Ребенок в мире взрослых по умолчанию бесправен. Родители распоряжаются его временем и местом: они решают когда и где он будет спать, когда и что есть, сколько и кем играть. И даже если они иногда прислушиваются к его мнению, то на улице все меняется. Что ответит ребенку невоспитанный взрослый, если малыш сделает ему замечание по поводу брошенного мусора, курения в лифте или мата в маршрутке? Вы себе можете это представить? А доводилось вам видеть, как детей оттирают от честно занятого места в очереди в кассу, не пропускают при входе в маршрутку или здание, заставляют уступать место старшим и «затыкают рот»? Сделать замечание ребенку - это ведь так просто, безопасно и поучительно.
Отсюда и то, что мы видим на улицах. Дети хамят в ответ на наши замечания, пробегают вперед нас в автобус, ни в грош не ставят наше мнение, мусорят и курят. Этому научили их мы, взрослые. На личном примере.
В детстве я был застенчивым, необщительным, замкнутым в себе ребенком, который больше всего любил читать. И именно поэтому я в любой компании старался привлечь внимание, каждый день влипал в конфликты, грубил, дрался (в том числе и со старшими) и вообще среди взрослых слыл страшным хулиганом. Вы видите противоречие? А ведь его нет - стремясь побороть собственные комплексы, ребенок идет наперекор характеру. И поэтому застенчивые внутри подростки на публике развязны и хамоваты, а любовь к тихому чтению не так заметна, как ежедневные драки с каждым, кто бросил косой взгляд или шептался о чем-то за спиной.
Но самый опасный урок, который мы подаем детям - равнодушие к чужой беде. Доводилось вам видеть детскую драку? Часто ли разнимали драчунов? А ловили когда-нибудь молящий взгляд подростка, которого обступило несколько более старших ребят, о чем-то тихо беседующих с ним? Большая часть взрослых не обращает на это внимания, проходит мимо. И в этот момент вера ребенка во всемогущество и всевидение взрослого человека разрушается. Вместо нее приходит осознание, что он один в этом мире, ему некому помочь. Но и некому наказать, если он будет поступать так же.
Любой замкнутый социум с минимумом прав и материальных ресурсов быстро превращается в клоаку. Пауки в банке пожирают друг друга, а дети в школах формируют порядки, подобные тюремным (или армейским - у каждого свое сравнение). Это отталкивающий мир, где или ты бьешь, или бьют тебя. Здесь можно оскорблять других безнаказанно, издеваться над слабыми и третировать тех, кто не похож на большинство.
Сейчас, как мне кажется, взрослые проявляют больше внимания к поведению детей, но в 90-е годы, когда я сам учился в школе, до нас никому особо не было дела. В обоих школах, где мне пришлось учиться, в детском коллективе формировалось «кастовое» общество. В каждом классе был свой «шишка» и его «шобла», свой «опущенный», а оставшаяся часть класса звалась просто - «мужики». Кроме того, всю школу пронизывала система поборов: младшие время от времени «добровольно» скидывались и отдавали деньги «старшакам», те - еще выше, и по слухам уже 11-классники покупали на эти деньги сигареты и «травку» тем, кто сидел в тюрьме-малолетке. Лично я думаю, что они эти дармовые деньги просто пропивали.
Мальчику в этой Системе не участвовать было практически невозможно. Надо было иметь сильные кулаки и грозных родителей, готовых навешать по ушам всем, кто тронул их ребенка. Причем это все надо было иметь в комплекте - наличие кулаков не освобождало от группового нападения, а наличие родителей - от «чморения» по тихому.
Я был как все и мне приходилось следовать этим правилам. За многие свои проделки и поступки в отношении «чушек» мне сейчас очень стыдно. Но по другому было нельзя. Не хочешь отдавать свои деньги - выбивай их с других, кто ниже по «касте». Не хочешь получить звание «чушки» - не сочувствуй им и публично высказывай свое презрение, пользуясь каждым случаем, чтобы унизить и оскорбить их.
Не высовывайся на уроках с правильными ответами, кури, здоровайся двумя руками со «старшаками», ржи над их шутками, поддерживай решения «шишки» класса - вот простые правила, чтобы войти в «шоблу». Мне все это было противно, поэтому всю школу проходил в простых «мужиках» - без привилегий в случае проблем вызывать «старшаков» и общаться на равных с «шишками». Воспринимал школу как некую тюрьму, ходил туда «от сих до сих». Только в старших классах не смог побороть интерес к знаниям и ухитрился закончить школу без троек. Попутно влипнув в ряд разборок за то, что «слишком умный».
Прошли годы. Наш «шишка школы», от которого никому не было прохода, пошел работать в милицию. Оба «чушка класса» нашли немецкие корни и уехали на ПМЖ в Германию. Раздобрели, нашли хорошую работу и живут вроде неплохо - имеют машину, квартиру. С одним из них я недавно списывался, извинялся за свое поведение в школе и получил в ответ: «Да ладно, я понимаю. Все так делали...». Но, откровенно говоря, на душе легче не стало...
Когда в СМИ пишут про очередной жесткий поступок, совершенный несовершеннолетним, всегда найдется какой-нибудь психолог, который успокаивающе скажет: «Ему просто не хватало внимания». Да, только не совсем верно. Детям нужно не просто внимание, им нужны защита и понимание. Они хотят быть с вами на равных и видеть во взрослых не надзирателей, а добрых волшебников.
Давайте будем достойны этого образа.
Дема, специально для Кавиком.ру.