
С 19 по 22 мая 2011 года в хуторе Погорелове Белокалитвинского района, на месте предполагаемой битвы 1185 года между русичами и половцами на реке Каяле проходил X Международный фестиваль "Каяльские чтения", проводимый министерством культуры и образования России и посвященный рукописи, дошедшей до нас из глубины веков и признанной современными историками - «Слову о полку Игореве».
С 19 по 22 мая 2011 года в хуторе Погорелове Белокалитвинского района, на месте предполагаемой битвы 1185 года между русичами и половцами на реке Каяле проходил X Международный фестиваль "Каяльские чтения", проводимый министерством культуры и образования России и посвященный рукописи, дошедшей до нас из глубины веков и признанной современными историками - «Слову о полку Игореве».
Именно в этом памятнике древнерусской литературы впервые упоминается оскольский край, и само собой разумеется, что по традиции в этом мероприятии принимают участие члены Ассоциации Клубов Старого Оскола, занимающихся историческим реконструированием и фехтованием. В этом году на берега Калитвы отправились двенадцать старооскольцев, младшему из которых было всего восемь лет: представители клубов СВБ, СКИФ, Аркаим и старооскольского казачества.
Для участия в юбилейном, десятом празднике на берегах Дона и реки Калитва собрались представители духовенства и казачества, политики и общественные деятели, ученые, преподаватели и журналисты, школьники и студенты. В этом году, помимо представителей России, Украины и Белоруссии, на праздник приехали многочисленные гости и туристы из Казахстана, Калмыкии, Прибалтики, Финляндии, Польши, Абхазии, Сербии, Соединённых Штатов Америки.
Ежегодно в Погорелове на берегу Калитвы собирается огромное количество народа. В этом году было более 10 000 человек. Чтобы посетить выставки-ярмарки народного творчества, поучаствовать в фестивалях и развлекательных мероприятиях, а так же стать свидетелями самого интересного события праздника - реконструкции битвы дружины князя Игоря Новгород-Северского с войском хана Кончака, штурма крепостного вала, где диких половцев и отважных русичей изображают участники военно-исторических клубов.
В 10 часов утра состоялся крестный ход и торжественный молебен, на котором присутствовал Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, консулы Украины и Белоруссии, представители администрации Ростовской области и Белокалитвинского района, священнослужители белокалитвинских храмов.
Около двух часов дня гостей попросили занять более удобные для наблюдения места на противоположном берегу. А на том, где была построена крепость, объявили о начале реконструкции битвы дружины русских богатырей с войском хана Кончака у стен Путивля.
Когда русичи разбили половцев, народ снова стал просачиваться на другой берег по неудобным камням и узкому мостику, чтобы подняться на гору, где установлен памятный крест или самим окунуться в живую историю: примерить на себя боевой доспех, сфотографироваться на память с мечом в руках. Особенно старался американец, прибившийся к лагерю старооскольцев: такой экзотики у себя на родине он точно никогда не видел, и радовался как ребёнок, позируя перед камерой то в шлеме, то в кольчуге. А уж когда ему предложили попробовать сноровку в стрельбе из лука, бравый американец был на седьмом небе от счастья. Натянуть лук, правда, он так и не смог – но зато впечатлений получил массу.
Профбои в историческом фехтовании – это практически те же самые бои без правил, только в полной древнерусской экипировке, да ещё с мечами и щитами. Бугурты — это бой команда на команду, моделирующий реальное сражение, ведется пока все противники не окажутся сбитыми с ног. Накануне праздника бойцы из разных городов России и ближнего зарубежья провели несколько отборочных боёв. Финальные бои проводились вечером 22 мая на сцене в присутствии гостей. Практически во всех номинациях первые места по праву достались старооскольцам. В профбоях в лёгкой весовой категории Данил Фирсов выиграл первое место у московского бойца, Антон Беседин в средней весовой категории – у ростовчанина. И москвич, и ростовчанин сдались досрочно. В тяжёлой весовой категории противник нашего Олега Харипончука вообще не отважился выйти на ристалище, посмотрев на то, как лихо Олег расправляется со своими соперниками в отборочных битвах. Отличными бойцами показали себя и новички – молодая бугуртная сборная Старого Оскола с честью приняла боевое крещение, победив в отборочных бугуртных боях - пять на пять. В турнирных бугуртах все команды отказались биться с основной командой Оскола. В номинации меч-меч старооскольцы бились сами с собой, поскольку более никто не рискнул принять участие, а в номинации щит-меч Антон Беседин, выиграв бой, отказался от первого места в пользу противника из Ростова.
Помимо спортивных достижений наши ребята проявили себя как ответственные люди, взяв на себя организацию постановки реконструкции сражения у града Путивля, тем самым сгладив упущения в режиссуре праздника. Также на их плечи легла организация проведения финальных боёв. Это отметили организаторы «Каяльских чтений», предложив старооскольцам в следующем году стать одними из организаторов праздничного мероприятия. И уже в январе-феврале следующего года Авдей Фирсов отправится на совещание, посвящённое организации одиннадцатых «Каяльских чтенияй», в Ростов-на-Дону.
Подобные праздники возвращают людей к истокам русской государственности, позволяют показать специфику культуры эпохи Средневековья, способствуют патриотическому воспитанию молодежи, объединяют и сплачивают людей различных национальностей, содействуют повышению толерантности и взаимоуважения.
И очень приятно видеть, как в Ростовской области заботятся о сохранении традиций казачества и древней Руси.
В частности, городское руководство г. Белая Калитва, как рассказали нам местные представители казачества - конный патруль следящий за порядком на празднике наряду с полицией, в соответствии с законом «О казачестве» оказывает материальную и моральную поддержку местному казачеству: постройка казарм, конюшни, содержание лошадей, приобретение амуниции и организация мероприятий.
Старооскольским же казакам похвастать кроме собственных боевых достижений оказалось нечем. У нас, как и всегда, всё держится на увлечённости горстки энтузиастов и поддержке их семей, что надо сказать, не способствует распространению патриотических идей и популяризации казачества. К нашим старооскольским казакам многие оскольцы относятся как к ряженым клоунам. Также с горечью надо признать, что наша команда Старого Оскола - единственная команда, если не считать отдельных участников с Украины, приехавшая на фестиваль за свой счет.
Но, не взирая на трудности, наши ребята сами всегда остаются патриотами, верными родным традициям и не дадут опозорить память предков.
Молодцы ребята!
Молодцы, конечно, ребята. Своими силами вышли на уровень, который министрерство культуры России курирует - в будущем году будут организаторами этого международного фестиваля. Только дома как были клоунами на бронзовых лошадях, так и останутся. Вы предпоследние две фотки сравните. Зато крест на театре - это да-а-а.... это повышает духовный уровень....
Что бы про ребят не говорили, но лица они не теряют: вместо того чтоб просить или просто руки опустить они сейчас на байкслёт выступать пойдут, чтоб денег заработать на ремонт доспеха, форму и бензин, который дорожает постоянно, и поехать ещё на какие-нибудь соревнования - не дать уронить свое имя - для них это дело чести. У нас не просто единичный боец-самородок, а признанная школа исторического фехования. Даже в худшие времена на соревнованиях все показывают стабильный результат в первой десятке и не ниже 3-го места. И это заслуга всех ребят всех клубов.
А вы, - клоуны, клоуны....
Согласен, ребята молодцы. Жаль наши чиновники считают всё это баловством.
Прежде чем смеяться над ребятами из АКСО - подумайте: а сами то вы что в этой жизни сделали? Вы способны отдавать столько сил и времени любимому делу? И какое оно у вас?