информация, а та реакция администрации, деловых людей, общественности на проблему сохранности и хотя бы частичной реставрации тех немногих еще существующих исторических памятников. Возможно они местного значения, но эта наша история, наша и ничья иная. Наметились позитивные сдвиги по данной проблеме. Частичной реставрацией уже занимается руководство механического завода и кондитерской фабрики. Очень надеемся, что их примеру последуют и другие. А создателям красивых историй о прошлом, на основе легенд и преданий, хотелось бы посоветовать взяться за серьезную исследовательскую работу. И тогда Старый Оскол может стать не только современным, благоустроенным городом, но и сохранить свое историческое лицо.
Анатолий Никулов