Такой махровый расцвет начался с середины 2000-х. Ровно тогда он начал набирать серьезные обороты. До этого суррогат тоже был, его рекламировали. В рекламах всяких маргаринов типа Rama показывали, как какие-то счастливые люди намазывают эту гадость на бутерброды и все преисполнены жизненными силами.
А так возвращаемся к общей концепции: некоторые вещи надо регулировать более жестко, потому что их не надо продавать. Кто-то, допустим, хочет сэкономить. Он пойдет и купит эту дрянь, потом у него будет заворот кишок, его будут лечить. Страдают родственники, страдает система здравоохранения и, в общем, страдаем все мы», — сказал сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Александр Калинин.
Он уточнил, что первый заменитель молочного жира появился в России в 1997 году.
«Теперь давайте разберемся, кто это допускает. Товаропроизводитель использует заменители молочного жира. Они производятся на громадной фабрике в Калининградской области. Заменители молочного жира, помимо этого, ввозятся в нашу страну в готовом виде из других стран, уже с пальмовым маслом. Из Европы, из Малайзии, из Индонезии. Возникает вопрос: какого черта пускают все это на границе? Кто разрешает производить? Это первый этап.
Давайте просмотрим документацию любого молочного предприятия. Любой владелец молочного предприятия имеет три документа для производства: технические условия, технологическую инструкцию, то есть что выпускать, как выпускать — какой продукт — и ингредиентный состав, утвержденный, согласованный, того или иного продукта. У нас на рынке сейчас выпускается 860 видов молочных изделий. И очень сложно понять, сколько из них вообще натуральные, по одной простой причине: что рынок загубили.
Предположим, что вы владелец молочного завода. Вы сделали технические условия — это ваш внутренний стандарт. Ваша технологическая служба разработала технологическую инструкцию. И ваши специалисты разработали рецептуру любого продукта, не важно, какого: йогурт это, сырок или творог — должна быть рецептура, соответствующая законодательству. Вы идете в Институт молочной промышленности. Приходите на улицу Люсиновскую, вам ТУ согласовывает академический институт. Если вы выпускаете сыр, то Академический институт маслоделия и сыроделия. Если вы выпускаете масло или спреды, то едете в Институт маслоделия и сыроделия в Угличе или другой институт — их несколько у нас. Согласовали. А институты, между прочим, государственные.
Теперь следующий этап: надо регистрировать эту продукцию. Кто у нас регистрирует эту продукцию и выдает свидетельства на право реализации на рынке? Есть такая организация: Роспотребнадзор. Они получают документы, разработанные организацией, согласованные с отраслевыми институтами, подписывают и выдают свидетельства о государственной регистрации. Продукт рождается и выходит в оборот. Это целая цепочка действий товаропроизводителей, переработчиков молока и этого суррогата. На подтанцовке наука, на обслуживании находятся государственные структуры. Кто в итоге страдает? Потребители», — подчеркнул Александр Калинин.
«Я вспоминаю свое детство, когда я был корреспондентом газеты и приехал на колхозное собрание, еще колхозы были. И мне рассказали историю, как бригадир и учетчик в колхозе выполняли постановления Политбюро ЦК КПСС о критике и самокритике. Они, пользуясь тем, что в президиуме сидел представитель райкома партии, выходили и демонстрировали критику друг друга: какой он гад, какой он бездельник, какой он пьяница, как он ничего не делает и так далее. А после колхозного собрания шли в магазин, покупали бутылку водки и шли, смеялись над этой властью и над этим собранием, поскольку по жизни они были друзья, соседи и сваты. Вот у нас в государстве сегодня нечто подобное», — пояснил он.
По его словам, разработчиком стандарта заменителя молочного жира является «Федеральный центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», то есть Институт питания.
«Во-первых, есть государственный стандарт, и не один, где прописаны заменители молочного жира, документы на уровне правительства и ЕАЭС: уже в пяти странах заменитель молочного жира согласован. Так если продукт легитимен, если он законен, мы о чем тогда говорим?!» — подчеркнул Калинин.
К тому же суррогаты приносят высокую прибыль, и представители бизнеса готовы идти на ухищрения, чтобы продолжить продажу «йогуртеров» и «сырных продуктов».
