
Парламентарии хотят сами решать, чему и как учить детей в школе
В Госдуме подготовлен законопроект, который лишит Министерство образования и науки монопольного права устанавливать образовательные стандарты. Согласно этому документу, перечень предметов и количество часов для средних школ, будут утверждаться отдельным законом, который, как пишут «Известия», должен будет пройти согласование в нижней и верхней палатах парламента.
Существующая система, когда государственным образовательным стандартом занимается исключительно правительство, а мнение всех организаций и граждан считаются исключительно информационными и рекомендательными, грешит субъективизмом, считают авторы инициативы - лидер думских эсеров Сергей Миронов и зампред комитета по образованию Виктор Шудегов.
Идея законопроекта, как пояснил «СП» Шудегов, возникла еще два года назад, «как только появились наши государственно-образовательные стандарты в старших классах»:
- Если помните, тогда вместо двух десятков предметов вдруг появились четыре обязательных и еще шесть в качестве предметов по выбору. Научно-педагогическая общественность была просто возмущена. Тем более, что русский язык – государственный язык Российской Федерации – также переходил в разряд предметов по выбору. В качестве обязательных предлагались: ОБЖ, физкультура, Россия в мире, а также индивидуальный проект.
«СП»: - Насколько известно, предложение не прошло…
- Да. Но в новом законе «Об образовании» есть другие «слабые места», которые вызывают озабоченность. В частности, в нем есть 5-я статья, которая уточняет, в каких случаях наши граждане могут получать бесплатное образование. Там четко сказано, что государство дает бесплатное общедоступное образование лишь в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. То есть то, что не войдет в стандарт, в перспективе может стать платным. И возникает вопрос: а если эти стандарты утверждает лично министр, то, получается, что он накладывает ограничения на конституционное право наших граждан? Ведь в Конституции не заложено никаких ограничительных механизмов для получения бесплатного образования. Следовательно, новый закон «Об образовании» противоречит Основному закону страны.
«СП»: - Вы намерены устранить это противоречие, а заодно лишить министра монопольного права в этом вопросе?
- Конечно, ведь может прийти министр, грубо говоря, намного хуже двух предыдущих. Ему будет казаться, что десяти или двадцати предметов в стандарте много, и он пожелает их сократить. Сейчас законодательство позволяет ему это сделать. Но когда будет принят наш закон, ему надо будет выйти со своим предложением в Госдуму, где его должно принять парламентское большинство. Затем это предложение выносится в Совет Федерации, и только после одобрения сенаторами подписывается президентом. Важно еще и то, что процессе выбора предметов, которые нужны нашим современных школьникам, через депутатов начинают участвовать сами избиратели. В свое время Гитлер, придя к власти, существенно сократил число предметов – какие-то соображения, наверное, им тоже двигали. Можно, безусловно, ссылаться на экономическую ситуацию - что сокращение предметов ведет к снижению расходов на образование и на содержание преподавателей. Но есть все-таки и общемировые тенденции: большинство предметов, которые сегодня есть в школе, изучаются во всех цивилизованных европейских стран. И мы не можем отставать от них.
«СП»: - А когда голосовали за новый закон об образовании, почему на все это не обратили внимание?
- Все эти «ляпы», как сказал наш новый председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов, общими усилиями придется устранять. И это лишь один пример. Есть и другие: в частности, противоречит Конституции переименование всех образовательных учреждений в образовательные организации. В Конституции говорится, что бесплатное образование наши граждане получают в образовательных учреждениях – государственных или муниципальных. Но не в организациях. А к 2016 году все образовательные учреждения по новому закону должны быть переименованы в образовательные организации. То есть, явная абсурдность. Придет какой-нибудь «крючкотворец» руководить образованием где-либо в регионе и скажет: «А с какой стати мы должны предоставлять вам финансовое содержание, ведь у вас же образовательная организация, а не образовательное учреждение». И все. Я утрирую. Но все равно любой закон не должен содержать никаких подобных противоречий по отношению к Конституции.
Нет, и не может быть единоначалия в подобных вопросах, заверила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
- Образовательные стандарты (в том понимании, как они сейчас зафиксированы и в новом законе об образовании - 273-м, и в законе, который был до него) нисколько не подрывают основу творчества, поскольку это система из трех групп требований. Требование первое - к условиям осуществления образовательного процесса. Это как бы гарантия некоторого качества с точки зрения условий (туда входит и оснащенность, и помещение, и кадровые ресурсы, и финансовое обеспечение).
Второе требование - к структуре образовательной программы. Именно к структуре. Никто не наполняет эту программу и не выдвигает никаких требований к содержанию, к учебникам – это автономия академической свободы самих педагогов довольно четко прописана в законе.
А вот структура образовательной программы фиксируется именно стандартом. И в требованиях к результатам освоения образовательной программы, за исключением дошкольного образования, стандарт является основой для подтверждения качества образования. Стандартизация требований по качеству совершенно справедлива. Она есть во многих странах. И это важно, когда мы стремимся к взаимному признанию дипломов – всегда идет проверка на соответствие наших образовательных программ и нашего образовательного процесса международным требованиям. Но министр только утверждает, а Минюст регистрирует приказ об утверждении стандарта. А разработка самих стандартов – это работа большой группы экспертов-профессионалов. В них обязательно участвуют институты Российской академии образования, связанные с этим уровнем, эксперты других институтов – в этом смысле разработка стандартов предлагается на конкурсе, и выигрывают, как правило, довольно серьезные, сильные команды. Министерство единолично ничего не решает.
