Не тот пилот, кто падал

добавить в избранное
25 августа 2008, 11:26, stkurier

Для пилотов старооскольского аэроклуба «Сокол» небо, пожалуй, стало такой же естественной средой, как и для земля. Ведь своему увлечению, полетам, они отдают основную часть своего времени. И сложно назвать их любовь к небу простым словом «хобби»: для них это что-то гораздо большее.

title

Три перерождения «Феникса»

Андрей Порубов в клуб пришел еще 26 лет назад. Впрочем, в то время это еще не был клуб – просто кружок дельтапланеристов при училище №22. А попасть в него юному Андрею удалось не сразу.

- Незадолго до этого я видел по телевизору сюжет о дельтапланах. Очень заинтересовался, везде искал что-то похожее, но безрезультатно. И вдруг мой двоюродный брат, который учился в училище №22, рассказал мне, что их ребята построили какой-то летательный аппарат, который сейчас стоит в спортзале училища. Я начал его расспрашивать, но брат мало что знал. Сказал, что вроде бы сделан этот аппарат из деревянных планок и обтянут брезентом. Но вот беда – в этот кружок, он назывался «Феникс», принимали только тех, кто учился в училище №22, а я на тот момент уже поступил в СТИ МИСиС. Не задумываясь, я бросил институт и отдал документы в училище, чтобы иметь возможность заниматься в кружке. От отца мне за это здорово влетело, - вспоминает Андрей Порубов.

Руководил кружком в то время Сергей Марусин. Именно с его помощью учащиеся построили первый летательный аппарат. Строили, правда, не зная правил, не имея ни навыков, ни какой-то хорошей литературы – в то время достать такую информацию было чрезвычайно сложно. Доходили какие-то зарисовки из-за рубежа, но не более того. Первый большой дельтаплан с грозным именем «Прометей», построенный ребятами в 1985 году, так и не полетел. Но его постройка дала мальчишкам необходимый опыт – они научились изготавливать каркас, шить крылья. И когда через некоторое время в советском журнале «Моделист-Конструктор» были опубликованы более точные чертежи дельтаплана, они уже знали, как нужно делать. Второй летательный аппарат «Славутич УТ» уже оправдывал свое назначение – мог «подскакивать», отрываться от земли и нести пилота вверх – ближе к небу. Вместе с ним «на взлет» пошел и клуб. Ребята начали участвовать в соревнованиях, добивались очень хороших результатов. Но тут Андрея забрали в армию и время «взлета» кружка прошло уже без него.

- После развала СССР спорт потерял поддержку. Нам еще повезло – в 1992 году нас принял на баланс «Оскольский электрометаллургический комбинат». Мы получили транспорт, помещение, финансирование. Для кружка это было время сверхбыстрого развития. Мы обновили всю технику, всю материальную базу, начались регулярные тренировки, выезды на крупнейшие соревнования. В течение года после этого мы вышли на лидирующие позиции, завоевали второе место во всероссийских соревнованиях. Но в 1994 году нас вернули на баланс ДОСАФ и мы потеряли все, что у нас было. В то время считалось, что спорт должен приносить доход. А мы зарабатывать деньги не умели, да и не хотели. Мы хотели летать, мы жили небом! А у нас сменили руководителя, отобрали помещение и транспорт, разворовали или распродали на металлолом оборудование. Мы остались с тем, с чем были за пять лет до этого – с парой дельтапланов, и парой парашютов, - говорит Андрей Порубов.

Однако не зря кружок называли «Фениксом» - через несколько лет началось его возрождение. На свои деньги летчики-энтузиасты приобрели лебедку, начали полеты, даже пытались зарабатывать деньги на рекламе – летали с прикрепленным к дельтоплану на тросу рекламным вымпелом какой-то фирмы. Но эти деньги быстро иссякли, как и сбережения пилотов. Только через год «летчики» нашли хорошую возможность зарабатывать – стали участвовать в сельхозработах в селах. Собрали специальный самолет для химической обработки полей, заключили договоры с директорами сельских хозяйств и начали работу. Андрею в то время пришлось бросить основную работу и вложить в дело все свои накопления. В кружке на тот момент оставалось всего три человека.

Идея сработала, появились деньги. Но собранный дельтолет разбился на очередных соревнованиях, пришлось приобретать в кредит другой. Начались споры внутри кружка: причиной конфликтов стало распределение доходов. В итоге Андрей остался с проблемами один на один, но клуб не бросил.