«Надо понимать, что производитель этой продукции и его сбытовые пособники — магазины — это не что иное, выражаясь процессуальным языком, как организованная группа, которая имеет целью сбыт этой продукции населению и извлечение из этого прибыли. Конечно, мы все понимаем, что если эти все продукты, пищевые суррогаты, сложат в отдельную кучу, то к этой куче никто подходить не будет. Но куча-то эта интересна и производителям, потому что они, извините, из говна делают конфетку, пытаются нам это объяснить, и продавцам, потому что маржинальность торговли этой дрянью достаточно высока.
Вот они и сопротивляются в надежде на то, что производители и дальше будут им способствовать. Торговые предприятия от производителей получают… они называют это ретробонусами, а по сути это компенсационные взятки за то, что магазины испытывают определенные проблемы и боятся быть оштрафованными. Затронутая вами проблема достаточно серьезна, потому что вот это все сообщество подельников — производители и продавцы — активно сопротивляется мерам, которые принимает правительство для обеспечения здоровья нации», — сказал Егармин.
Здоровье нации или внешняя политика?
По словам Александра Калинина, руководство страны, принимая решения о закупках пальмового масла, отдает приоритет далеким от забот о здоровье народа соображениям внешнеполитической выгоды — продажи вооружений.
«У нас в стране принимают премьер-министра Малайзии. И, допустим, разговор начинается как обычно: «У нас растет товарооборот, я рад вас видеть, нам надо развивать и дальше» и все такое прочее. А в ответ мы слышим что-то вроде такого: «Да, действительно, у нас растет товарооборот, но нам бы хотелось увеличить объемы поставок пальмового масла в Российскую Федерацию». И собеседник тогда ему говорит: «Да, но нам надо, конечно, рассмотреть и другие направления работы: вы у нас самолеты собирались купить, но что-то сделка как-то тормозится». Понятно, да? Речь идет о большой политике. Вот вам забота о здоровье нации», — сказал эксперт.
Проблема качества продуктов системна и не ограничивается молочкой
По словам Светланы Дмитриевой, технический регламент молочной продукции в России — один из самых жестких. «В мясной продукции поинтереснее законодательство, оно допускает большую фантазию в рецептуре, поэтому там меньше скандалов. Там все по категориям: если копать вглубь, там все то же самое, просто у них проще с продукцией влезть в требования технического регламента», — сказала эксперт.
С рыбной продукцией тоже все не слава богу, продолжил ее мысль Алексей Егармин.
«Если вы посмотрите, из чего сделаны колбасные изделия, то они совершенно нетрадиционны. Они сделаны из каких-то таких вещей, о которых наши родители точно не знали, что они в них возможны. По рыбе то же самое. Везде существуют нюансы и приемы: если в колбасу добавляют перемолотые рога, копыта и кишки, то рыбу накачивают фосфатами, чтобы вместо рыбы продавать нам воду. Фосфаты отлично удерживают воду в рыбе, но они точно так же удерживают ее и в организме. Как вы понимаете, это токсины, и ничего хорошего не получается».
Александр Калинин отметил, что «такая же песня в кондитерской промышленности, но почему-то все молчат».
«Как вы относитесь к заменителю масла какао в шоколадных изделиях? У нас почему-то все критикуют молочную отрасль, потому что тоже это продукт каждодневного спроса. Вот отсюда все идет.
Проблема системная. Завтра у нас будет то же самое, связанное с кондитерской промышленностью. У нас сейчас практически ни одно кондитерское изделие не выпускается без пальмового масла. Кондитерская отрасль высокодоходная, по сравнению с другими. Кондитерская отрасль у нас даже работает на экспорт. А посмотрите, какие космические цены на кондитерские изделия стали! Это говорит о том, что кондитеры делают что хотят. При том что кондитерская отрасль является стопроцентно частной отраслью — там частный бизнес работает — и, наверное, надо тоже вникать в такие вещи. То же самое пальмовое масло используется в хлебопекарной промышленности. И если посмотреть, у нас всего в сфере обеспечения продовольствием населения 35 сегментов, из них в 21 используется пальмовое масло. Например, в детском питании, даже для детей в возрасте до трех лет, оно официально разрешено в законодательстве», — сказал он.
Алпей
Копипаст
Источник: https://dailystorm.ru/obschestvo/tret-molochki-v-magazinah-surrogaty-situaciya-s-kolbasami-eshche-huzhe-a-palmovoe-maslo-dobavlyayut-dazhe-v-detskoe-pitanie?utm_referrer=https://zen.yandex.com