Посетил я в этом году город Новороссийск, находящийся в Краснодарском крае на побережье Черного моря. О поездке туда и пребывании там и пойдет речь.
Прибыв в назначенное время на место посадки в автобусы-кенгурятники, уложили вещи, расположились и тронулись в путь. Отъехав не более 10 км от Оскола, узнаем от сопровождавшей женщины интересную новость – автобус до Новороссийска не идет, а идет в Адлер. Девушка в турагенстве утверждала обратное =). Не паникуем, звоним в офис, тамошняя барышня что-то трет с сопровождающей барышней… подруга тем временем звонит своим родителям в Новоросс – они могу нас и в Адлере встретить на машине, там не далеко. Тем не менее, вопрос благополучно решается: на стоянке под Ростовом уже поздним вечером нас пересаживают в другой кенгурушный автобус, идущий через нужный нам город Н-ск. Но впечатление об этой турфирме уже безвозвратно испорчены )).
Про ночь в автобусе можно умолчать – кто ездил, знает, что поспать там с трудом удается. Утром благополучно высаживаемся в Новороссийске и заваливаемся в дом к родителям. Нас радостно встречают; стандартные процедуры кормления/переодевания/душа/отдыха, и вот наконец то мы отправляемся смотреть город!
Историческая справка: Новороссийск — город краевого подчинения в Краснодарском крае России. Население 228,2 тыс. человек (2009 год). Расположен на юго-западе края, на побережье Новороссийской (Цемесской) бухты Чёрного моря, важный транспортный центр. В городе расположен крупнейший порт России на Чёрном море, включающий пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Конечный пункт железнодорожной линии от Краснодара, узел шоссейных дорог. Конечный пункт федеральной трассы М4 (Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Новороссийск). Город-герой с 14 сентября 1973 года.
Одна из первых интересных вещей, которую я увидел в этом городе – это флэш-моб акция велосипедистов. На одной из центральных улиц спонтанно собралась большая группа двухколесных, заблокировали движение всем остальным транспортным средствам и проехали участок дороги всей толпой:
Среди них были замечены и роллеры. Особо интересно было наблюдать за реакцией стоявших неподалеку ДПС-ников. Веломарш они просто проигнорировали =). Тогда еще пришла мысль, а способны ли наши велотавры организовать нечто подобное? И насколько спокойно такое можно у нас провернуть. После массового проезда велосипедисты рассыпались в разные стороны, и некоторое время спустя еще встречались в окрестностях, катаясь, как ни в чем не бывало )).
Тем временем, прогулка вывела нас на набережную, где я узрел наверно главную местную достопримечательность – крейсер «Михаил Кутузов»:
Историческая справка: Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова. Был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве, на Николаевском судостроительном заводе имени Н. И. Носенко, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, 9 августа 1954 года на крейсере поднят Военно-морской флаг, зачислен в состав Краснознамённого Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР от 31 января 1955 года.
На крейсере в настоящий момент находится филиал музея Военно-Морского флота, ежедневно проводятся экскурсии. А сам «Михаил Кутузов» признан мировым шедевром кораблестроения. К сожалению, экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки. Напомнило мне питерскую «Аврору» конечно же.
Рядом находится морской вокзал Новороссийска. А в здании вокзала… действует выставка автомобилей! Вот такой вот диссонанс )) Зато там есть даже «Делориан», как в фильме «Назад в будущее».
На площади у набережной, прямо напротив корабля и морвокзала находятся еще пара примечательных вещей: это колонна, посвященная Черноморскому флоту, и красивое зеркальное высотное здание. Смотрится эдаким небоскребом, выглядит солидно. Но как мне рассказали, по факту является заброшенной стройкой :(. Когда-то планировалась как архи-крутая гостиница, но до конца так и не довели… Вот так вот:
С набережной открывается красивый вид на залив, по берегам которого расположен город. Прямо из воды бьют фонтаны.
Гуляем в течении этого вечера еще немного по набережной, пока не налетают тучки и дождь отпугивает нас - едем домой ) Ну, для первого дня впечатлений итак выше крыши.
Следующий день пребывания в славном городе Новороссийске ознаменовался посещением знаменитого местечка Абрау-Дюрсо. Знаменито оно тем, что в нем находится один из крупнейших в России заводов шампанских вин. Там есть даже музей шампанского. Удивительное дело – в отвесной скале прорублена пещера, где такая потрясающая атмосфера… Заходишь туда и погружаешься в историю дорогущих коллекционных вин (которые кстати там же можно и приобрести). По сути, сам завод и расположен в горе, а жители поселка буквально ходят по вину и шампанскому. Знаменитое местное озеро и виноградники, куча красивостей и интересностей.
Историческая справка: Абрау-Дюрсо — село (ранее — посёлок городского типа) в Краснодарском крае России, входит в состав муниципального образования город-герой Новороссийск. Население — 3,0 тыс. жителей. Расположено в 14 км к западу от Новороссийска (с которым соединено шоссейной дорогой), на берегу озера Абрау. Фактически Абрау и Дюрсо — два разных населенных пункта, бывшие до Кавказской войны адыгскими аулами. Абрау находится на берегу озера, а Дюрсо — вблизи моря в семи километрах от Абрау по узкой дороге по горному серпантину. Дюрсо — маленький посёлок, в котором нет рынка, но имеется несколько магазинчиков. Удельное имение царской семьи Абрау-Дюрсо было основано в 1879 по указу императора Александра II. В 1920 на основе бывшего царского имения был создан винодельческий совхоз «Абрау-Дюрсо». Ныне завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» — крупнейший в России производитель, выпускающий игристое вино по классической технологии шампанизации. Производство игристых и столовых вин в 2005 составило 5,8 млн бутылок (410 000 гекалитров).
А еще там был драккар – корабль викингов. Можно было на нем покататься по озеру, пофотографироваться в доспехах со среднеековым оружием:
Третий день в «Энске» стал примечательным посещением близлежайшей курортной зоны – Кабардинки. Дорога до туда пролегает по побережью, с гор открывается замечательный вид на город, но в движении сфоткать, к сожалению, не удалось.
На подъезде к самой Кабардинке видел великое множество машин из самых разных регионов. Номерные знаки автомобилей давали понять, откуда прибыли те или иные отдыхающие. Здесь Петербург соседствовал с Екатеринбургом, а Черноземье (такие знакомые 31, 36, 46 регионы) теснились рядом с далекими краями и республиками нашей необъятной.
Пол дня на пляже, море, солнце, напитки. Всё здорово, но банально, на этом можно не заострять внимание. Остаток дня запомнился прогулкой по ночному Новороссийску. «Михаил Кутузов» светился как новогодняя ёлка, да и вся набережная была так классно красиво освещена, людей мало – создавалась завораживающая атмосфера чего-то магического, сакрального.
Во время прогулки видел группу молодых людей, певших на набережной песни под гитару. Так гармонично они вписывались в эту концепцию ночного побережья.. м…
Гуляли по пирсу, любовались противоположной стороной, а точнее яркими огнями промзоны). В бухте стояли огромные танкеры, портовые краны… Все-таки город не курортный, а промышленный, чем так напоминает родной Оскол:
Историческая справка: Новороссийск — главный центр цементной промышленности на юге России (5 цементных заводов), созданный на базе крупных месторождений высококачественных мергелей. Развито машиностроение (заводы: «Молот», «Красный двигатель», судоремонтные, радиозавод «Прибой» и др.). Имеются предприятия промышленности строительных материалов (выпускают шифер, железобетонные изделия и др.). Деревообрабатывающая (в том числе мебельная), пищевая (мукомольно-элеваторный комбинат, молочный, пивоваренный заводы, рыбзавод и др.), сталелитейная (завод «Новороссметалл») промышленность (эдакий ОЭМК в миниатюре :) ). Предприятия железнодорожного транспорта («Новороссийский вагоноремонтный завод»).
День следующий… что запомнилось в этот светлый прекрасный день? Конечно же, стоит упомянуть о большом количестве памятников и мемориальных сооружений, которыми изобилует город. Все перечислить, боюсь, не удастся, но парочку, попавших в кадр, покажу:
На этом снимке – памятник неизвестному матросу на набережной. Примечателен кадр тем, что с этого ракурса у матроса вместо пальца правой руки мерещиться что-то другое (хи-хи-хи ))).
А на следующем снимке памятник экипажу рыболовецкого судна, погибшему во время урагана в 1953 году:
Во время дальней прогулки посещаем городской пляж, купаемся, загораем, ныряем с пирса, ну все как положено. А после отдыха довелось полазить в заброшенных зданиях бывшего рыбного порта/завода. Прям у береговой зоны стоят полуразрушенные здания, разукрашенные граффити. Такая техногенная, постапокаллиптическая аура окружает это место:
В развалинах любят лазить местные дети и подростки.
А также туда можно зайти переодеться после купания )))
Внутри разрушенные здания почти везде измалеваны надписями, граффити:
А на следующем фото помещение бывшей рыбной фермы:
Как мне сказали, в этих бассейнах разводили и выращивали рыбку. В соседних цехах, видимо, ее сразу закатывали в консервы :).
Дальнейшее путешествие вдоль береговой линии вывело нас к останкам давно затонувшего корабля, который выбросило на берег во время шторма (кажется году в 2002…):
Кажется, его уже начали пилить на металлолом )). А вообще, на дне залива, на берегу которого расположен город, за все время его существования затонуло немало кораблей, и много сокровищ наверно покоиться там ;).
Историческая справка: В течение двух-трёх суток (и до нескольких недель) Новороссийская бухта становится несудоходной. Скорость ветра достигает 30-70 м/с, поэтому на время шторма суда вынуждены выходить в открытое море. В XIX веке продолжительность норд-оста была около трёх месяцев, но сейчас обычно гораздо меньше.
1848 — от сильного ветра и мороза затонули три судна черноморской эскадры вместе с 57-ю моряками.
1993 — бора порывами до 55 м/с.
1997 — максимальная сила ветра порывами достигала 68 м/с. Температура воздуха опускалась до -20 °C. В городе были прекращены занятия в учебных заведениях, не работал общественный транспорт, ветром вырывало деревья, обрывало линии электропередач.[7]
Декабрь 2002 — в результате шторма и сильного обледенения в порту Новороссийска затонули два судна. Были отменены занятия в школах. Температура опускалась до 15 градусов ниже нуля.
В августе 2002 года в районе Новороссийска в результате наводнения, вызванного проливными дождями и смерчем, вышедшим с моря на сушу, по официальным данным, погибли 62 человека. Большинство погибших были отдыхающими. Огромные потоки воды, спускавшиеся с гор, уносили с собой в море всё, что попадалось на их пути. Вынесенными в море оказались автомобили и даже автобусы.
Так что, не только летний курортный рай бывает там. Зимой, с их влажностью, климат бывает очень даже суровым.
Завершилось путешествие того дня в юго-воточной части города - Мысхако. Посетили мемориал «Малая Земля». Это целый архитектурный ансамбль, входящий в состав мемориального комплекса. Издали видна возвышающаяся скульптура, внутри которой находится музей боевой славы:
На снимке можно даже увидеть людей (если постараться), сравнение с которыми дает представление о размерах этого гиганта. Конечно же, неприменули туда залезть, на самый верх:
Остаток дня провели на песчаной косе – популярном городском пляже. Людей было много – как селедки в бочке. Трудно найти место на берегу, чтоб полотенце даже расстелить )).
Заключительный день нашего путешествия прошел в неге и расслаблении. Автобус в Старый Оскол отправлялся из Геленджика. Поэтому утром, после завтрака и процедуры прощания отправились на автовокзал, взяли билеты на ближайший автобус до Гела (расстояние как от нас до Губкина, то есть рядом) и приехали туда. В Оскол стартовать надо в 16, а на часах от силы полдень. Поэтому, оставив вещи в камере хранения, идем гулять по городу, посещаем разумеется местный замечательный пляж, купаемся, плескаемся, загораем. Кушаем какое то чудное блюдо из курицы в одном из бесчисленных местных кафе. Бродим по многочисленным лавкам с сувенирами… так и подходит время нашего рейса. Вообще, Геленджик мне очень понравился. Был там впервые. Тихий курортный городок, чистый, аккуратный. Всюду слоняются ленивые туристы, кажется, словно время замерло. Уличные музыканты дополняют картину: то тут то там слышны флейта, гармонь, гитара… райский уголок, без преувеличения. Возможно, самый банальный курорт нашего черноморского побережья, но мимолетное его посещение оставило очень приятный отпечаток.
В назначенный час садимся в автобус и преодолеваем томный путь домой. Конец.
P.S. Надеюсь, милый читатель, я не утомил тебя своим рассказом и историческими справочными отступлениями. За информацию для них скажем спасибо Википедии. Ну и сам кое-что узнал – рассказал. Фотографий конечно же больше, сюда попала лишь малая часть. К сожалению, свой замечательный Canon я забыл дома, и все эти дни там мы фотографировали на старенький фотик, который одолжили на месте -). А то, снимков было бы больше и лучшего качества.