Поддержка пришла от председателя села Котово. Он выделил клубу, который Андрей переименовал в «Сокол», помещение, поддерживал продуктами. Да и не только он. Помог и генеральный директор «Федосеевских садов» Николай Шалайкин. И с 2005 года у клуба начался очередной период взлета: полноценная работа, полноценные полеты.

- Раньше бытовало выражение «Не тот пилот, кто не падал». И для того времени оно было верным. Слабая техника, отсутствие умений у пилотов приводили к падению дельтапланов, к травмам, а порой и к гибели людей. Мы учили машину летать и учились сами. Сейчас же ситуация другая. Каждый новичок проходит серьезную программу подготовки к полетам. Первым делом он изучает устройство машины, каждый ее узел и часть. Когда инструктор видит, что человек готов к самостоятельным вылетам – он дает разрешение. У каждого летчика есть своя программа вылетов и летная книжка. Да и техника сейчас другая. Собираем мы ее преимущественно здесь. А вот детали все покупные, сборка ведется по точным чертежам. Поэтому сейчас я говорю - «Не тот пилот, кто падал», - рассказывает Андрей Порубов.

«Хотим, чтоб молодежь «встала на крыло»

title

В клубе «Сокол» есть еще Геннадий Порубов – старший сын руководителя клуба. Несмотря на то, что 18 лет ему исполнится только осенью, он уже сейчас – опытный пилот. Осенью парень собирается в армию, правда, не в военно-воздушные силы – туда берут людей с идеальным зрением, а у Геннадия со зрением проблемы.

- Геннадий сейчас показывает лучшие результаты, чем я в его годы. Средний сын пока вылетает только в качестве пассажира – ему только 12 лет. Самая младшая в семье – дочь, ей всего два годика. Но и она буквально росла на аэродроме – спокойно спала в коляске, над которой летали наши самолеты. Супруга мне помогает, она еще до того, как мы поженились знала, что у меня, как в известной песне, «первым делом самолеты». Ведь жизнь пилота – это постоянные пропадания на аэродроме, выездные работы, соревнования, какие-то неудачи. Для меня важно, что она поняла и приняла мою любовь к небу, - говорит Андрей Порубов.

Купол самолетного ангара аэроклуба «Сокол» издалека виден всем, кто проезжает Котово. Сейчас в клубе постоянно занимаются 15 человек, и все «дельтанутые» (любимая шутка пилотов клуба).

- К нам приходят порой «списанные» из «большой авиации» летчики или те, кто не прошел туда по состоянию здоровья. Если летчик перестал летать, то из его глаз пропадает блеск, вместо него там появляется какой-то туман. Человек теряется на земле. Приходит к нам и молодежь, но редко, в основном - вместе с родителями. Вот, например, есть «династия» Черновых – отец и сын. Занимаются недавно, а уже хорошие результаты показывают. Мы хотим, чтобы молодежи было больше, чтоб росла целая смена пилотов. Мы сделали курсы бесплатными, потому что хотим помочь «встать на крыло» старооскольской молодежи, научить ребят летать. Если у человека есть в душе склонность к полетам – он останется. Если нет – уйдет, - уверен Андрей Порубов.

Алексей Деменко

"Старооскольский Курьер", 18 августа 2008 года

 
+1
0
-1
 
Просмотров 2750 Комментариев 5
Комментарии (5)
26 августа 2008, 11:51 #

Мало кто знает, что в Старом Осколе существует летный клуб. Слово «существует» здесь, к сожалению, в большей мере отражает не столько факт, сколько качество. Самобытная организация цепляется за жизнь в атмосфере полнейшего безразличия местных властей с одной стороны и законодательного уничижения на федеральном уровне – с другой.

Если кто-то думает, что амбициозный эпитет «невидимка» применим только к шпионским летательным аппаратам, он жестоко ошибается. Самое «невидимое» летательное средство – это то, которое в упор не видят и видеть не хотят чиновники. Отдыхают создатели отпиаренной счастливчиком Рустом «Сесны»! Даже конструкторы пресловутых «Стелсов» - и те нервно курят в стороне! Над Олимпом «невидимок» гордо кружит вся российская малая авиация!

Так статья о них начиналась у меня... и закончилась так же...

 
+1
0
-1
 
26 августа 2008, 12:20 #

Да, власти тут мало помогают

 
+1
0
-1
 
26 августа 2008, 16:50 #

Хорошая история.

Действительно, мало кто знает про аэроклуб. Даже я узнал, только, когда была опубликована статья про него

 
+1
0
-1
 
28 августа 2008, 14:21 #

Первым делом, первым делом самолеты...

 
+1
0
-1
 
29 августа 2008, 08:29 #

Bartezz, ну а денюжки? А денюжки потом?!

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии