В последнее время все чаще обсуждается вопрос о присоединении России к единому образовательному пространству. Это обусловлено тем, что Россия обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Одним из первых российских вузов, вступивших на путь интеграции, стала Современная Гуманитарная Академия.
О том, как будет реализована реформа и что она даст потребителям образовательных услуг, рассказывает директор Старооскольского филиала СГА Анатолий Алексеевич Мещеринов:
- 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающих за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будут признавать на равных условиях во всех странах-участницах.
Следует отметить, что это не просто образовательный процесс, но и отчасти политический, направленный на создание единого образовательного пространства, в котором будет использован «общий язык», понятный учебным заведениям всей Европы, и на объединение Европы в целом. Согласно Болонской декларации создание такого единого образовательного пространства планируется закончить к 2010 году.
Болонское соглашение предлагает образование по единой ступенчатой системе «3+2». Обучение в первые три года дает степень бакалавра, следующие два года проходят те, кто хочет получить более престижную степень магистра. Степень бакалавра означает, что молодой человек уже имеет оконченное высшее образование. Такие выпускники готовятся для работы в «среднем звене». Если студент хочет в будущем занимать руководящую должность или проводить научные исследования, то ему предстоят еще два года для обучения в рамках курса «магистр». На каждом уровне необходимо накопить достаточное количество зачетных единиц (кредитов): 180-240 единиц на первой ступени и 90-120 единиц на второй. В принципе, одна зачетная единица соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. В случае перехода студента из одного университета в любой другой университет Европы предусмотрен перезачет кредитов по единой европейской системе (ECTS). Каждый выпускник получит приложение к диплому единого образца «Diplom supplement», который и даст возможность конвертирования дипломов. Другими словами, если студент прослушал и успешно сдал курс по экономике в одном университете, то в другом ему зачтут заработанные кредиты: не надо заново слушать и пересдавать курс. Это даст ему возможность без труда перемещаться из одного учебного заведения в другой по всей Европе.
- С конвертированием дипломов все ясно. Что по поводу качества?
- Гарантия качества - один из важнейших аспектов, признанных в Болонском соглашении. А российское образование в этой части отличается практически от всего остального мира. У нас государство создает вуз, дает право обучать и через пять лет, когда проходит первый выпуск, оно же его и аттестует. То есть аттестация рассматривается как этап подтверждения качества. Причем она состоит из двух частей - внутренняя аттестация университета и внешняя, которую возглавляет чиновник из министерства. В Америке и в Европе существует третий этап - внешняя аттестация, которую проводят профессиональные союзы медиков, юристов, инженеров и так далее. А так как государство контролирует качество, то оно должно прислушиваться к мнению этих профессиональных союзов.
- Все это звучит очень серьезно. Не будем говорить о всех российских вузах – давайте подробнее о вашем. Вы действительно готовы к таким крутым переменам?
- В отличие от большинства отечественных вузов мы были готовы к этому изначально. Еще задолго до вступления России в Болонский процесс Современная Гуманитарная Академия была сориентирована на европейскую ступенчатую систему «бакалавриат-подготовка специалистов-магистратура-аспирантура». Кроме того, академия имеет Британскую аккредитацию, является членом Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО, Европейской ассоциации международного образования, Европейского фонда управления качеством (EFQM) и ряда других международных организаций. Как видите, к Европе мы были близки всегда.
Но это, возможно, и не главное. А главное то, что академия, имея учебные центры в 435 городах и населенных пунктах пятнадцати стран, - сама по себе является не просто сетью, а единым образовательным пространством, где лучшие российские и зарубежные преподаватели объединены в экстерриториальные учебные кафедры. Это стало возможным благодаря специально разработанной, подтвержденной лицензией Минобразования РФ, системы информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ). Важнейший ее компонент – спутниковое телевидение, технологические и организационные основы которого – ноу-хау не только в российском, но и международном масштабах.
Самое главное в ней – обеспечение интерактивного взаимодействия студент-преподаватель при помощи систем видеоконференцсвязи.
Мало того, что студенты из различных филиалов в режиме on-line могут слушать лекции таких научных светил как С. Капица, Г. Падва, Р. Медведев, с 2006 года они могут задавать им вопросы, а преподаватели, имея на руках списки всех участников подобного образовательного телемоста, обладают возможностью производить контроль усвоения знаний. Также в прямом эфире! Модульная схема изучения дисциплин в СГА также полностью соответствует системе накопления образовательных кредитов. Так что мы определенно предвосхитили происходящие сегодня события. Наше вливание в Болонский процесс происходит, в итоге, плавно и естественно.
- Чего не скажешь о государственных вузах. Насколько я знаю, имеет место даже некоторое противодействие…
- Не некоторое, а весьма активное! И в первую очередь, «в штыки» реформу приняли ведущие университеты страны. Основной аргумент – «наши дипломы и так конвертируемы». Но, во-первых, это – миф. Сейчас уровень российского образования серьезно снизился и прежней востребованности наших специалистов уже нет. Во-вторых, даже если бы это и было правдой, эгоцентризм такой позиции ужасающ! А как же сотни тысяч студентов других вузов, дипломы которых европейский работодатель без нострификации и в руки не возьмет?!
На самом деле вся проблема в том, что российские государственные вузы не испытывают конкуренции, потому что сами ее контролируют. А поскольку система отрабатывает и копейка в карман капает, зачем им реформы?
Одним из камней преткновения является то, что необходимо менять сами методологические основы учебного процесса. Традиционно в нем заложен принцип линейности. Российское образование тяготеет к жесткому государственному контролю.
Согласно принципам Болонского соглашения вузы самостоятельны в выборе и составлении набора дисциплин, создании собственных образовательных траекторий. Проблема заключается в том, насколько государство готово дать свободу вузам в подборе и формировании учебного плана.
- В соответствии с этим непонятно, как Министерство образования вообще решилось на присоединение к Болонскому процессу…
- Так же, как и его европейские инициаторы. Несмотря на местечковые шапкозакидательские настроения, министерство признало, что готовить специалистов стали плохо! К дипломам большинства вузов не то что в мире, на родине нет доверия! Нет его и между вузами: чтобы перевестись из одного российского вуза в другой, необходимо досдавать разницу в часах, а чаще и вовсе пересдавать дисциплины. Российский студент потрясающе не мобилен! И эти факты, к счастью, были признаны. Позиция министра Фурсенко по этому поводу однозначна: «В долгосрочной перспективе нет другой альтернативы кроме интеграции российской образовательной реформы в Болонский процесс, или, по крайней мере, синхронизации с ним».
Андрей Дубровин
да, нас в универе пугают реформами. обещают новвоведения уже в следующем учебном году.
Уже не знаешь чего ждать он нашего правительства. то на сей раз придумают? :(
у нас в вгу куратор чуть ли не каждый дань напоминает что вот вам надо держаться за учебу и все такое а то вот мол перемены грядут