«СП»: - То есть, депутаты, по-вашему, зря опасаются?
- Главная угроза – превратить это в пространство политической борьбы. Все-таки разработкой образовательных стандартов должны заниматься профессионалы, в первую очередь педагоги Российской академии образования. А когда в дело вступают, да еще с политическими интересами, представители парламентских фракций, получается вкусовщина: хочу такой предмет включу, хочу – вот этот. И никакого представления о целостности программы нет, у каждого свой интерес: у одного шахматы, у другого религиозное воспитание, у третьего – спорт.
Поэтому я совершенно не вижу необходимости участия наших законодателей в данном процессе. Отследить, что у нас нет сокращений обязательств, в том числе в финансировании, можно и так. Стандарт ведь, прежде чем попадет на подпись к министру, обсуждается и проходит экспертизу во множестве ведомств. Депутаты на любом этапе могут включиться в процесс, вносить предложения и к их мнению, несомненно, будут прислушиваться. Но затягивать установление стандарта на политических баталиях через Госдуму - не вижу никакого смысла.
Заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования Владимир Просвиркин считает, что дело не в том, кто устанавливает образовательные стандарты, а в том, что все существующие давно устарели:
- Все наши авторы программного содержания не успевают за изменениями, которые происходят в мире. Не успевают за научно-технической революцией. Они не видят, что происходит, поэтому и учебники сегодня отстают. Прогресс бежит впереди нашего образования. Поэтому ребенок уже к концу 4-го класса начальной школы должен четко и ясно совместно с учителем добывать знания. Совместно с учителем. Но для этого и учитель сегодня тоже должен быть другой. Тот запас знаний, на котором его самого когда-то учили, меняется слишком стремительно. Сегодня будут выигрывать новые образовательные технологии, а, следовательно, все стандарты нужно менять. К примеру, недавно принятый стандарт дошкольного образования – его еще не издали даже, но он уже устарел.
Там столько нужно создать различных локальных актов – еще, наверное, два-три тома, чтобы его применить. Ребенок формируется в игре. Но ребенок «вчера» и ребенок «завтра» - две большие разницы. Мы сегодня восьмимесячному малышу еще в коляске даем мобильный телефон, чтобы его успокоить, чтобы он понажимал на кнопочки. Ребенок в полтора-два года в интернете сам достает себе развивающую игрушку. И мы должны уже бежать вперед, потому что к 30-му году компьютеров и ноутбуков не будет. Там будут совсем другие подходы, другие изменения и все остальное.
Из досье «СП»
В Госдуме на рассмотрении находится еще один законопроект, устанавливающий требования к содержанию и стандартам образования, в том числе перечень обязательных предметов. Он был внесен в апреле этого года депутатами-коммунистами во главе с руководителем фракции Геннадием Зюгановым. В документе предлагается закрепить в образовательном стандарте 16 обязательных предметов. Это русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, основы естествознания, физика, химия, биология, искусство, технология, физкультура и ОБЖ. «Установление такого перечня призвано обеспечить государственные гарантии получения общедоступного и бесплатного общего образования надлежащего качества», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин
23 октября 2013 года 08:20 | Светлана Гомзикова
Копипаст
http://svpressa.ru/society/article/76235/?aam=1
Образование это та сфера, куда хоть кого поставь - будет козлом отпущения) Был Фурсенко - ругали Фурсенко, стал Ливанов - его ругают. Поставят другого - будут и его ругать.
А ты, хоты бы, понял, за что ругают?
Ды хоть за что.
А сам-то ты понял?
Сартык, а чего такая забота обо мне? Деме, например, все равно за что.
Просто ты стал редко появляться, вот я и решил встряхнуть тебя.
Меня больше всего возмутило то, что государственный язык переходит из разряда обязательных во второстепенные, как шахматы, например. Безязыкое поколение собираются воспитывать? Зачем? Чтобы дети не знали своей национальности? У колонии не должно быть своего языка? А какой язык взамен? Язык метраполии?
обязательная сдача английского языка после 11 класса))))
Где ы увидели колонию? Вроде не о Мазамбике речь.
Нужны тупые раб(ы)очие, зачем элите умный рабочий, еще задумываться начнет, вопросы задавать всякие.
Дальновидная стратегия, потом глядишь крепостное вернут....
Депутаты такие затейники.
Сначала принимают закон, противоречащий Конституции. Потом вместо его отмены или изменения, собираются принять новый - в "развитие" так сказать))).
Бедная Конституция.
Крнституция уже давно стала проституцией, правда у хохлов ещё хуже.
Действительно, Конституцию превратили в протокол о намерениях
Она такой и была, вообще-то) С самого начала.
"Великолепный" уход от ответа на поставленный вопрос. Вообще создается впечатление, что ГосДума только и занимается исправлением своих же ляпов.
Кстати, а почему никто из спикеров не говорит про забюрократизированность преподавания? Когда учителя вместо обучения детей катают постоянно кучу бумаг всяким проверяющим конторам, сложно чему-то хорошему научить подрастающее поколение.
Как я понимаю в Думе спикер один - Нарышкин, а если принять во внимание, что в электронике спикер обозначает громкоговоритель, то тогда таких в Думе много.