
Частный музей организовал у себя дома житель села Новиково Николай Монаков. Его коллекции может позавидовать любой краеведческий музей. Сегодня коллекционер впервые провел экскурсию для школьников. Уникальные экспонаты увидела и наша съемочная группа.
Музей Николая Монакова начинается сразу за калиткой. На улице под навесом - самые крупные экспонаты: станины для швейных машин, запчасти для военной «полуторки». Из снарядов коллекционер смастерил цветок, завершает работу над русской печью. Основная часть экспонатов находится в выставочном зале. Отдельное помещение Николай Иванович построил сам. Здесь, как в машине времени, соединились предметы быта и военные атрибуты разных эпох. Сейф казачьего атамана, немецкий чемодан, утюги и самовары, колокольчики, патроны, разминированные противотанковые мины, солдатские лопаты и даже емкость для хранения артиллерийского пороха: «Здесь и царское есть, самовары царские, вот эти все гири царские тоже, безмен тоже царский. Это память вообще и интересно, все меньше и меньше остается артефактов. Мать иногда говорит: «Что ты собираешь чермет, сдай его! Куда столько набрал!», а мне нравится».
Коллекционировать старинные предметы Николай Иванович начал еще до армии. С годами коллекция пополнялась, совсем недавно друг посоветовал ему объединить все в собственном музее. Отдельного внимания в музее старооскольца заслуживает коллекция оружия. Здесь есть и самозарядная винтовка Токарева, пистолеты, штык-ножи и даже мортира - оружие со времен Петра 1: «Я сначала, когда ее взял, не понял вообще - что это такое. А это оказывается мортира. Вот здесь конник маленький. Поджигают снизу. Один держал, а второй поджигал. Это берданка - 1870 год. 20 лет они у нас пробыли и вышла трехлинейка в 1891году - планка Коновалова, мушка необычная».
Два года назад Николай Монаков вышел на пенсию. Времени для любимого дела стало больше. Он решил проводить в своем музее экскурсии: «Дети должны знать все, потому что это наша история - все эти железки. Для кого-то железо - цветмет, чермет, для меня это артефакт. Это все история».
К слову, это далеко не вся коллекция, чтобы разместить ее, нужно построить еще один такой дом. Одна беда - музей сырой. Экспонаты здесь быстро покрываются влагой. Николай Монаков одновременно и владелец, и директор, и главный хранитель, и экскурсовод, и куратор выставок, и научный сотрудник своего музея. Подобный некоммерческий проект - дело очень затратное и хлопотное. Но для настоящих коллекционеров в этом и заключается смысл жизни.
Энтузиаст. Он сам все это делает или помощь от спонсоров есть.
Путин последнее время часто заявляет о поддержке НКО и выделении грантов для них.
Я думаю, что в первую очередь, нужно поддерживать вот таких мужиков, простых русских мужиков из глубинки.
Гранты у нас, к сожалению только на матильду, гогльцентры, ельцинцентры, ну и как апофеоз всех современных художников, это человек мира (не буду оскорблять свои печатающие каркалыги его именем), который свои бубенцы к Красной площади прибил гвоздем (жаль не дюбелем).
П.С. Проведенное просвещенными европейцами расследование доказало, что сей чел, действительно великий, свободный художник, жертва кровавой гебни и приютило его у себя во Франции, где он поджег двери банка. Вот тут, художества и закончились, теперь не знают, как эту жертву вернуть гебне (привет раследователю Мышкину)
Былиб спонсоры, думаю экспонаты у него в сыром помещении не хранились бы. Походу сам, всё сам. Молодец дядька!